Внутренняя среда предприятия, ее анализ и прогнозирование (на примере ООО "Керамакс")
2. Анализ внутренней среды предприятия на примере ООО «Керамакс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Керамакс»
Общество с ограниченной ответственностью «Керамакс» является коммерческой организацией.
Основная цель ООО «Керамакс» - получение прибыли, как ключевой показатель организации.
Основными факторам, обуславливающими рост прибыли являются следующие:
1. условия благосостояния работающих на предприятии и развитие хороших отношений среди персонала;
2. удовлетворение потребителя или пользователя услуг;
3. позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;
4. высокий уровень труда;
5. публичная ответственность и имидж организации;
6. минимизация издержек и т.д.
К основным функциям предприятия относятся:
1. рекламирование товаров и услуг;
2. оказание торговых услуг покупателям;
3. составление заявок на завоз товаров;
4. формирование ассортимента товаров;
5. изучение покупательского спроса на товары.
Компания «Керамакс» поставляет широкий ассортимент отделочных материалов и сантехники из Италии. Компания является официальным дилером и дистрибьютором таких мировых производителей, как KEOPE, COTTOVENETO, BISAZZA и др.
Краткий перечень поставляемой продукции:
1. Облицовочная и напольная керамическая плитка для внутренней отделки разнообразной стилистики, с полным набором декоративно - и технологически необходимых элементов: детали сопряжения, карнизы, бордюры, цоколи, объёмные вставки, мозаичные и расписные напольные и настенные панно;
2. Тротуарная плитка итальянского производителя фабрики «Ceramiche Keope». Продукцию изготавливают из смеси портландцемента, красителей и облегченных наполнителей с помощью уникального метода формовки, позволяющего практически с полной идентичностью воспроизводить текстуру натурального камня.
3. Витражи, изделия из стекла, декоративные элементы из стекла для бассейна и ванных комнат;
4. Керамический гранит технического и декоративного назначения;
5. Мозаичные отделочные материалы из смальты, натурального камня, керамики, керамического гранита, венецианская, флорентийская, византийская, крупномодульная мозаика;
6. Специальная бассейновая плитка и мозаика.
Постоянный отбор поставщиков и работа с ними, осуществляемые персоналом компании, обеспечивают клиентам продукцию, отличающуюся высоким и стабильным качеством, широким ценовым диапазоном, способствующим комплектованию как эксклюзивных, так и очень экономичных объектов.
Практика импорта из Италии и хорошие связи с иностранными партнерами позволили создать надежную и быструю систему поставок продукции по предварительным заказам практически от любого итальянского производителя.
Компания «Керамакс» предоставляет все необходимые гарантии на продаваемую продукцию, в зависимости от обязательств поставщика вплоть до 50 лет, обеспечивает квалифицированными консультациями технического персонала и дизайнеров. Предлагает индивидуальный дизайнерский проект в программе «Ceramica 3D».
Общая производственная структура предприятия представлена в приложении 1. Данная структура показывает подчинённость цехов и участков предприятия.
Бухгалтерский учет на предприятии ООО «Керамакс» ведется главным бухгалтером. Рассмотрим основные показатели деятельности на примере таблицы 2.1.
Таблица 2.1 Основные показатели деятельности организации ООО «Керамакс» за 2009 - 2011 гг
Показатели |
Год |
Изменение (+,-) |
Темп изменения, % |
||||||
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2010г. 2009г. |
2011г 2010г.. |
2010г. 2009г. |
2011г. 2010г. |
2011г. 2009г. |
||
Выручка от продажи товара (тыс. руб.) |
4054,4 |
4304,6 |
4311,8 |
250,2 |
7,2 |
106,17 |
100,17 |
106,35 |
|
Себестоимость проданного товара (тыс. руб.) |
3765,5 |
3965,6 |
3937 |
200,1 |
-28,6 |
105,31 |
99,28 |
104,55 |
|
Валовая прибыль (тыс. руб.) |
288,9 |
339 |
374,8 |
50,1 |
35,8 |
117,34 |
110,56 |
129,73 |
Анализ деловой активности, проведенный в таблице 2 показывает, что выручка от реализации товаров в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 250,2 тыс. руб. или на 6,17%. В 2011 году рост выручки от реализации составил по сравнению с 2010 годом 7,2 тыс. руб. или 0,17%.
