Государственная инновационная политика

курсовая работа

1.4 Анализ инновационной деятельности как инструмент стратегического управления предприятием

Анализ эффективности инновационной деятельности. Жизненный путь новшества может развиваться по одному из трех путей: накопление в организации, превращение в организации в инновацию, продажа как товара.

В современных условиях инновационная деятельность является важнейшей составляющей процесса обеспечения успешного функционирования предприятия. В связи с этим возникает необходимость проведения экономического анализа этой деятельности.

Анализ может использоваться не только как инструмент оценки достигнутого уровня инновационной активности и устойчивости предприятия, но и для оценки изменения этого уровня под воздействием различных технико-экономических факторов. Одновременно с этим анализ является важнейшим средством выявления внутрихозяйственных резервов повышения уровня инновационной активности, эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия. Анализ инновационной деятельности выступает инструментом для разработки управленческих решений, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия, а также используется для оценки профессионального мастерства и деловых качеств руководителей предприятия, инновационных подразделений и специалистов.

В настоящее время содержание анализа постоянно изменяется и совершенствуется под воздействием рыночной экономики, либерализации внешнеэкономических связей, усиления влияния факторов риска и неопределенности на результаты хозяйственной деятельности.

Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

К системе показателей предъявляются следующие требования: Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / О.М. Хотяшева. - СПБ.: Санкт-Петербург, 2005. - 318 с.

· показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;

· показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;

· показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;

· важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами;

· показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации;

· показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации;

· проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является ее устойчивость.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационная организация осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников.

Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический эффект. То есть, экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в инновацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).

В настоящее время, в соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию), в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности:

1. чистый дисконтированный доход;

2. внутренняя норма прибыли или коэффициент дисконтирования;

3. простая норма прибыли;

4. простая норма прибыли на акционерный капитал;

5. коэффициент финансовой автономности проекта;

6. коэффициент текущей ликвидности;

7. срок окупаемости инвестиций в инновационный проект.

В качестве интегрального показателя, характеризующего эффективность инновационной деятельности организации, может быть использован коэффициент результативности работы (формула 1) Миклтуэйт Д., Вулдридж А. Магия менеджмента. -- М.: Изд-во «АСТ», 2004.-87 с..

, (1)

Где, Rc - суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве

Q - фактические затраты на НИОКР за i-год

N - число лет анализируемого периода

H1 - незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении

H2 - это же на конец анализируемого периода.

прибыль от лицензионной деятельности

прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау

прирост объема продаж

улучшение использования производственных мощностей

сокращение срока окупаемости инвестиций

сокращение сроков капитального строительства

улучшение использования ресурсов: рост производительности труда, повышение фондоотдачи, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др.

количество зарегистрированных авторских свидетельств

увеличение удельного веса новых информационных технологий

увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов

повышение коэффициента автоматизации производства

повышение организационного уровня производства и труда

рост количества публикаций (индекса цитирования)

повышение конкурентоспособности организации и ее товаров на рынках промышленно развитых стран

прирост дохода работников организации

повышение степени удовлетворения физиологических потребностей работников

повышение степени безопасности условий труда работников

повышение степени удовлетворения социальных и духовных потребностей

увеличение рабочих мест

повышение квалификации работников

улучшение условий труда и отдыха

увеличение продолжительности жизни работников и членов их семей

снижение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов

снижение отходов производства

повышение эргономичности производства

улучшение экологичности выпускаемых товаров

улучшение эргономичности (уровень шума, вибрации и т.д.) выпускаемых организацией товаров

снижение штрафов за нарушение экологического законодательства и других нормативных документов

Систему показателей эффективности инновационной деятельности можно последовательно изучить на (рис. 1). Миклтуэйт Д., Вулдридж А. Магия менеджмента. -- М.: Изд-во «АСТ», 2004.-87 с.

Экономический

эффект

Научно-технический эффект

Социальный эффект

Экологический эффект

Экономический эффект от осуществления

инноваций в организации

Экономический эффект от продажи новшеств собственной разработки и покупных

Прибыль организации от инновационной деятельности (при соблюдении законодательства)

Рисунок 1. Система показателей эффективности инновационной деятельности

Оценку анализа инновационной деятельности предприятия ведут с по следующей схеме:

· оценка научно-технических ресурсов;

· оценка факторов производства;

· оценка финансовых (инвестиционных) ресурсов;

· отбор технологических альтернатив;

· выбор и обоснование альтернатив для реализации.

Цель анализа эффективности инновационной деятельности организации - изучение ее механизма и определение отдачи вложенных инвестиций. Из этой цели вытекают следующие задачи:

· анализ обоснованности идеи и структуры проблемы;

· анализ рациональности структуры организации;

· анализ профессионализма руководителя организации, руководителей инновационных проектов, их команд;

· анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности;

· анализ финансового и материально-технического обеспечения организации;

· анализ качества нормативно-методического обеспечения организации;

· анализ качества информационного обеспечения организации;

· анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных методов менеджмента;

· анализ использования конкурентных преимуществ организации;

· анализ структуры портфеля новшеств и инноваций;

· анализ качества экспертизы инновационных проектов;

· анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности организации;

· анализ системы мотивации и ответственности в ходе осуществления инновационной деятельности.

После определения цели анализа инновационной деятельности, её основных задач необходимо разработать основные этапы проведения анализа инновационной деятельности.

