logo search
Kursovaya_po_ekonomike_predpriatia

Структура бизнес-плана.

  1. Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.

  2. Резюме: основные положения предлагаемого проекта.

  3. Анализ отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.

  4. Сущность предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

  5. Производственный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.

  6. План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.

  7. Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах(пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.

  8. Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.

  9. Оценка рисков: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.

  10. Приложения: перечень основных документов.

Резюме.

Это решающая часть бизнес-плана, для многих бизнес-планов это единственный раздел, который будет прочитан потенциальным инвестором, после чего бизнес-план будет отложен в сторону. Значит "резюме" оказалось неубедительным и не заинтересовало инвестора. Резюме дают читателю возможность понять базовые идеи и перспективы бизнеса быстро и решить, стоит ли тратить дополнительное время на чтение плана. Следовательно, цель резюме заинтересовать и даже "соблазнить" потенциального инвестора.

Здесь на 1-2 (максимум - 3) страницах предельно просто и лаконично должна быть изложена сущность проекта: чем предприятие собирается заниматься, чем будущий продукт (услуга) данной организации будет отличаться от продукции конкурентов и почему потребители заинтересуются им, каких затрат (инвестиций) потребует реализация проекта и источники их получения. Здесь обязательно приводятся цифровые данные об объемах будущих продаж (в ближайшие 3-5 лет), выручке, прибыли, уровне рентабельности и, наконец, срок, в течение которого компания сможет гарантированно вернуть все одолженные средства (или другими словами, срок окупаемости капитальных вложений).

В зависимости от характера бизнеса и возможностей пишущего предприятие может подготовить два типа резюме: конспективное или описательное.

Конспективное резюме - более прямолинейно и "откровенно" по двум причинам: оно просто повторяет в сокращенном виде выводы каждого раздела бизнес-плана. Преимущество такого резюме и состоит в том, что оно легко пишется и в наименьшей степени зависит от способностей пишущего. Единственным недостатком конспективных резюме является слишком "сухой", деловой тон. Конспективные резюме охватывают все разделы бизнес-плана и представляют их в равной мере одинаково, хотя и сокращенно. В любом случае конспективное резюме должно содержать следующую информацию:

 Описательные резюме - похожи на краткий рассказ, который организация преподносит читателю. Здесь компания может с большим драматизмом и волнением описать свой бизнес. Однако, необходимо обладать достаточными способностями, чтобы представляя требуемую информацию, вызвать энтузиазм читающего и не впасть в преувеличение.

Общее описание компании-инициатора проекта.

В нем необходимо описать:

Описание продукции.        

В нем описываются те товары (услуги), которые собирается предложить фирма будущим покупателям и ради производства которых задумывался весь проект. При спаде производства разумно поступает тот, кто для своего бизнеса выбирает те товары (услуги), производство которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны и где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материала. С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирмы не могут полагаться на существующие товары, т.к. потребитель ждет новых усовершенствованных товаров.

В этом разделе дается подробное описание будущего продукта, товара или услуги, которые вы хотите предложить покупателям (потребителям). Здесь вы излагаете свою «главную идею».

При разработке данного раздела требуется предельно четко ответить на ряд вопросов:

- Какие потребности призван удовлетворить продукт (или услуга)?

- Что особенного в нем и почему потребители будут отличать его от товаров (услуг), предоставляемых другими компаниями, и отдавать ему предпочтение?

- Почему организация выбрала этот продукт (услугу) и этот рынок, чем они привлекательны для нее?

- Каков жизненный цикл товара или, другими словами, как скоро он устареет?

План маркетинга.

Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана. Цель данного раздела заключается в том, чтобы разъяснить, как предполагаемый бизнес будет воздействовать на рынок, чтобы обеспечить сбыт товара. План маркетинга может быть представлен по-разному в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка.

Этот раздел должен быть написан в доступной форме. Работая над ним, следует помнить, что инвестора и/или кредитора в первую очередь интересует жизнеспособность проекта, т.е., говоря другими словами, сможет ли данное предприятие добиться успеха на рынке. Поэтому необходимо убедительно показать, что предлагаемая продукция или услуги имеют рынок сбыта. Особое внимание следует уделить анализу конкурентоспособности данного предприятия.

При этом следует иметь в виду, что степень проработанности и подробности маркетингового раздела бизнес-плана зависят прежде всего от того, является ли предприятие начинающим или расширяет свою деятельность, а также предполагается ли организация производства новых видов продуктов и услуг. Менее подробным может быть план маркетинга компании, незначительно расширяющей свое присутствие на рынке.

