Виды исследования систем управления
2.1 Классификация исследований систем управления
Классификация методов исследований систем управления, ее цели и факторы позволяют целенаправленно осуществлять поиск и выбирать для практического применения метод исследования систем управления, наиболее соответствующий реальным условиям.
Изучать состав методов исследований систем управления также наиболее удобно в рамках их классификации.
Классификация методов исследования систем управления может быть иерархической или неиерархической.
В зависимости от предметной области могут быть выделены исследования геополитических, политических, социальных, экономических, технических, технологических, конструкторских систем управления, систем управления качеством продукции и др.
В зависимости от целей исследования могут быть выделены исследования по повышению целевой эффективности системы управления, снижению расхода ресурсов, снижению рисков или, что то же самое, повышению безопасности системы управления.
В зависимости от глобальности проблемы возможны комплексные (системные), специальные (частные) и сравнительные исследования систем управления.
В зависимости от степени научной новизны и масштаба влияния на знание принято выделять фундаментальные и прикладные исследования [1].
По виду управления могут быть выделены исследования стратегического, перспективного, текущего, оперативного управления и контуров, в которых они реализуются. Внедрение результатов таких исследований будет давать результат на различных временных отрезках. Исследования систем управления целеполаганием, маркетингом, менеджментом имеют свою специфику, связанную с их местом и ролью в процессе управления.
По соотношению периода работы системы управления и периода проведения исследования можно выделить: предшествующие исследования, исследования в реальном масштабе времени, последующие исследования систем управления.
По методологии проведения можно выделить: контрольные, диагностические, сравнительные, исследования соответствия, классификационные, распознавания образов и др.
По этапу обнаружения и решения проблемы выделяют контрольные, диагностические, классификационные и сравнительные исследования.
По характеру участия объекта исследования в воспроизводственном процессе выделяют следующие виды исследований:
- исследования материалов и элементов на прочность, вязкость, стойкость, ресурс и др.;
- экономические исследования причин и результатов деятельности;
- конструкторские и технологические (технические) исследования средств производства;
- социологические исследования производственных отношений и человеческого фактора.
Этапы жизненного цикла оказывают особое влияние на цели и задачи исследования систем управления [2].
На этапе прогнозирования и планирования параметров деятельности должны исследоваться гипотезы, модели, процесс моделирования, устойчивость результатов к ошибкам в исходных данных (робастность) и др.
На этапе принятия решения функциональная роль исследований определяется тем, что необходимо провести исследование полноты информации, на основе которой принимается решение, полноты перечня параметров оценки эффективности решения, реализуемости различных вариантов решений и др.
На этапе передачи решения (в том числе с возможностью кодирования и раскодирования) необходимо исследовать возможность искажений (шума и(или) помех), период времени прохождения решения до исполнителей (нередко решения поступают после того срока, к которому они должны быть исполнены), форму фиксации передачи решения (с учетом возможной ответственности за их исполнение или неисполнение) и др.
На этапе восприятия и исполнения решения целесообразно исследовать правильность понимания решения, достаточность мотивации исполнителей, влияние на эффективность и результаты исполнения изменений в среде и др.
Исследования выполняют свою специфическую функциональную роль и при контроле, диагностике, прогнозировании и планировании систем управления и их эффективности [1].
При планировании исследования позволяют принимать решения относительно очередности, сроков действий, распределения ресурсов в процессе достижения поставленных целей.
По направленности на обнаружение одного из двух видов проблем организации исследования могут быть разделены на поисковые и нормативные.
По задачам исследований выделяют методы исследования механизма явлений или экстремальных исследований.
По форме ожидаемых результатов исследования могут быть качественными и количественными.
По виду используемых при исследованиях систем управления данных и информации, методических приемов могут быть выделены экспертные оценки и исследования, логические исследования, математическое моделирование и статистика.
По степени обязательности проведения исследования выделяют инициативные исследования и директивные (обязательные) исследования.
Классификация исследований систем управления играет важную практическую роль, так как она: позволяет устанавливать аналогию; выбирать метод исследования системы управления в определенных условиях; выдвигать гипотезы и прогнозировать возможности развития систем управления и др [2].
управление диагностика прогнозирование контроль