logo search
МенеджментКЛ

3. Корпоративная культура, ее принципы.

Корпоративная культура напрямую зависит от рода деятельности организации, занимаемого поло­жения предприятием на рынке или в обществе. Различа­ют предпринимательскую государственную организа­ционную культуру, организационную культуру лидера, организационную культуру при работе с сотрудниками.

В зависимости от преобладания элементов того или иного уровня выделяют два вида элементов — субъективные и объективные.

Субъективная организационная культура явля­ется основой формирования управленческой культу­ры или стиля руководства. Она представляет собой определенное восприятие ценностей, таких как ду­ховная символика в виде объектов, людей и их дей­ствий, обладающих привлекательностью для окружаю­щих, а также традиций организации.

Субъективная культура является основой управ­ленческой культуры, определяемой методами руко­водства, способами решения управленческих вопро­сов и их отношением к окружающим.

В состав субъективной организационной куль­туры входят следующие элементы:

1) создание определенных принципов и норм пове­дения сотрудников;

2) осознание каждым'сотрудником своего места в коллективе и организации в целом;

3) формирование эффективной системы коммуника­ций внутри предприятия;

4) создание системы питания (места, условий и тра­диций);

5) рациональное использование рабочего времени каждым работником;

6) создание и поддержание дружеских отношений между сотрудниками в коллективе;

7) создание условий, которые позволили бы сотруд­никам развиваться, повышать свою квалификацию;

8) развитие системы мотивации и формирование соответствующих условий на рабочих местах. Объективная организационная культура — это материальное и физическое окружение, создаваемое на предприятии. Объективная организационная куль­тура включает дизайн рабочих помещений, интерьер, стоянки для автомобилей, сами автомобили, т.е. опре­деленные условия, которые позволяют работнику чувствовать себя комфортно, Знаковая символика в виде стиля одежды, знаков отличия статуса, фир­менных наград и отличий тоже являются элементами объективной организационной культуры.

Знаковая символика — это часть фирменного стиля (бланки, печати и др.). фирменный стиль представляет собой совокупность средств и методов, обеспечивающих единство всех товаров фирмы с ее рекламными мероприятиями. Носителем фирменно­го стиля может являться любой предмет.

Организационная культура на предприятии разви­вается четырьмя путями:

1) в результате длительной практической деятельности;

2) в результате деятельности руководителя или соб­ственника;

3) в результате искусственного формирования орга­низационной культуры специалистами консульта­ционных фирм;

4) в результате естественного отбора определенных норм, правил, стандартов и принципов, внедряе­мых руководителем и коллективом. Развитие организационной культуры в организа­ции осуществляется постепенно вместе с развитием предприятия. Это связано с тем, что любое новшест­во встречает на своем пути прегради! экономиче­ского, личностного и социального характера.

Экономические преграды это боязнь потерять работу, уменьшение зарплаты, снижение социально­го статуса, повышение интенсивности труда.

Личностные преграды—ущемление профессио­нальной гордости, невосприятие критики сущест­вующих методов работы, нежелание повышать профессиональные навыки, непонимание сути ново­введений.

Социальные преграды — нежелание или неуме­ние приспособиться к новому социально-психологи­ческому климату, желание сохранить устоявшиеся социальные связи, недовольство личным неучасти­ем при внедрении нововведений.