5. Содержание бизнес – плана
Структура основных разделов бизнес-плана в зависимости от его целей, видов деятельности и других обстоятельств может быть весьма разнообразной. Можно рекомендовать следующий наиболее типовой вариант структуры бизнес-плана:
Резюме.
Раздел 1. Описание продукции (товаров, услуг).
Раздел 2. Оценка рынка сбыта.
Раздел 3. Оценка конкурентов.
Раздел 4. Стратегия и план маркетинга.
Раздел 5. Прогноз объемов продаж.
Раздел 6. План производства.
Раздел 7. Организационный план.
Раздел 8. Юридический план.
Раздел 9. Оценка риска.
Раздел 10. Финансовый план.
Раздел 11. Стратегия финансирования.
Бизнес-план должен быть соответствующим образом оформлен.
Титульный лист бизнес-плана должен отражать: название и адрес предприятия, суть предлагаемого проекта и его стоимость, а также ссылку на секретность. Бизнес-план может иметь приложения, объем которых не ограничивается.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Исходные данные для бизнес-плана можно формировать на базе действующего коммерческого предприятия.
Первоначально следует определиться, на производство какой продукции (работ, услуг) будет разрабатываться бизнес-план. Как правило, имеющиеся варианты продукции нужно рассматривать с точки зрения их актуальности для предприятия и способности приносить достаточно высокий доход.
Далее требуется собрать данные об инвестиционных затратах на организацию производства нового продукта (работ, услуг). При этом инвестиционные затраты подразделяются на две группы:
- инвестиции в основной капитал (потребность в производственных мощностях, основных фондах, нематериальных активах и др.);
- инвестиции в оборотный капитал (потребность в сырье, материалах, комплектующих, денежных средствах и пр.).
Следующим этапом является сбор данных о производственных и маркетинговых затратах новой продукции (работ, услуг). С этой целью рекомендуется в качестве исходных данных использовать калькуляцию стоимости единицы продукции, на которую предполагается разрабатывать бизнес-план.
Одновременно следует уточнить затраты общего характера, которые образуют группу постоянных расходов предприятия. К ним относятся: затраты, связанные с управлением, амортизационные отчисления, расходы на аренду, коммерческие расходы и др.
Кроме того, требуется собрать информацию для выполнения анализа рынка новой продукции. Необходимо выявить продукцию аналогичного характера уже имеющуюся на рынке и сопоставить ее с новой предлагаемой продукцией по основным характеристикам. Далее следует изучить рынок новой продукции в разрезе покупателей и конкурентов, а также оценить емкость данного рынка и определиться с тенденциями его развития на ближайшую перспективу.
РЕЗЮМЕ
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.
Резюме должно готовиться в самом конце работы, когда выполнены все остальные разделы бизнес-плана. Работа над резюме чрезвычайно важна, поскольку именно первое знакомство потенциального инвестора с планом является определяющим для судьбы проекта и поэтому резюме должно быть проработано таким образом, чтобы вызвать к нему интерес.
Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц и содержит описание следующих ключевых моментов: суть предлагаемого проекта и основные результаты реализации; краткую характеристику конъюнктуры рынка; совокупную стоимость проекта и потребность в финансировании с описанием условий кредитования, гарантии по возврату кредита; оценку эффективности инвестиций и срок их окупаемости; факторы риска проекта и оценку степени его устойчивости.
- Бизнес - планирование
- 1. Современная концепция делового планирования
- 1.2. Функции по осуществлению бизнес – планирования и его участники
- 1.3.Планирование и управление проектами в России
- 2. Цикл делового проекта
- 2.1. Анализ на осуществимость делового проекта
- 2.1. Анализ на осуществимость делового проекта
- 2.2. Место бизнес – проекта в жизненном цикле компании
- 2.3. Типичные ошибки и недостатки при осуществлении бизнес – планирования
- 3. Введение в бизнес-план
- 3.1. Место бизнес-плана в бизнес–проекте
- 3.2. Требования к бизнес-плану и его макет
- Раздел 1. Описание продукции (товаров, услуг).
- 3.3. Методические подходы к бизнесу и его планированию в разных странах
- 4. Методы ситуационного анализа бизнеса
- 4.1. Классификация методов анализа деловых ситуаций
- 4.2. Анализ ситуации путем личного наблюдения и проведения эксперимента
- 4.3. Анализ ситуации на основе имеющегося опыта и аналогов
- 4.3.1. Значение деловой литературы в аналитической работе
- 4.3.2. Как лучше организовать поиск информации в деловой литературе
- 4.3.3. Отчеты предприятий как источник аналитической информации о ситуации
- 4.4. Анализ деловой ситуации на основании информации, полученной анкетированием
- 4.5. Анализ деловой ситуации с использованием внешнего аудита и консалтинга
- 4.5.1. Аудит как метод анализа деловых ситуаций
- 4.5.2. Консалтинг как метод анализа деловых ситуаций
- 5. Содержание бизнес – плана
- Раздел 1. Описание продукции (товаров, услуг)
- Калькуляция себестоимости 1единици продукта (работы, услуги)
- Раздел 2. Оценка рынка сбыта
- Раздел 3. Оценка конкурентов
- Раздел 4. Стратегия и план маркетинга
- Раздел 5. Прогноз объемов продаж
- Раздел 6. План производства
- Расчет себестоимости всего объема продаж
- Раздел 7. Организационный план
- Раздел 8. Юридический план
- Раздел 9. Оценка риска
- Раздел 10. Финансовый план
- Финансовые результаты
- Движения денежных средств
- Прогнозный баланс
- Раздел 11. Стратегия финансирования
- Особенности составления бизнес-планов
- 6.1. Особенности бизнес-плана инновационного проекта
- 6.2. Особенности проработки финансовых вопросов в проектах бизнес- планов предприятий
- 6.3. Особенности использования бизнес-плана в деятельности региональных органов управления
- 6.4. Бизнес-план финансового оздоровления