Влияние внутренней среды организации на разработку и реализацию управленческих решений (на материалах ООО "Еврошуз")

курсовая работа

1.1 Сущность и значение внутренней среды в процессе принятия и реализации управленческих решений

Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества решений, принимаемых руководителями. А это в свою очередь обуславливает важность изучения влияния на процессы разработки и реализации управленческих решений факторов внешней и внутренней среды.

Внутренняя среда организации - эта та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на различные аспекты функционирования организации, в том числе на процесс разработки и реализации управленческих решений [6, с. 25].

Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы управленческих решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Внутренняя среда имеет несколько «срезов», состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [8, с. 54].

Различают следующие «срезы» внутренней среды:

1)Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

1.1) взаимодействие менеджеров и рабочих;

1.2) наем, обучение и продвижение кадров;

1.3) оценка результатов труда и стимулирование;

1.4) создание и поддержание отношений между рабочими и т.п.

2)Организационный срез включает:

2.1) коммуникационные процессы;

2.2) организационные структуры;

2.3) нормы, правила, процедуры;

2.4) распределение прав и ответственности;

2.5) иерархию подчинения.

3) В производственный срез входят:

3.1) изготовление продукта;

3.2) снабжение и ведение складского хозяйства;

3.3) обслуживание технического парка;

3.4) осуществление исследований и разработок.

4) Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:

4.1) стратегия продукта, стратегия ценообразования;

4.2) стратегия продвижения продукта на рынке;

4.3) выбор рынков сбыта и систем распределения.

5) Финансовый срез включает:

5.1) процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации;

5.2) поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;

5.3) создание инвестиционных возможностей и т.п.

Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Наиболее важная составляющая внутренней среды организации - это ее человеческие ресурсы [4, с. 132]. Сегодня, когда практически любой организации открыт доступ к передовым технологиям и другим достижениям НТП, главное орудие организации в конкурентной борьбе - это ее кадры. Поэтому особое внимание при изучении влияния внутренней среды на процессы разработки и реализации управленческих решений необходимо уделить человеческому фактору.

Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.

Организационная культура - это система сложившихся в организации отношений, ценностей, а также мифы и определенные символы. Также она охватывает процессы разработки и реализации управленческих решений и оказывает на них значительное влияние [5, с. 123].

Представление об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Для организации с сильной организационной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней. Такие организации в публикациях о себе уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

Представление об организационной культуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они коммуницируют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах.

Таким образом, внутренняя среда играет большую роль в процессах управленческой деятельности и оказывает на них влияние через ряд факторов.

Делись добром ;)