logo search
МенеджментКЛ

1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России.

Государство, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, использует систему мер законодатель­ного, исполнительного и контролирующего характера. Основная цель данной системы заключается в ста­билизации деятельности международных компаний.

Различаются следующие основные средства госу­дарственного регулирования деятельности между­народных компаний:

1) ограничение доли иностранного инвестора в капи­тале местных компаний;

2) ограничения, связанные с управлением производ­ством;

3) ограничение максимальной доли участия при рас­пределении доходов;

4) условия выдачи и действия лицензий и патентов;

5) определение отраслей, где ограничен вход для

иностранных инвесторов.

В мировой практике выделяют несколько основных целей организации зарубежных филиалов между­народных компаний в принимающих государствах.

1. Возможность расширения рынков сбыта, представляющее собой направление сотрудничества, характеризующееся там, что взаимоотношения го­ловной компании и принимающей страны будут свя­заны с передачей технологии производства продук­ции, опыта организации технологических процессов и права на использование своего товарного знака.

2. Возрастание объемов экспорта, предполагаю­щее развитие производства, вложение головной ком­панией капиталов в принимающие страны с более дешевой рабочей силой и значительными природны­ми ресурсами. Важным условием является наличие емких местных и региональных рынков сбыта.

3. Обеспечение компании необходимыми сырьевыми материалами, имеющимися в прини­мающей стране. Применяется тогда, когда принимаю­щая страна имеет достаточное количество дешевых ресурсов, которые может использовать иностранный инвестор.

4. Приобретение уникальных технологий между­народной компанией, осуществляемое при помощи размещения своих дочерних компаний в зарубежных странах, имеющих высокий научный потенциал.

5. Повышение эффективности функциониро­вания путем использования эффекта масштаба.

Государство осуществляют множество различных мероприятий, позволяющих привлекать зарубежные компании в свою экономику. Можно выделить не­сколько наиболее распространенных видов подоб­ных мероприятий, осуществляемых государством.

1. Процедурные мероприятия, которые представ­ляют собой использование административных и зако­нодательных норм, позволяющих упростить процедуру ведения деятельности дочерних международных ком­паний на территории принимающей страны.

2. Налоговые льготы, заключающиеся в освобож­дении предприятия от некоторых видов налогов или их снижение до определенного уровня, предусмот­ренное для иностранных компаний. Освобождение предприятия от налога на прибыль до тех пор, пока предприятие не будет полностью введено в эксплуа­тацию. Это своего рода налоговые каникулы.

3. Субсидии и займы на льготных условиях пред­ставляют собой совокупность мероприятий, включаю­щих в себя кредиты финансовых компаний с учетом ^ льготных условий и внесение в амортизационный фонд, не облагающийся налогами, сокращенных взносов.

4. Торговые льготы, устанавливаемые в процес­се финансирования самого экспорта и предоставле­ния экспортных гарантий. Данные льготы представ­ляют собой снижение импортных пошлин или полное освобождение от них.

5. Содействие предпринимательской деятель­ности иностранных фирм, заключающееся в органи­зации зон, позволяющих вести свободную предприни­мательскую деятельность, применять государственные льготы, предполагаемые на рынке капиталов и запрет импорта конкурирующих товаров и услуг.

В международной практике выделяют два основ­ных метода государственного регулирования дея­тельности международных компаний:

1) национально-правовой;

2) международно-правовой.

1. Национально-правовое регулирование пред­ставляет собой использование норм национальной системы права — тех или иных законодательных актов, создаваемых внутри страны, которые предназначены для введения каких-либо ограничений или условий, создающих преимущества. К национально-правовому регулированию относятся определенные инвестици­онные законы и кодексы, применяемые в отношении условий и гарантий деятельности на международном рынке иностранных инвесторов.

Национальное законодательство включает в себя следующее:

1) национальный режим принимающей страны представляет собой своеобразные условия, пред­назначенные для уравнивания прав иностранных инвесторов с правами национальных предприятий;

2) дополнительные льготы и привилегии предо­ставляются иностранному инвестору с целью компенсации риска, который существует при дея­тельности иностранного инвестора. Законода­тельством большинства государств создаются га­рантии в отношении защиты от некоммерческих рисков, таких как терроризм, конфискация активов иностранных предприятий.

2. Международно-правовое регулирование представляет собой регулирование, основанное на за­ключении международных договоров, соглашений, кон­венций. Заключение таких соглашений входит в компетенцию учреждений системы ООН и таких ин­теграционных объединений, как ЕС, НАФТА, АСЕАН, ВТО. Вашингтонская конвенция 1965 г. «О разрешении инвестиционных споров между принимающими госу­дарствами и иностранными частными инвесторами» — это одна из наиболее распространенных конвенций,'

регулирующих вопросы зарубежного предпринимательста. Главной целью этой Конвенции является то, что заключившие ее государства получают право обра­титься в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Эффективным методом управ­ления иностранными инвестициями является их ре­гулирование в рамках Всемирной торговой организа­ции (ВТО), осуществляемое в виде политики, которая контролирует инвестиции, связанные с торговлей.

Другим методом управления инвестиционной дея­тельностью международных компаний в рамках ВТО является Генеральное соглашение по услугам. При­менение данного соглашения связано с тем, что раз­вивающаяся быстрыми темпами сфера предоставле­ния услуг предусматривает создание за рубежом филиалов, специализирующихся в сфере телекомму­никаций и связи, аудиторских видов деятельности, программного обеспечения. Компании, работающие в сфере международного бизнеса, должны выполнить три основных условия, если желают получить реаль­ную поддержку от своих государств, как то:

1) технология зарубежного филиала должна быть на­дежной, а организация производства наиболее эф­фективной, т.е., осуществляя свою деятельность, предприятие должно приносить максимальную при­быль;

2) зарубежные филиалы должны приносить прибыль не только своим учредителям, но и оказывать по­ложительное воздействие на экономику принимаю­щей страны;

3) организация зарубежных филиалов не должна ока­зывать отрицательное воздействие на производ­ство, уровень занятости и другие показатели эффек­тивности развития экономики принимающей страны. В случае наличия заинтересованности со стороны правительств стран-инвесторов в том,чтобы развивать отрасли и регионы, создавать условия для науч­но-технического прогресса, то с этой целью они соз­дают льготные условия при выходе страны на внешний рынок и оказывают другое стимулирующее воздействие на международные фирмы путем созда­ния различных финансовых стимулов и государствен­ных капиталовложений.