Типичный процесс исследования рынка предполагает 4 этапа:

В данном разделе необходимо собрать следующую информацию о своих конкурентах:

1)      является ли область деятельности фирмы новой и быстро меняющейся или давно существующей,

2)      какова конкурентоспособность товара (услуги) на рынке,

3)      много ли внимания конкуренты уделяют рекламе своих товаров,

4)      каков уровень цен на товары (услуги) конкурентов,

5)      каков имидж фирм - конкурентов,

6)      какой рыночной стратегии придерживаются конкуренты в данный момент времени,

7)      каких действий можно ожидать от них в дальнейшем.

Организации необходимо выделить и подробно рассмотреть следующие составляющие маркетинговой стратегии:

Выбор рынков: Определите, на какие рынки она хочет поставлять свой продукт.

Производственная политика:  Какие товары или услуги хочет предложить рынку.

Распределение и товародвижение:  Описание каналов распределения, которые компания намерена использовать, чтобы довести свой товар до рынка и конечного потребителя.

Будете ли товар продавать через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации.

План сбыта:   Описание того, как предприятие будет управлять сбытом своей продукции и методы продвижения,  которые оно намерены применить.

Перечисление планируемых методов продаж.

Объемы продаж:  Определение объемы продаж, которые организация планирует достичь для каждого продукта (услуги) на каждом рынке и какими методами она будет добиваться роста объемов продаж (за счет расширения рынков сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей).

Уровень прибыльности: Перечисление уровней прибыльности, который предприятие хочет достичь, или в котором нуждается (другими словами, перечисление максимально необходимого и желаемого размера прибыльности)

Реклама: Как  будет организована реклама, сколько средств на нее будет выделено.

Сервис: Как будет организована служба сервиса (для высокотехничных изделий), сколько это будет стоить, и будет ли такая служба прибыльной.

Связь с общественностью: Методы создания положительной репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности.

Ценовая политика:  Характеристика уровня цен на каждом из возможных рынков.

План производства.

В нем должно быть описано, каким образом планируется производство продукции и оказание услуг, в том числе:

-  общий подход к организации производства,

-  какие источники сырья и материалов предполагается использовать,

-  какие технологические процессы будут использоваться

-  какое оборудование, в каком количестве и с какими характеристиками необходимо,

-  каковы требования к трудовым ресурсам (производственный персонал, инженерно-технический персонал, административный персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).

Данные этого раздела желательно приводить в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий - и на 4-5 лет.

В описании технологического процесса необходимо отразить следующие аспекты данного проекта:

1)      требуемая производственная мощность;

2)      потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;  

3)      потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;

4)      потребность и условия поставки сырья, материалов и комплектующих;

5)      контроль качества и дисциплины поставок;

6)      требования к источникам энергии и их доступность;

7)      подготовка производства;

8)      контроль качества продукции.

Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и ее динамики на дальнейшую перспективу. В издержки включаются затраты, связанные с утилизацией  отходов и  охраной окружающей среды.

Управление и организация.

Описание организации и перспектив ее развития в ближайшие годы. Какие именно специалисты (профиль, образование, опыт работы, уровень заработной платы) необходимы для успешного ведения дел. Организационная структура предприятия.

Целесообразно в этом разделе оговорить вопросы оплаты труда руководящего персонала, взаимосвязь уровня заработной платы и результатов производственной деятельности. Потребность предприятия в различных категориях работников, общее число служащих компании (как это число соотносится с количеством выпускаемой продукции).

Система найма рабочих и служащих на предприятие.

Описание должностных обязанностей работников, требования к качеству их работы.

Капитал и юридическая форма.

Этот раздел фактически распадается на две части. В первой части (юридический план) речь идет о выборе формы собственности и юридического статуса для нового предприятия и обосновании этого выбора.

Вторая часть раздела должна содержать рассмотрение потребности в капитале (инвестициях), источников этих инвестиций, уже имеющихся к моменту составления бизнес-плана, и тех, к которым планируется прибегнуть в будущем. Следует указать, какие ресурсы планирует вложить или уже вложил инициатор проекта, а также привести обобщенные сведения о расходовании средств по направлениям деятельности в процессе реализации проекта.

Необходимо изложить план получения средств: сколько необходимо средств для реализации данного проекта; источники получения средств;  ожидаемый срок возврата вложенных средств и получения инвесторами прибыли.

Для обоснования потребности в средствах дается краткое описание стоимости проекта по категориям:

Если предприятие планирует покупку оборудования, необходимо дополнительно указать его количество, тип, изготовителя оборудования, а также у кого и на каких условиях оно будет приобретено.

