Внутренняя диагностика компании: определение сильных и слабых сторон

дипломная работа

1.1 Теоретические и нормативные основы внутренней диагностики компании

Для полноценного восприятия понятия «внутренняя диагностика компании» прежде всего, необходимо уяснить само понятие «диагностика».

Ближе всего данное понятие трактуется с точки зрения экономики: Диагностика (в экономике) - от греч. diagnostikos -- процесс распознавания проблемы и обозначения её с использованием принятой терминологии, то есть установление диагноза ненормального состояния исследуемого. (пример -- Диагностика системы управления организацией).

Объектом диагностики может быть как вся система (макро-, мезо- и микроуровень), так и любой элемент системы (внутренняя среда, конкретные виды ресурсов, организационная структура, себестоимость и т.д.).

Хорошо известно, что компании создаются с одной конечной целью. Эта цель - извлечение прибыли. Однако и для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, таких как: завоевание доли рынка, укрепление своих позиций на рынке, обгон конкурентов, следовательно, основная задача диагностики - достижение поставленной цели и решение задач на пути к этой цели, путем использования различных методов.

К таким методам можно отнести: координацию деятельности управления компании, изменение направленности деятельности компании, создание базы для эффективного функционирования компании, создание достойного кадрового резерва, привлечение инновационных технологий.

Диагностика компании направлена в первую очередь на то, чтобы определить выживаемость всей системы компании, на выяснение - соответствует ли объективно текущая деятельность данной компании всем тем изменениям, которые происходят на рынке, обеспечивает ли данная деятельность возможность реализовывать цели, стоящие перед компанией и своевременно решать возникающие задачи.

По итогам диагностики проводят оптимизацию системы управления и бизнес процессов.

В целом, в связи с процессами, происходящими в экономическом мире можно утверждать, что диагностике уделяется особое внимание. В связи с прошедшим мировым кризисом, диагностика компаний - особенно актуальная тема. Многие ученые считают, что диагностика сводится только к получению конкретных результатов - именно в числовом виде, однако, диагностика осуществляется различными методами: аналитическими, экспертными, экономическими.

В России довольно мало внимания уделено именно экспертной диагностике внутренней и внешней среды компаний. В основном, экспертной диагностикой компаний занимаются рейтинговые агентства, центры оценки и консалтинга.

В США рейтинговые агентства появились еще в 19 веке. В то время, уже во всех крупных городах работали агентства кредитных отчетов, которые анализировали существующие компании, а затем продавали информацию об их кредитоспособности. Первые официально опубликованные рейтинги появились благодаря компании Moodys в 1909году, в них содержалась информация об облигациях американских железных дорог. На сегодняшний день в США рейтинговые агентства имеют официальный статус и успешно функционируют, как на территории США, так и за рубежом.

В России принято связывать появление финансового рынка с приватизацией, именно в этот момент стали появляться первые рейтинговые агентства. Их рейтинги официально не признавались, однако шло дальнейшее успешное развитие. Президентов РФ был издан специальный указ, в котором говорилось, что необходимо проводить дальнейшее развитие рейтинговой деятельности. Однако кризис 1998 года надолго вывел многие рейтинговые агентства с рынка, устоять смогли не многие.

По мнению, Павла Самиева, эксперта рейтингового агента «Эксперт РА», рейтинговая культура в классическом смысле начала формироваться в России лишь после кризиса, с началом реального экономического роста и роста рынка ссудных капиталов. Лишь в этот период для российских компаний стали приобретать реальное значение такие понятия как "качество корпоративного управления", "информационная прозрачность", "репутация компании". Эмитенты долговых ценных бумаг и другие активные заемщики стали всерьез задумываться о формировании позитивной кредитной истории с целью улучшения условий финансирования в будущем (в том числе, с целью привлечения в будущем средств иностранных инвесторов). Павел Самиев "Атлас страхования" 19.07.2006.

На данный момент развитие рейтинговой деятельности идет ускоренными темпами. Огромным шагом на пути формирования законодательной базы, регулирующей деятельность рейтинговых агентств и оказания рейтинговых услуг в России стал Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 4 мая 2010г. N 37н "Об утверждении Порядка аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств".

По словам В.В. Путина: «Мы понимаем, каким огромным влиянием пользуются рейтинговые агентства и насколько дорого могут обойтись ошибки и тем более злоупотребления в их деятельности. По сути, аккредитация будет означать признание государством надлежащего качества работы конкретного рейтингового агентства, корректности его оценок и выводов», - пояснил Путин. Тем самым, продолжил он, будет устранена нелепая ситуация, когда структуры, выставляющие оценки надежности компаниям и государствам, сами не подлежат никакому контролю. Премьер также добавил, что правительство заинтересовано в появлении «сильных отечественных рейтинговых агентств», а процедуру аккредитации обещал сделать «добровольной, максимально прозрачной и необременительной» Независимая газета, 10 Февраля 2009, «Работа над ошибками власти»..