Основными этапами анализа эффективности инновационной деятельности являются следующие:

· выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа;

· формирование временной творческой группе для проведения анализа;

· разработка проекта программы анализа;

· подготовка и издание приказа по организации о целях, группе, ее правах и обязанностях, программе анализа;

· выбор методов выполнения работ;

· сбор и обработка необходимой информации, документов и т.д.;

· проведение анализа по перечисленным выше задачам и системе показателей;

· подготовка, согласование и утверждение отчета о проделанной работе;

· принятие мер по результатам анализа.

Это основной перечень этапов анализа деятельности, некоторые из них могут приниматься в основу анализа, а некоторые нет, в зависимости от инновационного предприятия.

По нашему мнению, целесообразно проводить анализ инновационной деятельности предприятия в следующей последовательности.

На первом этапе осуществляется анализ инновационного потенциала предприятия. Прежде всего, обращается внимание на рациональность и обоснованность распределения средств между его основными составляющими. Одновременно с этим дается оценка роли собственного капитала в формировании и развитии инновационного потенциала. В дальнейшем проводится анализ влияния основных технико-экономических факторов на изменение структуры инновационного потенциала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом выявляются внутрихозяйственные резервы роста инновационного потенциала предприятия.

На втором этапе проводится анализ инновационной активности предприятия, прежде всего на основе динамики изменения величины затрат на инновационную деятельность и количества инновационных проектов, находящихся в разработке предприятия, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Выявляется влияние основных факторов на изменение этих показателей. Затем выявляются внутренние резервы повышения инновационной активности предприятия.

На третьем этапе оцениваются результаты инновационной деятельности. Базовой формой оценки является форма статистического наблюдения №4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», дополненная авторами настоящей работы. Здесь же производится оценка эффективности реализованных предприятием инноваций и их влияния на показатели эффективности функционирования предприятия. Затем выявляются возможные резервы улучшения этих показателей.

По результатам анализа обосновывается целесообразность разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия.

Следует отметить, что эта работа может проводиться с различными акцентами и степенью глубины в зависимости от основных категорий его пользователей и их экономических интересов. Пользователями результатов анализа инновационной деятельности предприятия могут выступать: Экономика организации: Учебник / Под ред.А.Е. Карлика и М.Л. Шухгальтера. М.: ИНФРА-М, 2008. -455 c.

1. Инвесторы, предоставляющие средства для реализации инновационных проектов. Их интересует степень выгодности вложений в предприятие (проект), а также потенциальный риск потери инвестиций. При этом высокая инновац0ионная активность, достаточный инновационный потенциал, наличие положительных результатов по предыдущим инновационным проектам обеспечивает возможность дополнительного привлечения инвестиций, что способствует развитию инновационной деятельности предприятия.

Инвесторы при проведении анализа инновационной деятельности выясняют:

· причины (факторы), обусловившие успешность инновационной деятельности предприятия в прошлом и ее перспективы,

· тенденции изменения основных показателей инновационной деятельности предприятия,

· текущее состояние инновационного потенциала предприятия и факторы, способные оказать на него влияние в будущем,

· рейтинг предприятия по соответствующей отрасли,

· прогнозы и перспективы по конкретным инновационным проектам во взаимосвязи с общими тенденциями на соответствующем рынке.

2. Менеджеры и руководители предприятия, которым необходима информация об эффективности инновационной деятельности, ее основных результатах и тенденциях их изменения, состоянии инновационного потенциала предприятия. Анализ этой информации позволяет им разрабатывать управленческие решения по дальнейшему повышению эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия в целом. При проведении анализа инновационной деятельности администрация предприятия ставит следующие цели и решает соответствующие задачи для их достижения: Экономика организации: Учебник / Под ред.А.Е. Карлика и М.Л. Шухгальтера. М.: ИНФРА-М, 2008. -455 c.

· разработка стратегии инновационной деятельности предприятия,

· рациональная организация этой деятельности,

· повышение эффективности управления инновационным потенциалом.

3. Покупатели и заказчики результатов инновационной деятельности, которые нуждаются в информации, свидетельствующей о надежности существующих деловых связей с предприятием и определяющей перспективы их дальнейшего развития.

4. Работники предприятия, для которых важны сведения об основных результатах и перспективах инновационной деятельности предприятия, гарантии его прибыльности и стабильности, наличия рабочих мест и соответствующего уровня оплаты труда.

5. Акционеры и собственники, которых интересует результативность инновационной деятельности предприятия, его стабильность в будущем, поскольку с этим связаны наличие и размер дивидендов, а также степень риска при покупке акций. Им, также важна информация о степени рискованности сделанных инвестиций.

6. Органы государственной власти, заинтересованные в информации для осуществления возложенных на них управленческих функций, ведения статистического наблюдения. Эта группа пользователей занимается распределением ресурсов, регулированием инновационной деятельности предприятий.

7. Общественность (пресса, различные общественные организации), которая интересуется информацией для оценки вклада предприятия в инновационную деятельность региона и страны в целом.

Таким образом, основное различие между внешним и внутренним анализом инновационной деятельности заключается в разнообразии целей и задач, решаемых различными субъектами анализа. При помощи различных средств и приемов анализа, на основе относительно небольшого круга показателей указанные субъекты получают необходимую информацию для принятия обоснованных решений, соответствующих поставленным целям.

Делись добром ;)