Деловые игры в экономике

курс лекций

3.1 Классификация шаблонов обучающих игр

Любое моделирование использует предварительные наработки, некие шаблоны, которые облегчают разработку и корректировку модели, экономят время на создание черновой схемы, ознакомление, анализ и т.д.

Нечто похожее есть и в деловых играх. Для упрощения моделирования и проведения деловых игр используется набор основных шаблонов. Шаблоны строятся на основе классификации - упорядочении объектов по группам и определения общих признаков.

Основная классификация игр производится по целой совокупности характеристических признаков, предложенных В.Я. Платовым:

? по объекту моделирования или имитации;

? по количеству и содержанию ролей;

? по взаимодействию ролей;

? по эмоциональной напряженности;

? по единству и различию целей игроков;

? по альтернативности решений;

? по необходимости во внешнем контроле и распоряжении;

? по способу оценки.

В результате данной классификации различают четыре группы игр: имитационные, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры.

В принципе, это и есть шаблоны, которые используют при конструировании и проведении игр. В чистом виде шаблоны встречаются нечасто, но по большинству признаков игру всегда можно отнести к одному из четырех типов.

Кстати, четыре шаблона игр прекрасно накладываются на четыре уровня постановки учебных целей.

Также для деловых игр можно использовать следующие классификации:

1) по целеполаганию игры делятся:

? на игры с учебными целями;

? игры для принятия решения (это, в основном, организационно-деятельностные игры, которые будут рассмотрены далее);

? игры для проектирования (имеются в виду игры, связанные с разработкой технических систем, автоматизированных систем управления и проверкой их работоспособности);

? игры для научных исследований (здесь речь идет о играх-экспериментах, в результате которых можно получить достоверную информацию о человеческом поведении);

2) по охвату реальности игры делятся:

? на отражающие общие принципы;

? моделирующие конкретную сферу деятельности;

3) по способу проведения расчетов игры делятся:

? на ручные;

? автоматизированные игры (прил.);

4) по методологии проведения разделяют игры:

? в жесткой форме (строгие правила, множество формальностей, все, что можно оценивается и выражается количественно);

? свободной форме (отсутствие форм дает посыл творчеству, но в оценках может быть пристрастность).

Дополнительно деловые игры можно классифицировать по количеству участников, уровню предварительной подготовки, по используемому вспомогательному материалу, по возрасту участников и т.д.

Например, Н.Н Козленко дает классификацию деловых игр по 28 признакам, среди которых назначение, цели обучения, профиль изучаемого предмета, возраст участников, их количество, степень знакомства и т.п.

Делись добром ;)