Особое внимание следует уделить источникам, за счет которых будет осуществляться финансирование проекта. Источники необходимо распределить на несколько категорий, например:

а) собственные денежные средства компании (наличные и планируемые);

б) внешнее финансирование (денежные и товарные кредиты, инвестиции).

Рассматривая условия финансирования проекта, следует точно указать объем необходимого кредита, а также подробно разработать графики его получения и погашения.

Необходимо определить:

1) условия кредитования: сумма необходимого кредита; график погашения кредита; срок кредита или займа; процентная ставка; льготный период для погашения кредита (займа); условия выплаты основной суммы займа и процентов;

2) рыночную стоимость залогового обеспечения, которое предлагается для гарантирования займа, по результатам экспертной оценки имущества.

Финансовый план.

Финансовый план обязательно должен содержать планируемый график выполнения (календарный план) работ в рамках проекта. В разделе должны присутствовать следующие документы:

1) прогноз объемов реализации;

2) план движения денежных средств (т.н. «кэш-фло»). «Кэш-фло» показывает, есть ли (или будет) у компании наличность, чтобы платить по счетам;

3) план прибылей и убытков (этот документ показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль);

4) прогнозные балансы предприятия;

5) расчет и график достижения безубыточности (показывает уровень продаж, необходимый для покрытия затрат при данном масштабе производства).

Оценка рисков и страхование.

Оценка риска представляет собой  один из наиболее сложных и наименее точных элементов финансового анализа. Потребуется, как можно точнее определить все непредвиденные обстоятельства, которые могут  возникнуть  в будущем.

Традиционно рассматриваются:

1. Рыночный риск (например, будет ли в будущем существовать рынок, будет ли рынок расти такими темпами, которые станут способствовать бизнесу).

2. Риск конкурирующих технологий (сможет ли конкурент разработать технологию, которая сделает вашу устаревшей; может ли какая-либо новая технология помешать предприятию успешно выполнить намеченное).

3. Риск завершения или технический риск (достаточно ли надежны предлагаемый проект, технология или предмет деятельности, чтобы все сработало так, как намечается).

4. Внешний риск.

5. Внутренний риск (достаточно ли персонала, чтобы предприятие могло нормально функционировать).

6. Политический риск (есть, или ожидается, какое-либо правительственное постановление, которое может помешать успеху; будут ли получены, когда это потребуется, обязательные разрешения специальных органов, например, управления по охране окружающей среды, здравоохранительных органов).

7. Ресурсный риск.

8. Риск капитальных вложений (сможет ли инфляция, изменение валютных курсов или политики правительства существенно повлиять на объем инвестиций).

Программа «управления  рисками» должна быть выработана на основе исследования особенностей бизнеса и тонкостей рынка страховых услуг.

Существуют 4 способа снижения финансового риска:

1)      распределение риска между участниками проекта;

2)      самострахование (передача части риска всем соискателям прибыли от проекта);

3)      страхование (заключение договора со страховой компанией);

4)      резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Анализ чувствительности проекта.

Целью анализа чувствительности является определение степени влияния различных факторов на финансовый результат проекта. В качестве интегральных показателей, характеризующих финансовый результат проекта, используются обычно следующие показатели:

  1. внутренний коэффициент рентабельности (IRR);

  2. срок окупаемости проекта (PBP);

  3. чистая приведенная величина дохода (NPV);

  4. индекс прибыльности (PI).

Срок окупаемости рассчитывается двумя способами:

1. Сумма первоначальных инвестиций делится на величину среднегодовых денежных поступлений. Применяется, когда денежные поступления примерно равны по годам:

PBР = ∑ Io / PV,

где Io – первоначальные инвестиции;

PV – среднегодовые денежные поступления от проекта.

2. Из суммы первоначальных инвестиций нарастающим итогом вычитают денежные поступления до тех пор, пока их разница не станет равной нулю. Соответственно данный период и является сроком окупаемости инвестиций.

 Факторы, варьируемые в процессе анализа чувствительности, можно разделить на две группы: факторы, влияющие на объем поступлений; факторы, влияющие на объем затрат.

Как правило, в качестве варьируемых факторов принимаются следующие: физический объем продаж как следствие емкости рынка, доли предприятия на рынке, потенциала роста рыночного спроса; продажная цена и тенденции ее изменений; переменные издержки и тенденции их изменений; постоянные издержки и тенденции их изменений; требуемый объем инвестиций.