1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России.
Государство, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, использует систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Основная цель данной системы заключается в стабилизации деятельности международных компаний.
Различаются следующие основные средства государственного регулирования деятельности международных компаний:
1) ограничение доли иностранного инвестора в капитале местных компаний;
2) ограничения, связанные с управлением производством;
3) ограничение максимальной доли участия при распределении доходов;
4) условия выдачи и действия лицензий и патентов;
5) определение отраслей, где ограничен вход для
иностранных инвесторов.
В мировой практике выделяют несколько основных целей организации зарубежных филиалов международных компаний в принимающих государствах.
1. Возможность расширения рынков сбыта, представляющее собой направление сотрудничества, характеризующееся там, что взаимоотношения головной компании и принимающей страны будут связаны с передачей технологии производства продукции, опыта организации технологических процессов и права на использование своего товарного знака.
2. Возрастание объемов экспорта, предполагающее развитие производства, вложение головной компанией капиталов в принимающие страны с более дешевой рабочей силой и значительными природными ресурсами. Важным условием является наличие емких местных и региональных рынков сбыта.
3. Обеспечение компании необходимыми сырьевыми материалами, имеющимися в принимающей стране. Применяется тогда, когда принимающая страна имеет достаточное количество дешевых ресурсов, которые может использовать иностранный инвестор.
4. Приобретение уникальных технологий международной компанией, осуществляемое при помощи размещения своих дочерних компаний в зарубежных странах, имеющих высокий научный потенциал.
5. Повышение эффективности функционирования путем использования эффекта масштаба.
Государство осуществляют множество различных мероприятий, позволяющих привлекать зарубежные компании в свою экономику. Можно выделить несколько наиболее распространенных видов подобных мероприятий, осуществляемых государством.
1. Процедурные мероприятия, которые представляют собой использование административных и законодательных норм, позволяющих упростить процедуру ведения деятельности дочерних международных компаний на территории принимающей страны.
2. Налоговые льготы, заключающиеся в освобождении предприятия от некоторых видов налогов или их снижение до определенного уровня, предусмотренное для иностранных компаний. Освобождение предприятия от налога на прибыль до тех пор, пока предприятие не будет полностью введено в эксплуатацию. Это своего рода налоговые каникулы.
3. Субсидии и займы на льготных условиях представляют собой совокупность мероприятий, включающих в себя кредиты финансовых компаний с учетом ^ льготных условий и внесение в амортизационный фонд, не облагающийся налогами, сокращенных взносов.
4. Торговые льготы, устанавливаемые в процессе финансирования самого экспорта и предоставления экспортных гарантий. Данные льготы представляют собой снижение импортных пошлин или полное освобождение от них.
5. Содействие предпринимательской деятельности иностранных фирм, заключающееся в организации зон, позволяющих вести свободную предпринимательскую деятельность, применять государственные льготы, предполагаемые на рынке капиталов и запрет импорта конкурирующих товаров и услуг.
В международной практике выделяют два основных метода государственного регулирования деятельности международных компаний:
1) национально-правовой;
2) международно-правовой.
1. Национально-правовое регулирование представляет собой использование норм национальной системы права — тех или иных законодательных актов, создаваемых внутри страны, которые предназначены для введения каких-либо ограничений или условий, создающих преимущества. К национально-правовому регулированию относятся определенные инвестиционные законы и кодексы, применяемые в отношении условий и гарантий деятельности на международном рынке иностранных инвесторов.
Национальное законодательство включает в себя следующее:
1) национальный режим принимающей страны представляет собой своеобразные условия, предназначенные для уравнивания прав иностранных инвесторов с правами национальных предприятий;
2) дополнительные льготы и привилегии предоставляются иностранному инвестору с целью компенсации риска, который существует при деятельности иностранного инвестора. Законодательством большинства государств создаются гарантии в отношении защиты от некоммерческих рисков, таких как терроризм, конфискация активов иностранных предприятий.
2. Международно-правовое регулирование представляет собой регулирование, основанное на заключении международных договоров, соглашений, конвенций. Заключение таких соглашений входит в компетенцию учреждений системы ООН и таких интеграционных объединений, как ЕС, НАФТА, АСЕАН, ВТО. Вашингтонская конвенция 1965 г. «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами» — это одна из наиболее распространенных конвенций,'
регулирующих вопросы зарубежного предпринимательста. Главной целью этой Конвенции является то, что заключившие ее государства получают право обратиться в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Эффективным методом управления иностранными инвестициями является их регулирование в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), осуществляемое в виде политики, которая контролирует инвестиции, связанные с торговлей.
