9.Теоретический анализ услуг в рамках английской политэкономии
Этот процесс происходил в XVIII-XIX вв. в рамках английской политэкономии. Теоретики взяли за методологическую базу комплекс политэкономических представлений, сложившийся в Новое время в рамках английской философии хозяйствовани. Таким образом, в основу методологии исследования услуг было положено представление об общественных благах, пользе, принципы рационального анализа и здравого смысла, понимание общих интересов людей и одновременном отстаивание каждым своего интереса.
Английская политэкономия рассматривала услуги как составную часть экономических отношений. При этом ученые относили услуги к нематериальным благам (хотя анализировали их посредством экономических категорий). Тем самым закладывалось противопоставление невещественных услуг и конкретных товаров, которые олицетворяли материальные блага. Еще одна особенность в понимании характера услуг: производительный труд, связанный с созданием техники, товаров повседневного спроса, рассматривался как более важный сравнительно с непроизводительным трудом в сфере обслуживания.
А. Смит писал: «Труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращению труда... Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников... К одному и тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из самых легкомысленных профессий - священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.». {Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ. Т. 1. М., 1962)
К. Маркс не так пренебрежительно отзывался о товарных свойствах услуг, но и он вынужден был констатировать, что они - товар особого рода. Далее Маркс отмечал, что услуги, являясь особым видом товара, тем не менее имеют стоимость, как потребительскую, так и меновую: «Для производителя этих услуг они - товары. Они имеют определенную потребительную стоимость (воображаемую или действительную) и определенную меновую стоимость». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1)
Неосязаемый, невещественный результат труда при оказании многих видов услуг стал определяющим признаком, позволяющим считать сервисную деятельность непроизводительным трудом в отличие от производительного труда в материальном производстве. Эта позиция не только была свойственна экономистам XVIII-XIX вв., но существовала и позже, продолжая находить сторонников в течение всего XX в. Это приводило многих экономистов к недооценке рационального содержания и товарной формы блага-услуги, а также к недостаточному анализу услуги как экономической категории.
В частности, такие представления получили широкое распространение в советской политэкономии, наследовавшей марксистскую методологию анализа. Именно представления К. Маркса о переходе от капиталистического способа хозяйствования к социалистическому закладывались в советскую экономику. В этом случае удовлетворение потребностей ставилось в подчиненную зависимость от действия общеэкономических законов, от развития материального производства. Руководители советского государства, организаторы производств нацеливали усилия на формирование хозяйственной социалистической практики, которая приобретала серьезные отличия от практики капиталистической.
- 1.Дифференциация занятий и социальных ролей в первобытной культуре и архаических сообществах
- 2. Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира
- 3. Услуги в средневековом обществе Западной Европы
- 4. Сервисная деятельность в обществе постиндустриального типа( в развитых странах)
- 5.Сервисная деятельность в развивающихся странах
- 6. Отечественные услуги: от традиционных форм к современным(в дореволюционной России)
- 7.Уровень жизни населения и сфера обслуживания в советский и постсоветский периоды
- 8.Влияние индустриального производства на сервисную деятельность
- 9.Теоретический анализ услуг в рамках английской политэкономии
- 10.Подход к изучению сервисной деятельности в рамках «общества потребления»
- 12. Изменение роли сервисной деятельности в экономическом и общественном развитии
- 13. Укажите Главное отличие труда в сфере сервиса от труда в промышленном производстве
- 14.Класификация услуг в сервисной деятельности.
- 15.Классификация услуг по взаимосвязанным качествам
- 16. Сервисный продукт.Основные этапы его разработки.
- 19.Экономическая сущность сервисной деятельности
- 25. Интенсификация международного обмена услугами
- Глава 8. Адаптационно-динамические характеристики...