. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга.
В 1959 году под его руководством были проведены исследования по установлению
различий в факторах, которые ведут к удовлетворенности или
неудовлетворенности работой. На основании ответов 200 инженеров и бухгалтеров
Герцберг сделал вывод о том, что удовлетворение потребностей не усиливает
мотивацию к труду. Им была сформулирована двухфакторная модель мотивации.
Герцберг установил, что удовлетворенность человека своими действиями и
неудовлетворенность ими, являются двумя полюсами, между которыми находятся
состояние и настроение человека. В зависимости от мотивирования человека его
настроение меняется, приближаясь к одному из полюсов.
Гигиенические факторы.
Как установил Герцберг, на удовлетворенность работой оказывают влияние две
группы факторов:
Гигиенические факторы, которые некоторые авторы называют факторвми
«здоровью»: зарплата, безопасность на рабочем месте, условия труда -
освещенность, шум, воздух и т.п., отношения с коллегами и подчиненными,
правила, распорядок и режим работы, характер контроля со стороны
непосредственного руководителя, статус.
Мотивирующие факторы.
Мотивирующие факторы, которые сам Герцберга назвал «удовлетворяющими» (это
название не получило широкого распространения). К этой группе относятся такие
потребности или факторы. Как достижение цели, признание, ответственность,
продвижение по службе, работа сама по себе, возможность роста. Эти
потребности связаны с характером и сущность работы.
Концепция мотивации во многом сходна с теорией потребностей Маслоу.
Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям,
потребностям в безопасности и уверенности в будущем по Маслоу, а его
мотивирующие факторы - потребности высших уровней по Маслоу. Однако их
взгляды расходятся относительно гигиенических факторов. Маслоу рассматривал
гигиенические факторы в качестве сил, влияющих на поведение человека,
стремящегося удовлетворить свои физиологические потребности. Герцберг же
считал, что гигиенические факторы не оказывают заметного влияния на поведение
человека, особенно когда они удовлетворены. Работник начинает обращать на них
внимание в случае, если они отклоняются от привычного для работника уровня.
Герцберг также делает вывод о том, что заработная плата не является
мотивирующим фактором. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен
обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов.
На практике выводы Герцберга привели к созданию программ «обогащения» труда,
в которых давался подробный перечень гигиенических, и особенно мотивирующих
факторов, и предлагалось сотрудникам самим определить наиболее
предпочтительные для них факторы.