logo search
Лекции_2012

Качество информационных моделей

До сих пор не сформировались стандартизированные критерии качества информационных моделей. Например, практические отчеты о недостаточной рентабельности корпоративных моделей данных свидетельствуют о том, что информационное моделирование связано с экономическим риском. Это делает необходимым учет таких факторов, как время, затраты и качество.

К сожалению, в теоретических дискуссиях о качестве моделей доминируют аспекты, связанные с оптимизацией их графического представления, например, минимизация занимаемой моделью площади или средней длины соединительных линий. Были также предприняты попытки автоматизировать генерацию оптимизированных таким образом моделей. Однако, не был учтен тот факт, что качество моделей связано не только с эндогенными (внутренними) свойствами моделей, но и с восприятием со стороны пользователя модели. Кроме того следует отметить еще один недостаток многих существующих теоретических изысканий - они недооценивают функциональные возможности доступных на сегодняшний день инструментов моделирования и их влияние на качество моделей.

Многообещающим является адаптация понимания качества с точки зрения комплексного управления качеством (TQM - Total Quality Management) для индустриальных продуктов. В соответствии с этим, качество модели процессов означает, что для оценки их пригодности необходимо учитывать имеющиеся у пользователей преференции или, другими словами, перспективы пользователя по отношению к модели. Так, разработчик программного обеспечения, использующий модель, например, в качестве общей схемы взаимодействия операций, будет предъявлять другие требования нежели сотрудник организационного отдела, использующий ту же модель для формирования организационной структуры предприятия.

Таким образом, перспектива пользователя модели, а вместе с ней и субъективно воспринимаемое качество моделей процессов зависят от:

• преследуемой цели,

• роли пользователя в организации,

• индивидуальных предпочтений относительно графического или концептуального оформления.