logo search
1869

9.14. Этика делового красноречия

Социальная значимость красноречия (риторики) высоко оценивалась еще в античную эпоху. Платон говорил о риторике, что это «завоевание души словами». Аристотель указывал на то, что искусство говорить – природный дар, талант. По его мнению, успех речи оратора зависит от «этоса», т.е. честности и благородства намерений говорящего, от «логоса», т.е. логики речи, и от «пафоса», т.е. гражданственности, приподнятости, увлеченности оратора. Как видим, благородство целей, этичность еще в древние времена являлись главным критерием оценки речевого воздействия.

Требования, которые предъявлялись к ораторскому искусству во времена Платона, Аристотеля, Демосфена, не вечны, не следует рассматривать их как догму. Так, например, для великих ораторов прошлого естественным было сопровождать свое выступление размахиванием рук, громкими рыданиями, криками, стенаниями, подпрыгиванием на месте, разрыванием на себе одежды и вырыванием клоков волос. Невозможно сегодня без смеха представить себе менеджера, решившегося на подобные эскапады во время своего выступления на собрании или деловом совещании с целью большего убеждения присутствующих в правильности высказываемых им идей.

Дело в том, что риторика, искусство говорить, красноречие – явление историческое, и требования к нему тесно связаны с особенностями эпохи. Так, например, история свидетельствует, что во время крупных народных революций (французской, немецкой, революции в России 1917 г.) публичные выступления кого бы то ни было отличались крайней эмоциональностью, изобиловали призывами, восклицаниями, словарный запас характеризовался подбором соответствующих слов и выражений, которым

307