logo
PR в шоу-бизнесе

2.3. ТВ как метод PR в сфере шоу-бизнеса

Стоит отдельно коснуться телевидения, как инструмента в арсенале свя-зей с общественностью. Считается, что запуск клипа в ротацию на телевиде-нии, создание телевизионного интервью или попадание в официальные чарты, рейтинги, интерактивное голосование на ТВ - это самый предпочти-тельный и действенный метод PR в шоу бизнесе. Сюда же относятся и по-казы вручения различных музыкальных премий. И это не удивительно, по-скольку именно таким образом артисту будет гарантирована весьма солидная рекламная кампания, обеспечена известность и перспективы на дальнейшее развитие, как в музыкальном, так и материальном плане. Запустить клип на ТВ - это основная задача любого продюсера, так он сможет сделать имя не только артисту, но и себе. Однако существует множество подводных камней в этом процессе. Ведь в России на данный момент существует только 2 спе-циализированных музыкальных канала - «MTV» и «Муз-ТВ» плюс много-численные музыкальные программы на центральных телеканалах. Основной проблемой в реализации данного метода является то, что неспециализиро-ванные каналы рассматривают клип - как рекламу. Причём не себе, а арти-сту. Таким образом, они берут за показ клипа деньги именно с него. Таким образом, получается, что исключена какая бы то ни было интерактивность, отношения возникают только по схеме: менеджер артиста - дирекция канала. Запросы населения совершенно не учитываются. Поэтому на экране появля-ется низкокачественная невостребованная музыка, от которой не выигрывает ни артист, ни канал, ни зритель. А вот, например каналы, работающие по за-падному образцу, руководствуются другими принципами. Они не берут денег за показ клипа. С артиста, по крайней мере. Деньги идут в бюджет канала от рекламы, которая размещена между передачами. Западный PR метод здесь заключается в том, чтобы использовать именно специализированный музы-кальный канал для продвижения артиста.

На сегодняшний день в России существуют два дециметровых канала - MTV и «Муз-ТВ» плюс многочисленные музыкальные программы на цен-тральных телеканалах. В этом особом мире есть своим проблемы, своя фило-софия и внутренние конфликты. Сегодня программы и каналы, замкнутые на поп-музыке создают ту особую телевизионную экономику, которая является предметом внимания. Проблемы, стоящие перед производителями музыкаль-ных программ схожи с теми бедами, что переживает сейчас все телевизион-ное сообщество. Снизились объемы поступлений от рекламы, возникли сложности с запуском в производства новых программ, приходится учиться жить по средствам - весьма скудным на сегодняшний день. Исторически сложилось так, что музыкальным телевидением в нашей стране занимаются компании, работающие не только на телевизионном рынке. Музыкальные программы (а иногда и целые каналы) создаются силами структур, занимаю-щихся шоу-бизнесом в самом широком смысле этого слова - организацией концертов, выпуском дисков и т.д. Примеров этому довольно много: на сего-дняшний день музыкальную политику на первом канале определяют «Rise-ЛисС» и «ОРТ Рекордз»; Российское телевидение снабжает музпродукцией фирма «АРС»; канал «Муз-ТВ» работает с фирмой Media Star, а музыкаль-ными программами ТВ-6 ведают многочисленные ЗАО, созданные компа-нией «ВиД» и лично Ивана Демидова и Александра Горожанкина («Музо-боз», «Диск-канал» и Ger Entertainment) Яроцкий Ю.С. Звездоделы. // Деньги. - 2002. - №46 (299). - С. 22.. У большинства этих компаний (за исключением, пожалуй, музыкальных структур ТВ-6) в сфере шоу-бизнеса есть свои четко выраженные интересы. Существуют артисты, с которыми эти компании работают на постоянной основе, чьи концерты они организуют, чьи диски они выпускают. Естественно то, что в том телевизионном про-странстве, которое эти структуры контролируют, интересы «их артистов» не могут не учитываться. Стоит отметить, что работа с каждой из этих компа-ний для артиста, стремящегося получить популярность на телеэкране, стано-вится крайне выгодной: ведь любая из музыкально-телевизионных структур учитывает не только свои интересы, но и интересы коллег-конкурентов по бизнесу. Поэтому артист Х, которого продвигает к примеру, Media Star, не-пременно появится не только в программах этой фирмы, но и на телевизион-ных площадках других акул музыкального телевидения; Media Star, в свою очередь, непременно поможет вышеупомянутым акулам с раскруткой их ар-тистов.

Однако главный интерес, заставляющий шоу-компании работать с теле-видением, заключается не только и не столько в промоушне подконтрольных им музыкантов. Как и всякого телепроизводителя, эти компании интересуют, прежде всего, поступления от рекламы, размещаемой в их программах. Впрочем, слово «реклама» на российском музыкальном телевидении имеет не совсем привычное значение. По логике телепроизводителей от шоу-биз-неса, любой клип, размещаемый в их программах, - это тоже в каком-то смысле реклама. Учитывается следующий принцип: «Артисту необходимо заявить о себе. Сделать это он может только с помощью телевизионной рас-крутки. Следовательно, за показы клипа необходимо платить. Ведь это же реклама для артиста!» Яроцкий Ю.С. Звездоделы. // Деньги. - 2002. - №46 (299). - С. 23.. Таким образом, появление клипа («музыкального рекламного ролика») в программе должно быть мотивировано соответст-вующей финансовой поддержкой. Резоны для такого рода «работы с арти-стом» могут быть самые уважительные. Производители - тоже люди, и им нужно не только заработать на хлеб с маслом, но и профинансировать произ-водство собственных программ (эта потребность тем более актуальна в тот момент, когда каналы не в состоянии платить производителям за про-граммы). «Деньги - не самоцель, а средство к существованию, - подмечает генеральный продюсер Media Star Александр Толмацкий. - Сначала нужно наладить жизнь в стране, а уже потом обсуждать, кто, сколько и за что бе-рет». Пока жизнь в стране не налажена, прокрутка клипов по прайс-листу за-частую остается самым удобным способом окупить расходы. «Это действи-тельно проще всего, - говорит генеральный продюсер «Нашего радио» Ми-хаил Козырев, не раз сталкивавшийся с бытом и нравами ТВ. - Гораздо сложнее заставить рекламную службу работать, учиться продавать эфирный продукт. За рекламодателя нужно бороться - а артист или его продюсер при-дут и принесут деньги сами» Чистова. Е.В. В нашей стране понятие продюсер искажено. // Fuzz. - 2002. - № 7. - С.10.

.

Впрочем, упрек в сторону рекламных служб стоит адресовать не произ-водителям программ, а, скорее, самим телеканалам - каналы заранее просчи-тывают возможные поступления от музыкальных программ (не от размеще-ния в них рекламы, а от размещения их самих в собственном эфире). Как правило, канал заключает с компанией-производителем договор, по которому получает гарантированную оплату за цикл музыкальных программ. Приме-ром стала история: представители одной из крупнейших шоу-компаний при-шли заключать годичный контракт с одним из центральных телеканалов, прихватив с собой $2,5 млн. наличными. Но контракт заключить им не уда-лось - руководство канала в тот момент задумало создать собственную шоу-структуру. У этой схемы есть еще один минус: ни производителю, ни каналу, окупившим за счет артистов собственные расходы, нет смысла заботиться о качестве программ и звучащей в них музыки. Равно как нет смысла забо-титься о рейтинге программы и привлекательности ее для рекламодателя.