Алексей Саватюгин, заместитель Министра финансов Российской Федерации, полагает, что усиление внимания к деятельности рейтинговых агентств лежит в русле международных тенденций: после глобальных финансовых потрясений регуляторы в Евросоюзе, в Соединенных Штатах Америки, в других развитых экономиках пытаются контролировать объективность и независимость их оценок, принимают меры по предотвращению конфликта интересов.

Аккредитованные рейтинговые агентства принимают на себя обязательства информировать Министерство финансов путем предоставления периодических отчетов о существенных событиях своей деятельности, предоставлять финансовую отчетность, раскрывать структуру собственности, а также информировать Минфин о подходах к выставлению рейтингов и об обстоятельствах, которые могут вызвать конфликт интересов. «В дальнейшем рейтинговым агентствам будет уделяться все больше внимания, и контроль над их деятельностью будет усиливаться», -- отметил Алексей Саватюгин. Аналитический банковский журнал №10 (184) октябрь 2010

Несмотря на то, что в рыночной экономике возросла потребность в оказании рейтинговых услуг, развитие рейтинговой деятельности на данном этапе в Российской Федерации находится на начальном этапе и требует дальнейшего развития и нормативного закрепления.

В целом сектор консалтинговых услуг развивается опережающими по сравнению с другими сферами профессиональной деятельности общества темпами. Согласно исследованию, проведенному в конце 90-х гг. прошлого столетия Федерацией управленческих компаний, Токио - Япония, ежегодный прирост объема продаж консалтинговых услуг на протяжении последних пяти лет (1997--2002) стабильно находится на уровне 15%. Консалтинг -- еще довольно молодое направление сферы услуг в России, начавшее свое интенсивное развитие лишь в конце 80-х годов прошлого столетия. Данные исследования, проведенного на рубеже XX--XXI веков, свидетельствуют, что объем внутреннего спроса на консалтинговые услуги в России (76,3 млн. долл.) находится на уровне чуть ниже, чем в Греции (90,2 млн. долл.), население которой в 10 раз меньше. В то же время он в 170 раз ниже, чем спрос в сопоставляемых с нею по количеству населения Франции (1760,0 млн. долл.) и Германии (9199,3 млн. долл.). И с точки зрения рыночной экономики отечественный консалтинг находится только на начальном этапе своего развития Никитина Л.Л., Предисловие к русскому изданию книги: К. Туретт-Туржи, Консалтинг, СПб, Издательский Дом «Нева», 2010 г., с. 7..

Говоря о среде компании, выделяют внутреннюю и внешнюю. Внутренняя среда компании - это то, что находится внутри компании, ее организм, все то, что помогает компании функционировать.

Внутренняя среда организации состоит из подсистем, переменных, таких как управление компанией, кадровый состав компании, маркетинговая подсистема, финансовая, производственная, организационная. Конечно, данное разделение условно, в зависимости от вида компании может быть добавлен территориальный сегмент, сегмент выпускаемой продукции.

Внутренняя диагностика компании - деятельность, направленная на получение определенного результата. Результатом диагностики может быть определение конкретных управленческих мер, направленных на оптимизацию политики предприятия в области ценообразования, структуры сбыта, методов платежа, развития сбытовой сети, изменение внутренних документов, регулирующих деятельность компании, изменение способа контроля за выполнением работы кадровым составом.

В специальной литературе по менеджменту существует множество различных источников, характеризующих внутреннюю среду организации. Обратимся к тем, которые наиболее распространены на сегодняшний день и имеют непосредственное отношение к теме дипломной работы - внутренней среде крупной компании, действующий на территории российской Федерации.

В труде М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента», авторы представляют внутреннюю среду организации как набор составляющих - внутренние переменные или ситуативные факторы.

Авторы относят к набору таких составляющих: структуру, цели, задачи, людской фактор, технологию. Можно согласиться с авторами, которые относят цель к составляющей внутренней среды компании, однако цель - это некий конечный результат, который скорее находится вне внутренней и внешней среды компании, имеет не столь материальный характер, как и способности людей, интересы, стремления и потребности.

К тому же цель может носить, как внутренний, так и внешний характер. Например, целью компании может быть повышение профессионализма в компании и завоевание новых сегментов рынка.

Цель может быть поставлена и существовать в будущем или в итоге вообще не достигнута, следовательно, вообще не существовать.

Целесообразно выделить в качестве составляющей внутренней среды не цель, а функцию целеполагания, т.е. действие по достижению цели.

В связи с этим, в качестве реальных элементов внутренней среды компании можно выделить: структуру, функции, технологии, персонал. Каждый из них может быть объектом управленческого воздействия, предполагающего совершенствование данной переменной к.с.н., доцент. Аверченков И.Л. «Стратегии конкурентой борьбы: тренинги и кейсы.» Издательство «Речь», Москва, 2008г. .

Делись добром ;)