logo
Внутренняя диагностика компании: определение сильных и слабых сторон

1.2 Виды диагностики

При диагностике компании необходимо, прежде всего, помнить, что сильные и слабые стороны компании - это, прежде всего, внутренние составляющие функционирования организации. Под сильными и слабыми сторонами компании могут подразумеваться абсолютно разные составляющие деятельности компании, каждый элемент может оказаться как сильной составляющей, так и слабой.

Если более детально обратиться к сущности сильных и слабых сторон компании, то сильные стороны - это те преимущества, которые есть у компании, это может быть доступ к каким-либо определенным ресурсам, накопленный опыт, хороший кадровый состав, уникальность выпускаемой продукции и другое.

Слабые стороны компании - это то, что еще недостаточно развито или отсутствие чего-либо очень важного, что в свою очередь очень мешает развитию компании, это может быть «молодость компании», отсутствие достаточного опыта, отсутствие высококвалифицированных специалистов, недостаточное финансирование, отсутствие большого ассортимента и другое.

Необходимо иметь в виду, что оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды как раз и определяет наличие у фирмы стратегических перспектив и возможность их реализации.

Если обратиться к видам диагностики, то в научной литературе нет единого подхода к понятию «виды диагностики компании», оно и понятно, ведь каждая компания имеет свои специфические особенности структуры и деятельности.

Так, например, Алексеев А.А. - к.э.н., доцент кафедры «социального менеджмента» Московского Авиационного института, в своем учебном курсе «Исследование систем управления» Алексеев А.Н. Учебный курс, Исследование систем управления.

Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010г. предлагает следующее деление диагностики компании:

Стратегическая диагностика - диагностика, направленная на изучение внешней и внутренней среды компании, на обоснованной стратегии деятельности компании вцелом.

Целями данного вида диагностики являются: проведение антикризисной политики, поддержание выживаемости системы, поддержание потенциала успеха компании на рынке.

Главными задачами такого вида диагностики являются: определение сильных и узких сторон в деятельности компании, установление количественных и качественных целей в деятельности системы, определение критических внешних и внутренних условий для данной компании, определение экономической эффективности, сравнение плановых и реальных показателей деятельности компании.

Основными направлениями для диагностики компании являются изучение внешней и внутренней среды компании, проверка отсутствия внутренних противоречий в компании и их взаимосвязь с внешними факторами, влияющими на деятельность компании.

Следующий вид диагностики, оперативная диагностика - диагностика, направленная на изучение краткосрочных целей компании.

Целью данной диагностики является экономическая эффективность деятельности компании, эффективность деятельности системы по достижению краткосрочных результатов, обеспечение прибыльности.

Задачи данного вида диагностики схожи с задачами стратегической диагностики: определение слабых мест в компании, определение всех показателей, характеризующих компанию для достижения поставленных целей, сравнение плановых и фактических показателей деятельности, анализ несоответствия показателей на текущую работу компании.

Данный вид диагностики используют для принятия оперативных решений для недопущений кризисного состояния в компании.

Следует обратить внимание, что диагностика и контроль за ходом деятельности компании - не одно и тоже. Контроль дает результаты, информацию по уже свершившейся деятельности компании. Диагностика же направлена на перспективу, она позволяет выявить возможности для дальнейшего развития компании.

В зависимости от объекта диагностику можно разделить на диагностику финансово хозяйственного состояния компании и организационную диагностику.

Диагностика финансово-хозяйственного состояния обусловлена тем, что не одна организация не может функционировать без вращения капитала внутри, без сопоставления доходов и расходов, без своевременного принятия мер для стабилизации финансового состояния компании.

Основными целями данной диагностики являются: диагностика финансового состояния компании, выявление незадействованных ресурсов и их активизация, анализ экономической стабильности и объективная оценка результатов деятельности компании, определение соответствия качества труда и его морального и материального поощрения, контроль за выполнением планов и бюджетов, выявление внутренних резервов для повышения эффективности деятельности компании, прогнозирование хозяйственной деятельность, научное обоснование процессов, происходящих в финансово-хозяйственной сфере компании.

Данная диагностика представляет собой широкий комплекс мер, результатом которых является информация, необходимая для своевременного принятия решения для повышения эффективности работы компании.

Задачи, которые решаются при проведении диагностики финансово-хозяйственного состояния компании: проверка бюджетов и планов компании, реализация планов (по качеству и времени выполнения), анализ организационно-технической деятельности компании, анализ соотношения труда и заработной платы, анализ использования материальных ресурсов, анализ использования инноваций в деятельности компании, анализ эффективности функционирования производственных подразделений, выявление внутренних резервов, изменение внутренних резервов, анализ управленческих решений на соответствие деятельности данной компании.

Перечень задач и целей может быть увеличен, изменен или уменьшен в зависимости от типа диагностируемой компании.

Неподходящий вид диагностики будет скорее маскировать, а не собирать практически важную информацию.

Источниками для проведения диагностики компании являются: внутренние документы компании, результаты проведенных проверок, ревизий, внешнего и внутреннего аудита, средства массовой информации, результаты личного опроса клиентов компании, результаты опроса руководства и кадрового состава компании.

Если говорить о практическом применении диагностики, то в этом случае диагностику можно разделить на экспресс-диагностику, диагностику отдельных блоков компании и комплексную диагностику компании.

Экспресс - диагностика проводится в случае, если необходимо проанализировать первоначальную информацию о компании, определить первоначальный план действий. Экспресс-диагностика состоит из анализа финансово-хозяйственной деятельности компании и интервьюирования ключевых сотрудников компании. Этот вид диагностики проводиться ориентировочно за 3 рабочих дня.

Диагностика отдельных блоков компании - представляет собой комплекс мер по анализу не всей компании в целом, а конкретного блока - персонала, отдела сбыта, структуры компании. Довольно удобный способ диагностика, поскольку нацелен на быстрый результат. Срок исполнения от 3 до 5 дней.

Комплексная диагностика компании, диагностика, которая позволяет получить полноценную картину проблем и понять пути их решения.

В рамках комплексной диагностики проводится аудит: финансово-хозяйственной деятельности, целей и задач и их соответствия операционной деятельности, бизнес-процессов, организационной структуры, юридической чистоты, финансовой структуры, системы управленческого учета и отчетности, персонала, системы автоматизации, системы продаж, маркетинговой функции, системы закупок.

Данная диагностика состоит из нескольких этапов:

1. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности компании.

2. Диагностика целей и задач компании и их соответствия деятельности компании.

3. Диагностика бизнес-процессов компании.

4. Диагностика организационной структуры.

5. Диагностика системы управленческого учета и отчетности.

6. Диагностика кадрового состава компании.

7. Диагностика системы продаж.

Срок данного вида диагностики зависят от количества сотрудников в компании, уровня доступа к информации и многих других факторов, но ориентировочно от недели до месяца.