logo search
КОНЦЕПЦИЯ ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

5.2.4. Метод самоконтроля.

Обычный контроль качества имеет следующие негативные последствия:

Вывод: качество должно быть заложено в изделии, а не доказано контролем

Переход на принципы всеобщего управления качеством позволяет по-другому построить производственные взаимоотношения. Основным правилом работы становится постоянное удовлетворение всех требований потребителя за счет совершенствования своей деятельности. При этом под потребителем понимаются покупатели внутри страны и покупатели за рубежом, дилеры, а также все смежные подразделения и исполнители внутри производства собственной фирмы, т.е. реализуется принцип японских специалистов по качеству: "исполнитель последующей технологической операции - твой потребитель". Улучшение собственной работы обеспечивается за счет правильного, грамотного руководства с одной стороны, и сознательного поведения каждого работника фирмы, его добросовестного отношения к делу, с другой. В результате в фирме складывается "корпоративная культура", содержанием которой является задействование человеческого фактора, понимание того, что качество - забота каждого. Созданию корпоративной культуры содействуют следующие приемы:

  1. рассматривать сотрудников предприятия в качестве "активной статьи баланса", а не в качестве показателя затрат

  2. находить причины ошибок вместо поиска виновных и доказательства вины

  3. предотвращать ошибки, а не ждать, когда их придется устранять, руководить на основе личного примера вместо выдачи указаний

  4. стимулировать мероприятия по повышению качества, а не тормозить их осуществление

  5. использовать факты, а не предположения

  6. работать над усовершенствованием всех процессов вместо проведения оптимизации какой-либо сферы

Освоив эти принципы и приемы, внедрив их в систему качества, фирма может перейти к поэтапному использованию метода самоконтроля. Последовательность операций самоконтроля качества.

  1. На первом этапе рядовым исполнителем на фирме (рабочим или оператором) освоены первые задачи:

    • текущий контроль технологического процесса как без регистрации, так и с регистрацией данных о качестве

    • заполнение сопроводительной документации при заданном качестве исполнения порученной операции

    • принятие решения на проведение дальнейших операций

  2. Целями следующего этапа являются освоение исполнителем в режиме самоконтроля таких задач, как

    • решение о доработке операции

    • исправлении обнаруженных дефектов и недостатков выполненной операции с административным оформлением всей работы

  3. Заключительным этапом внедрения принципов самоконтроля является

    • проведение исследований и анализа технологического процесса силами исполнителей

    • окончательный выходной контроль продукции

После внедрения самоконтроля в полном объеме функцией службы качества фирмы остается лишь проведение испытаний образцов и общий контроль за соблюдением требований нормативно-технической документации. Внедрение автоматизированного оборудования во всех случаях требует обеспечения организационной автономии операторов и расширения выполняемых ими функций, в число которых в обязательном порядке включается и самоконтроль. Необходимыми условиями перехода к самоконтролю являются переподготовка персонала и изменение организационной структуры предприятия. В комплексе эти меры обеспечивают существенное повышение производительности труда и рентабельности.