Другим методом управления инвестиционной деятельностью международных компаний в рамках ВТО является Генеральное соглашение по услугам. Применение данного соглашения связано с тем, что развивающаяся быстрыми темпами сфера предоставления услуг предусматривает создание за рубежом филиалов, специализирующихся в сфере телекоммуникаций и связи, аудиторских видов деятельности, программного обеспечения. Компании, работающие в сфере международного бизнеса, должны выполнить три основных условия, если желают получить реальную поддержку от своих государств, как то:
1) технология зарубежного филиала должна быть надежной, а организация производства наиболее эффективной, т.е., осуществляя свою деятельность, предприятие должно приносить максимальную прибыль;
2) зарубежные филиалы должны приносить прибыль не только своим учредителям, но и оказывать положительное воздействие на экономику принимающей страны;
3) организация зарубежных филиалов не должна оказывать отрицательное воздействие на производство, уровень занятости и другие показатели эффективности развития экономики принимающей страны. В случае наличия заинтересованности со стороны правительств стран-инвесторов в том,чтобы развивать отрасли и регионы, создавать условия для научно-технического прогресса, то с этой целью они создают льготные условия при выходе страны на внешний рынок и оказывают другое стимулирующее воздействие на международные фирмы путем создания различных финансовых стимулов и государственных капиталовложений.
- «Менеджмент»
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- Содержание
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость
- Тема 10. Мотивация труда в системе управления 38
- Тема 11. Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте 43
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процесов. Проект –менеджмент 47
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками. 51
- Тема 14. Инновационный менеджмент 57
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями 60
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера.
- Тема 17. Государственное регулирование внешнеэкономической
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость совершенствования организации и управления предприятиями.
- 1. Особенности рыночной экономики. Характерные черты современного этапа развития экономики России.
- 2. Современный менеджмент как основа успешного хозяйствования
- 2. Функциональный аспект менеджмента.
- 3. Объективная потребность в совершенствовании организации и управления предприятиями.
- Вопросы для самопроверки:
- 2.. Объективный характер эволюции менеджмента
- 3. Основные научные подходы и школы.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Западный стиль менеджмента.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Специфика менеджмента в России. Возможности и пути использования зарубежного опыта. Глоссарий менеджмента.
- 2. Особенности менеджмента в современной России.
- 3. Объективные трудности развития российского менеджмента.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел II. Управление предприятием.
- Тема 5. Роль учета воздействия внутренней и внешней среды на управление предприятием.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Содержание процесса управления
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Стратегический менеджмент Его ключевая роль.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 3. Разработка бизнес – планов.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Организационный менеджмент.
- 2. Организация работы предприятия.
- 1. Основные варианты построения организационных структур, их достоинства и недостатки.
- 2. Организация работы предприятия.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Коммуникационный менеджмент. Паблик Рилейшнз.
- 2. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.
- 3. Барьеры в коммуникационном процессе.
- 4. Понятие и сущность «Паблик Рилейшнз».
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Иерархия потребностей и методы их удовлетворения.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Виды контрольных функций и их основные элементы.
- 3. Способы реализации задач контроллинга менеджером.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов. Проект-менеджмент.
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Сущность, принципы, потенциал и роль реинжиниринга в управлении предприятием
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел III. Работа менеджера.
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- 1. Основные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений. Классификация решений.
- 2. Алгоритм принятия управленческие решения.
- 3.Виды рисков. Формы их проявления при реализации управленческих решений.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 14. Инновационный менеджмент
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- 1. Инновации - понятие и сущность.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями.
- 2. Понятие и сущность конфликтов, их виды, способы устранения.
- 3. Сущность организационных изменений и управление ими.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера. Корпоративная культура
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 3. Корпоративная культура, ее принципы.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 17. Управление внешнеэкономическими отношениями.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 4) Бессрочный характер существования компаний.
- 3. Работа менеджеров по успешному заключению контрактов.
- 2. Планирование переговоров:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Вопросы для экзамена
- Практические задания.
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика торгового предприятия»
- «Мировая экономика»
- Часть I
- Вопросы для самостоятельного изучения (5 часов)
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»