Влияние системы мотивации персонала в компании на результативность работы персонала

курсовая работа

1.1 Теории мотивации персонала

Мотивация - это совокупность движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленных целей.

Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: это и система факторов, влияющих на поведение человека, и характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне.

В основе процесса мотивации лежит использование разнообразных мотивов.

Деятельностные мотивы могут быть следующие:

* органические -- направлены на удовлетворение потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;

* функциональные -- удовлетворяются с помощью различного рода форм культурной активности;

* материальные -- побуждают человека к деятельности, направленной на создание различных бытовых предметов;

* социальные -- стимулируют виды деятельности, направленные на то, чтобы получить признание и уважение в обществе;

* духовные -- лежат в основе видов деятельности, связанных с самосовершенствованием человека.

Традиционно выделяют мотивацию двух видов: положительную и отрицательную. Положительная мотивация -- это стремление добиться успеха в деятельности, в данном случае имеет место сознательное проявление активности, наличие положительных чувств и эмоций, например, одобрения тех, с кем взаимодействует человек.

Отрицательная мотивация - это стремление уйти от неуспеха. К данному виду мотивации относится все, что связано с применением материального или психологического наказания. Боязнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств, как следствие, может возникнуть нежелание выполнять данный вид деятельности.

Теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основаны на выявлении тех внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом.

Процессные теории мотивации основываются прежде всего на поведении людей, с учетом их восприятия и жизненного опыта.

Данные теории безусловно различны, но не являются взаимоисключающими. В современной управленческой практике они повсеместно используются для побуждения людей к эффективному труду.

Остановимся более подробно на характеристике теорий мотивации.

Теория мотивации по А. Маслоу

Согласно данной теории потребности человека можно условно разделить на пять групп:

1) физиологические потребности (потребность в еде, воде, отдыхе и т.д.);

2) потребности в безопасности и уверенности в будущем -- защита от опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что в будущем будет возможность для удовлетворения физиологических потребностей;

3) социальные потребности -- наличие социального окружения, потребность в общении с людьми, ощущении поддержки со стороны других людей;

4) потребности в уважении со стороны окружающих, стремление к личным достижениям;

5) потребность самовыражения, т.е. потребность в личностном росте и реализации потенциальных возможностей.

По мнению Маслоу, первые две группы потребностей первичны, а следующие три -- вторичны, все эти потребности можно расположить в виде пирамиды, основанием которой являются первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

Согласно теории Маслоу, в поведении человека определяющим является первоначальное удовлетворение потребностей низких уровней, и лишь затем стимулирующим фактором становятся потребности более высоких уровней.

Самая высокая потребность -- потребность самовыражения и роста как личности -- не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда делает акцент на потребностях высших уровней по иерархии Маслоу. Согласно данной теории людям в наибольшей степени присущи потребности причастности, успеха и власти.

Потребность причастности испытывают люди, которые заинтересованы в налаживании дружеских отношений, ориентированы на помощь другим людям. Они любят работу в команде, с возможностью постоянных коммуникаций и новых контактов.

Потребность успеха - это не стремление занять какое-то место в обществе или должность на работе, это получение удовлетворения от позитивного завершения рабочего процесса, достижения поставленных целей.

Потребность власти заключается в желании оказывать влияние на других людей. Люди с потребностью власти - это энергичные и решительные личности, которые не боятся вступать в конфронтацию и отстаивать свои позиции, зачастую они требуют к себе повышенного внимания.

Двухфакторная модель Ф. Герцберга удовлетворенности работой предусматривает деление всех факторов мотивации на две группы: гигиенические факторы и факторы-мотиваторы. Гигиенические факторы связаны со средой, в которой осуществляется работа. Согласно данной теории наличие гигиенических факторов выступать в роли мотиватора, а может только предотвратить чувство неудовлетворенности. Для того чтобы мотивировать повышение эффективности деятельности, необходимо наличие факторов-мотиваторов.

Для эффективного использования данного теории, необходимо составить перечень гигиенических и мотивирующих факторов и предоставить сотрудникам возможность определить свои предпочтения, Существенным недостатком теории Ф. Герцберга является то, что один и тот же фактор у разных людей может вызывать разные чувства, ведь у людей могут быть разные потребности.

Для того чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть поведенческие аспекты и параметры окружающей среды во взаимной связи. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации.

В основе содержательных теорий мотивации лежат нужды и факторы, которые с ними связаны. Процессуальные теории разбирают то, как человек распределяет старания для достижения многообразных целей и как выбирает определенный вид поведения. По мнение авторов процессуальных теорий не только потребности определяют поведение человека, а также восприятием и возможными последствиями выбранного типа поведения. Остановимся на процессуальных теориях мотивации более подробно.

Теория ожиданий В. Врума утверждает, мотивационный эффект оказывают не столько потребности людей, сколько мыслительный процесс, в котором индивид оценивает реальность достижения поставленной цели и получения желаемого вознаграждения.

Согласно данной мотивационной теории усилия, предпринимаемые индивидом, зависят от осознания им реальности достижения поставленной цели и желательности ее достижения.

Теория базируется на трех взаимосвязях: затраты - труда -- результат (з-- р); результат - вознаграждение (р -- в); валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Ожидания в отношении з - р -- это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.

Оптимизация в отношении р -- в -- это ожидания вознаграждения за уровень полученных результатов.

Валентностью данная теория называет ценность поощрения или вознаграждения. Валентность - это ожидаемая степень удовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения.

Теория справедливости была впервые сформулирована П. Гудмэном и затем развита и дополнена Дж. С. Адамсом в начале 1970-х гг. Согласно данной теории, основа трудовой мотивации -- это справедливость вознаграждений, оцениваемая по принципу:

Вознаграждение / Затраты труда = const.

Теория справедливости полагает, что люди субъективно определяют соотношение между заработанным вознаграждением и затраченными усилиями, а затем сопоставляют с вознаграждением людей, осуществляющих сходную работу. В случае возникновения обоснованного недовольства, необходимо исправить ошибку, то есть дополнительно простимулировать работника.

Если работник предполагает, что его вознаграждение меньше затраченных усилий, он может принять решение о необходимости уменьшить усилия или добиваться справедливого вознаграждения Работники, которые считают, вознаграждение выше затраченных усилий, будут работать с тем же напряжением или увеличат его. Модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера содержит в себе элементы теории ожиданий и теории справедливости. В модели Портера--Лоулера достигнутые результаты зависят от затраченных работником усилий, его способностей и характера, а также оценки его роли.

Степень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждений и уровнем уверенности, что эти усилия будут соответствующим образом вознаграждены. Индивидуум удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.

Следовательно, мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение личных целей или целей организации. Выделяют содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории мотивации основываются на анализе мотивационной сферы человека. К этой группе относятся теории А. Маслоу, Д. Мак Клелланда, Ф. Герцберга, С. Бернарда.

Процессуальные теории рассматривают процесс мотивации и значение мотивации в достижении высоких профессиональных результатов. Основное место в процессуальных теориях мотивации занимает то, как работник воспринимает рабочую ситуацию; при этом основное внимание уделяется рассмотрению факторов, определяющих, в какой мере это восприятие будет влиять на силу мотивации. К самым известным процессуальным теориям относятся: теория справедливости Дж.С. Адамса, теория ожиданий В. Врума, комплексная модель мотивации Портера - Лоулера.

Делись добром ;)