logo search
МенеджментКЛ

Вопросы для самопроверки:

1. Исторические предпосылки менеджмента. Историческая эволюция управления.

2. Характеристика административной (классической) школы менеджмента.

3. Принципы управления по А. Файолю.

4. Характеристика школы человеческих отношений.

5. Бихевиористская (поведенческая) школа менеджмента.

6. Количественная школа менеджмента.

7. «Одномерные» и «Синтетические» учения об управлении.

8. Зарождение и развитие менеджмента.

9.Эволюция управленческой мысли.

10. Менеджмент и предпринимательство: общие черты и различие.

Тема 3. Опыт менеджмента за рубежом

Основные понятия: Особенности теории и практики менеджмента в различных странах. Сравнение моделей менеджмента.

План

1. Азиатский стиль менеджмента.

2. Западный стиль менеджмента.

1. Азиатский стиль менеджмента.

Возникновение азиатской модели менеджмента обусловлено спецификой стран Азии, пронизанной религиозной философией и мировоззрением. Для стран Азии использование западной модели было не только неэффективно, но и нежизнеспособно. В связи с этим возникла необходимость формирования своей специфической модели менеджмента, которую назвали азиатской. Наиболее активно и плодотворно разработка новой специфической модели, концепции менеджмента происходила в Японии.

Менеджмент в Японии отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Основные черты японского менеджмента связаны с менталитетом народа.

Коллективизм — коллективное, единогласное принятие управленческих решений; коллективная ответственность; коллективный контроль; ориентация управления на группу; оплата труда по показателям работы группы.

Бережливость — максимальная экономия на системе управления, экономия ресурсов, использо­вание безотходных технологий.

Аккуратность — высокое качество, высокая культура управления, высокая исполнительность, управленческая установка на непрерывный рост качества.

Практицизм — формирование нестандартной системы управления, приведение ее в соответствие с конкретными целями и задачами.

Высокая приспособляемость к новизне — восприимчивость нововведений, ориентация на быстрое их внедрение, массовая покупка патентов и лицензий, позволяющая достигать высоких результатов в производстве.

Патернализм. Между менеджерами и подчиненными складываются личные неформальные отношения, происходит продвижение по службе по старшинству и стажу работы, замедленная оценка работы и служебный рост, руководитель — это отец коллектива, он координирует и контролирует деятельность подчиненных.

Трудолюбие определяет высокую производительность при всех прочих равных условиях; отсутствие жестких управленческих решений по отношению к персоналу. Производство и деньги — вторичны, религия, вера — цель жизни, религиозные ценности определяют поведение на производстве.

Японский менеджмент оказывает значительное влияние на экономику, что объясняется следую­щими особенностями:

1) большей отдачей от изменений в структуре занятости;

2) увеличением капитала и его лучшим использованием;

3) большей отдачей от применения новейших идей в производстве товаров и услуг;

4) переходом ресурсов из сельского хозяйства в промышленность;

5) непрерывным заимствованием, применением и усовершенствованием идей из других стран мира, включая промышленный шпионаж;

6) очень эффективной групповой работой и групповыми усилиями;

7) быстрой реакцией на изменяющиеся условия мирового рынка.

Особенное внимание в Японии уделяется качеству продукции и услуг. Можно выделить следующие особенности японской системы управления качеством:

1) участие всех звеньев и уровней в управлении качеством;

2) подготовка кадров и обучение методам управления качеством;

3) активная деятельность кружков качества;

4) инспектирование деятельности по управлению качеством;

5) использование статистических методов в управлении;

6) существование и активное проведение в жизнь общенациональных программ по контролю качества.

В целом, японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений, согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими, и управляющими.