Себестоимость проданных товаров в предприятии ООО «Керамакс» в 2009 году составила 3765,5 тыс. руб., в 2010 году - 3965,6 тыс. руб., в 2011 году - 3973 тыс. руб., то есть, наблюдается увеличение себестоимости на 200,1 тыс. руб. или 5,31% в 2007 году по сравнению с 2008 годом и сокращение на 286 тыс. руб. или 0,72% в 2011 году по сравнению с 2010 годом.
Валовая прибыль ООО «Керамакс» за исследуемый период имеет ярко выраженную тенденцию к росту. Так, в 2009 году она составила 288,9 тыс. руб., в 2010 году - 339 тыс. руб., в 2011 году - 374,8 тыс. руб. В 2010 году он составил 10,56%,а в 2011 году - 17,34%.
Происходящие изменения отразились на росте показателя рентабельности продаж. Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки.
Рп2009 = (288,9 тыс. руб. / 4054,4 тыс. руб.) * 100% = 7,13%
Рп2010 = (339 тыс. руб. / 4304,6 тыс. руб.) * 100% = 7,88%
Рп2011 = (374,8 тыс. руб. / 4311,8 тыс. руб.) * 100% = 8,69%
Как показывают вышеприведенные расчеты рентабельность продаж ООО «Керамакс» увеличилась за анализируемый период с 7,13% до 8,69%, что положительно характеризует коммерческую деятельность предприятия.
Таким образом, в целом за период 2000 - 2011 гг. наблюдается тенденция роста основных показателей деятельности.
Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия являются завершающим этапом финансового анализа. Его проведение является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия. При этом оцениваются эффективность или неэффективность частных управленческих решений по вопросам производства и реализации продукции, использования средств организации.
Основные фонды - это часть производственных фондов, которая вещественно воплощена в средствах труда, сохраняет в течение длительного времени свою натуральную форму, переносит по частям стоимость на товар и возмещается только после проведения нескольких производственных циклов. Для характеристики эффективности использования основных средств организации составим таблицу 2.2.
Таблица 2.2 Показатели эффективности использования основных средств ООО «Керамакс» за 2009- 2011 гг
Показатели |
Год |
Изменение (+,-) |
Темп изменения, % |
|||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 г. 2009г. |
2011г. 2010г. |
2010 г. 2009г. |
2011г. 2010г. |
||
Выручка от продажи товара, тыс. руб. |
4054,4 |
4304,6 |
4311,8 |
250,2 |
7,2 |
106,17 |
100,17 |
|
Численность работающих, чел. |
15 |
16 |
16 |
1 |
0 |
104,00 |
100,00 |
|
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
288,9 |
339 |
374,8 |
50,1 |
35,8 |
117,34 |
110,56 |
|
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
1381,5 |
1411,3 |
1470,05 |
29,8 |
58,75 |
102,16 |
104,16 |
|
Фондоотдача, руб. |
2,93 |
3,05 |
2,93 |
0,12 |
-0,12 |
103,96 |
96,16 |
|
Фондоемкость, руб. |
0,34 |
0,33 |
0,34 |
-0,01 |
0,01 |
96,22 |
103,99 |
|
Фондовооруженность, тыс. руб./чел. |
552,6 |
542,81 |
565,4 |
-9,79 |
22,6 |
98,23 |
104,16 |
|
Фондорентабельность, %. |
2091 |
24,02 |
25,50 |
3,11 |
1,48 |
114,86 |
106,14 |
Фондоотдача - показатель реализации товара, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов. Данный показатель характеризует эффективность использования основных средств предприятия. В 2009 году на 1 рубль стоимости основных средств предприятия приходилось 2,93 руб. от продажи товара, в 2010 году - 3,05 руб., в 2011 году - 2,93 руб.. Таким образом, наблюдается увеличение фондоотдачи на 0,12 руб. или 3,93% в 2010 году по сравнению с 2009годом, и снижение на 0,12 руб. или 3,84% в 2011 году по сравнению с уровнем 2010 года.
Эффективность использования основных средств предприятия также можно охарактеризовать показателем фондоемкости. Фондоемкость - показатель обратный фондоотдаче. В 2009 году на рубль выручки от продажи товаров приходилось 0,34 руб. стоимости основных средств, в 2010 году - 0,33 руб., в 2011 году - 0,34 руб. Снижение фондоемкости (увеличение фондоотдачи) означает повышение эффективности использования основных средств.
