Психология конфликтного поведения
Поведение человека иногда может быть причиной возникновения конфликта в системе межличностных отношений. Конфликтное поведение бывает осознанным и неосознанным. В первом случае индивид намеренно создает конфликтные ситуации и своими действиями поддерживает развитие конфликта.
Подобное поведение объясняется многими причинами : желанием личности таким способом самоутвердить с я; конфликтная ситуация раскрывает истинную позицию партнера по общению, поэтому противоречие создается для выяснения мотивов действий другой стороны; конфликт выявляет индивидуальные качества личности, проецирует его социальные установки, систему ценностей; намеренное внесение раздора с целью установления новой системы отношений.
Осознанное конфликтное поведение могут использовать ведущие и инструкторы тренингов в своей профессиональной сфере. Моделирование конфликтных ситуаций в тренингах и на деловых играх запускает механизм сплочения коллектива, генерации нестандартных решений и поиска стратегий выхода из конфликта. Модели конфликта являются эффективными приемами в профилактике и предупреждении конфликтных ситуаций в реальной жизни и взаимодействиях.
Неосознанное конфликтное поведение – более частый пример в системе межличностных отношений. Конфликтное поведение в этом случае детерминировано:
– некомпетентностью индивида;
– отсутствием практик и опыта конструктивного и бесконфликтного ведения общения;
– индивидуальными особенностями психики и характера человека;
– неразвитыми социальными и морально нравственными установками субъекта межличностных отношений;
– неорганизованной или слабо организованной системой норм, правил, регулирующих по ведение и определяющих допустимые формы;
– низкой культурой общения в социальной общности и ее представителя в частности;
– нарушением баланса ролевых отношений: несоответствие занимаемой роли и роли, которую ожидают окружающие;
– неуправляемостью с предъявляемыми требованиями;
– реакцией индивида на фрустрацию, физическое состояние, депрессию;
– проблемы в личностно значимой сфере могут привести к агрессии и конфликтному поведению в другой сфере.
Причин конфликтного поведения может быть много, так как в основном они имеют субъективную природу. Объективная составляющая поддается корректировке, например обучением навыкам рациональной критики, аргументированию своей позиции, невербальной коммуникации. Уровень компетентности особенно важен в сфере менеджмента. Некомпетентное управление и, как следствие, конфликтное поведение приводит к серьезным негативным последствиям на любом уровне.
- Татьяна Владимировна Кузьмина Шпаргалка по конфликтологии предмет и объект конфликтологии
- Предпосылки возникновения конфликтологии
- Конфликтология как научная дисциплина
- Современные представители парадигмы конфликта
- Прикладное значение конфликтологии
- Зарубежные исследования конфликтов
- Отечественные исследователи конфликтологии
- Причины возникновения конфликтов
- Составные компоненты конфликта и его характеристики
- Структура конфликта
- Динамика конфликта
- Логика и движущая сила конфликта
- Статус и роль участников конфликта
- Понятие эскалации конфликта
- Структурные изменения конфликта на этапе эскалации
- Функции конфликта
- Типология конфликтов
- Межличностный конфликт
- Внутриличностный конфликт
- Политический конфликт
- Гендерный конфликт
- Религиозный, расовый, этнический конфликты
- Межнациональный конфликт
- Вооруженный конфликт
- Конфликт поколений
- Конфликты в организациях
- Конфликты в управлении
- Семейный конфликт
- Детско-родительский конфликт
- Понятие и функции социального конфликта
- Теория конфликта р. Дарендорфа
- Теория социального конфликта г. Зиммеля
- Теория конфликта л. Козера
- Теория конфликта к. Боулдинга
- Теория агрессии к. Лоренца
- Теория функционального конфликта т. Парсонса
- Теория конфликта и социального взаимодействия р. Парка
- Диалектическая теория конфликта к. Маркса
- Конфликтологические знания в истории философии
- Проблема конфликта в социологии
- Проблема конфликта в психологии
- Психология конфликтного поведения
- Границы конфликта
- Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
- Виды стрессов при конфликте
- Предупреждение конфликтов
- Способы преодоления стрессовых последствий конфликта
- Понятие «управление конфликтом»
- Формы завершения конфликтов
- Способы разрешения конфликтов
- Позитивные последствия конфликта
- Переговорные методики разрешения конфликтов
- Структура переговорного процесса урегулирования конфликта
- Участие медиаторов в урегулировании конфликтов
- Прогнозирование конфликта
- Профилактика конфликтных ситуаций