Деловые игры в экономике

курс лекций

1.2 Место деловой игры в системе активных методов обучения. Существующие подходы к деловым играм

В процессе обучения решаются три основные задачи - передается информация, развивается мышление (интеллект), создаются необходимые навыки и умения. На решении в первую очередь первой задачи сосредоточены традиционные формы обучения: лекции, конспектирование, книги, статьи, рефераты, тестирование. Вторую и третью задачу призваны решать активные методы обучения (АМО).

Понятие активных методов обучения впервые было сформулировано в педагогике, и там же достаточно полно разработано. Активные методы обучения, в первую очередь, это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся и изменяющие его пассивную роль слушателя на роль полноправного участника процесса обучения. Строятся активные методы обучения в основном на диалоге ученика и учителя, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы: на вариативности занятий, на свободном выборе обучающимися тем, форм и методов выполнения заданий.

Активные методы обучения актуализируют высшие ценности и создают мотивацию для творческого осмысления реальности, формируют иной тип работника, лучший, чем простой исполнитель. К тому же в них информация передается более плотно. Она дополнительно воспринимается играющими через движения, эмоции, а не только визуально и аудиально. Некоторые учебные центры утверждают, что с помощью АМО можно увеличить скорость усвоения информации в 3-4 раза.

Наиболее часто из активных методов обучения применяются проблемные лекции, анализ конкретных ситуаций, самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская работа студентов, профессиональные тренинги, тематические дискуссии и деловые игры как самый сложный компонент.

Существует множество классификаций активных методов обучения. Чаще других используется классификация, представленная на рис. 2.

Таким образом, как мы видим, деловая игра является частью системы активных методов обучения. Правильно построенная игра будет вбирать в себя и неигровые методы. Например, в игре могут встречаться и анализ конкретных ситуации (прил.), и элементы мозгового штурма, который мы рассмотри ниже, и ситуации, не встречавшиеся ранее (инциденты).

Доктор социологических наук В.С. Дудченко, активно занимающийся деловыми играми и инновационными технологиями в управлении персоналом с середины 80-х гг., выделяет следующие подходы к изучению и анализу деловых игр.

Согласно системно-психологическому подходу игра деловая примыкает к классу естественных игр (детских, спортивных, салонных) и одновременно является искусственной системой, предназначенной для изучения функционирования организации. Группа участников рассматривается как социальный организм, действующий в экспериментальной ситуации. Игра при этом трактуется как деятельность ("управленческие имитационные игры").

Семиотический подход состоит в выделении в игре деловой синтаксиса (структуры игры), семантики (интерпретации игры) и прагматики (разработки и использования игр). Некоторые авторы рассматривают игру как средство решения проблем коммуникации.

Экономико-математический подход заключается в акцентировании модельного характера игры деловой (игра деловая как имитационная модель), математического аппарата и количественных данных, машинных средств обработки информации. Особое внимание при этом уделяется теории имитационных систем, логическому моделированию интеллектуальных процессов, проблеме языков моделирования, рефлексивным процессам и некоторым другим.

Рассмотренные три подхода используются по мере необходимости и представляют три аспекта игры: социально-психологический (игра как отношения между людьми), инструментальный (игра как средство передачи опыта, знаний, ценностей, культуры) и кибернетический (игра как математическая модель, информационно-логическая система).

Наибольшее внимание в следующих параграфах мы уделим второму и третьему аспекту, поскольку именно они наиболее важны для создания деловых игр получения максимального эффекта от их использования.

Делись добром ;)