logo search
кр

7.1 Социально - психологический фактор при разработке управленческих решений

В процессе подготовки и реализации УР (ПРУР) руководитель может ощутить противодействие или взаимодействие потенциальных ис­полнителей и потребителей решения. Эта реакция зависит от соци­ально-психологической проработки УР, задача которой заключает­ся в обеспечении согласованности потребностей и интересов управ­ляющей и управляемой системы, достижения требуемого уровня социальной справедливости. УР без элементов согласованности бу­дут подобны упомянутым в эпиграфе ящикам без наименования.

Социально-психологическая согласованность может быть отра­жена в тексте управленческого решения как его составная часть либо создана в процессе подготовки и реализации этого решения как внешняя аура (рисунок 25).

Рисунок 25 – Результаты воздействия УР на исполнителя

Для первого варианта в текст УР, наряду с констатирующей и распорядительной частями, вводят социально-психологическую часть. Таким образом, текст УР несколько расширяется. При втором варианте руководитель формирует социально-психологическую согласованность за счет дополнительных меро­приятий организационного, экономического, социального и пси­хологического характера. Например, руководитель убеждает испол­нителей в актуальности УР или сам принимает активное участие в подготовке УР. Согласованность реализуется за счет использования социологи­ческих и психологических методов управления при реализации УР. Рассматриваемые методы основаны на удовлетворении социальных потребностей и интересов человека и коллектива. Напомним, что для человека — это потребность в порядке, стабильности, инфор­мации, безопасности, управлении, творческом труде, вере, любви, семье, знаниях, патриотизме, общении, самовыражении и самопроявлении. К социальным потребностям коллектива относятся: организация и управление, саморазвитие, безопасность и приба­вочный продукт.

Убыстряющийся темп хозяйственной деятельности предъявляет повышенные требования к коллективу и его работоспособности, к психической устойчивости человека, коммуникабельности, гибко­сти и неординарности мышления. А это повышает значимость соци­ально-психологических методов.

Социальные и психологические методы достижения взаимодействия при ПРУР

Любая компания представляет набор социальных групп по воз­расту, личностным качествам, профессионализму. УР должно опи­раться на все социальные группы для обеспечения взаимодействия между участниками ПРУР. Для этого необходимо управлять соци­альной адаптацией и социальной мобильностью персонала. Соци­альная адаптация заключается в привитии навыка индивиду к совместной работе с другими работниками по установленным в ком­пании формальным и неформальным правилам. Социальная мобиль­ность проявляется в способности индивида менять свое место в горизонтальной или вертикальной иерархии производственных отно­шений. Для достижения социальной адаптации и мобильности ра­ботников используют:

  1. Методы управления социально-массовыми процессами основа­ны на теории систем и объективных законах организации: законе синергии, самосохранения, пропорциональности и композиции, развития и др. Они полезны для больших коллективов исполнителей УР, например, для разработчиков партийных программ, экономи­ческой стратегии развития больших компаний.

  2. Внутригрупповые и 3) индивидуально- личностные методы основа­ны на внушении, деловой беседе, деловом слове, деловой игре, личном примере руководителя, наставлении, обучении, принужде­нии, разъяснении, совете и убеждении. К ним относятся методы повышения социально-производственной активности, налаживания коммуникаций, морального стимулирования и мобилизации.

Предметом психологических методов являются формальные и неформальные отношения работников компании. Формальные (фун­кциональные) отношения формируются, исходя из должностных инструкций, закрепленных обязанностей и распоряжений админи­страции. Формальные отношения закрепляются в виде функциональ­ных или организационных структур подразделений и компании в целом. Неформальные (личностные) отношения устанавливаются на базе общности приоритетов потребностей и интересов, симпатий и антипатий. Неформальные отношения также закрепляются в виде структуры с лидерами и подчиненными, имеют неписаные правила отношений. Неформальные структуры обычно не объединяются меж­ду собой до уровня компании, то есть имеют локальную область действий. Психологические методы призваны создать гармонию этих отношений для формирования сплоченного коллектива.

Для улучшения взаимодействия при ПРУР используют следую­щие методы:

  1. Метод профессионального отбора и обучения основан на психологических тестах, выявляющих набор качеств, необходимых для работы в сфере управленческой деятельности или обучения. Как из­вестно, существует деление работников на две группы: X и Y. Груп­па X состоит из людей, которые могут хорошо работать, но не лю­бят организовывать свой труд, предпочитая, чтобы ими руководили и защищали. Для таких людей необходимо подбирать властных, вы­сокопрофессиональных руководителей, обладающих способ­ностью организовать труд людей и заставить их работать, не задевая их самолюбие. Группа Y состоит из людей, которые обладают боль­шим творческим потенциалом, могут хорошо работать и управлять этим процессом. Таким образом, принадлежность работника к груп­пе Y способствует его дальнейшему обучению или совершенствова­нию в области управленческой деятельности.

  2. Метод комплектования малых групп призван сформировать работоспособный коллектив на базе закона композиции и пропорци­ональности. Основные приемы этого метода:

  1. Метод гуманизации труда основан на благотворном воздействии на человека определенной музыки, цвета, света, элементов твор­ческой деятельности, престижности работы и др.

  2. Управленческая практика выработала ряд приемов убеждать ис­полнителя в правильности или неизбежности УР руководителя. При­ведем некоторые из них. Руководитель может: