3. Анализ внешней среды предприятия
Общая характеристика внешней среды предприятия
Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.
Рис. 3.1. Макро и микро среда предприятия.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории, макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
Микро- и макросреда хозяйствования, определяющие факторы
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:
потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);
производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);
промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;
государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);
международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).
Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Демографические факторы. Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, пред пенсионного и пенсионного возраста.
Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса валюты относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность, уровень и динамика цен, безработица и др.
Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.
- Введение
- 1. Теоретические основы формирования и развития предприятия
- 1.1 Понятие, сущность и виды стратегий предприятия
- 1.2 Методологические основы формирования стратегии развития предприятия
- 2. Анализ внутренней среды предприятия
- 2.1 Структурный план персонала
- 2.2 Основные принципы подбора работников
- 2.3 Программа мотивации для подчиненных
- 2.4 Процесс производства
- 2.5 Анализ финансового состояния предприятия
- 3. Анализ внешней среды предприятия
- 3.1 Потребители товара
- 3.2 Поставщики сырья и материалов
- Поставщики сырья и материалов
- 3.3 Конкуренты
- 3.4 Продвижение товара на рынке
- 3.5 Анализ отрасли предприятия
- 3.6 Косвенные факторы внешней среды
- 3.7 SWOT-анализ
- 4. План мероприятий по разработке стратегии SIA "Bosko"
- 4.1 Экономическое обоснование предложенных мероприятий
- Список литературы
- 2.2.3. Выбор стратегии предприятия
- Выбор главной финансовой стратегии предприятия
- Методы оценки и выбора стратегии предприятия.
- 2.3 Выбор и реализация стратегии предприятии
- 31. Выбор стратегии предприятия
- Выбор главной финансовой стратегии предприятия
- 3)Выбор и оценка стратегии предприятия
- 2. Выбор стратегии деятельности предприятия
- 4.3.1. Выбор стратегии предприятия
- 3.1. Выбор стратегии предприятия