Фондовооруженность характеризует обеспеченность предприятия основными средствами и рассчитывается делением среднегодовой стоимости основных средств на численность работающих. Из анализа показателя следует, что обеспеченность предприятия основными средствами несколько снижается в 2010 году, о чем свидетельствует снижение показателя фондовооруженности с 552,60 тыс. руб./чел. до 542,81 тыс. руб./чел. В 2011 году она возрастает на 22,60 тыс. руб./чел или на 4,16%.
Рентабельность основного капитала рассчитываем делением прибыли от продаж на среднегодовую стоимость основных средств. Данный показатель увеличивается с 20,91% до 24,02% в 2009 году по сравнению с 2010 годом и до 25,50% в 2011 году.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно эффективном использования основных средств в анализируемом периоде на ООО «Керамакс».
Наряду с основными фондами для работы предприятия имеет огромное значение наличие оптимального количества оборотных средств. Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств. Для характеристики эффективности использования оборотных средств организации составим таблицу 2.3.
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций.
Среднегодовую стоимость оборотного капитала определяем по формуле средней простой арифметической на основании данных бухгалтерского баланса. Среднегодовая стоимость оборотного капитала увеличивается на протяжении анализируемого периода с 2474 тыс. руб. до 2694,75 тыс. руб. (на 8,92%) в 2010 году по сравнению с 2009 годом. В 2011 году среднегодовая стоимость оборотного капитала составила 2969,8 тыс. руб., что больше чем в 2010 году на 10,21%.
Таблица 2.3 Показатели эффективности использования оборотных средств ООО «Керамакс» за 2009 - 2011 гг
Показатели |
Год |
Изменение (+,-) |
Темп изменения, % |
|||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 г. 2009г. |
2011г. 2010г. |
2010 г. 2009г. |
2011г. 2010г. |
||
Выручка от продажи товара, тыс. руб. |
4054,4 |
4304,6 |
4311,8 |
250,2 |
7,2 |
106,17 |
100,17 |
|
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
288,9 |
339 |
374,8 |
50,1 |
35,8 |
117,34 |
110,56 |
|
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
2474 |
2694,75 |
2969,8 |
220,75 |
275,05 |
108,92 |
110,21 |
|
Оборачиваемость оборотных средств: |
||||||||
- в числе оборотов |
1,64 |
1,6 |
1,45 |
-0,04 |
-0,15 |
97,47 |
90,89 |
|
- в днях оборота |
220 |
225 |
248 |
6 |
23 |
102,59 |
110,02 |
|
Рентабельность оборотного капитала, % |
11,68 |
12,58 |
12,62 |
0,9 |
0,04 |
107,73 |
100,32 |
Коэффициент оборачиваемости определяется делением объема реализации продукции на средний остаток оборотных средств на предприятии. Длительность одного оборота в днях находится делением количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости. Оборачиваемость оборотного капитала довольно низкая на протяжении 2009 2011 гг. В 2009 году один оборот совершался за 220 дней (коэффициент оборачиваемости - 1,64), в 2010 году оборачиваемость оборотного капитала сократилась до 1,60 оборотов в год (продолжительность оборота - 225 дней), в 2011 году один оборот совершался за 248 дней (коэффициент оборачиваемости - 1,45).
Тенденцию к увеличению за 2009-2011 гг. обнаруживает показатель рентабельности оборотного капитала. В 2009 году на каждый рубль оборотного капитала было получено 11,68 коп. чистой прибыли, в 2010 году по сравнению с 2009 годом рентабельность увеличилась на 0,90 пункта и составила 12,58%, в 2011 году рентабельность оборотного капитала увеличилась до 12,62%.
Таким образом, деятельность ООО «Керамакс» за период 2009 - 2011 гг. характеризуется ростом выручки от продаж, ростом рентабельности продаж, ростом рентабельности основных и оборотных средств.
Однако исследуемое предприятие имеет и негативную (особенно для торговых предприятий) тенденцию - снижение коэффициента оборачиваемости оборотного капитала, снижение фондоотдачи и производительности труда
Таким образом, несмотря на положительную тенденцию изменения отдельных показателей, характеризующих организационно - экономическую деятельность, нельзя сделать однозначный вывод о повышении или снижении эффективности деятельности предприятия.