Деловые игры в экономике

курс лекций

3.3 Ролевые игры

Ролевые игры представляют собой более сложный вариант игр, чем имитационные. Стоит отметить, что если имитационные игры в качестве основы и базиса развития имеют детские и спортивные игры, то ролевые игры в какой-то степени являются наследниками ритуалов и обрядов. Впрочем, и в детских играх можно наблюдать целый пласт ролевых игр вроде "дочки-матери", "больница", "магазин", интуитивно используемых детьми для знакомства с социальными ролями, профессиональной деятельностью родителей, знакомых и т.д.

Как доказали психологи, значение ролевых игр в формировании личности ребенка просто огромно. Однако ролевые игры могут иметь большое влияние на человека и после выхода из детского возраста в силу нашей способности к пониманию, сопереживанию, отождествлению себя с игровыми персонажами. Это можно и нужно использовать в процессах обучения.

Ролевые игры по классификационным признакам Платова характеризуется так:

1. Объектом моделирования в ролевых играх являются человеческие взаимоотношения, внутренние психологические конфликты человека (между стимулом и мотивом, между традициями и стимулами, между нормами и потребностями).

2. Ролевые игры отличаются большим количеством ролей, чем в имитационных играх. Однако если создается слишком сложная схема взаимоотношений, то игра теряет свои обучающие качества и наглядность. В отличие от имитационных игр роли не тиражируются. Обычно один человек (группа) играет одну роль.

3. Также ролевые игры отличаются от имитационных сложным взаимодействием ролей, оно происходит на нескольких уровнях - личностном, символьном, общественном, должностном и т.д.

4. Альтернативность решений в ролевых играх очень велика. Возможно творческое развитие каждой роли, нестандартных приемы, ходы и т.д.

5. Целью игрока в ролевой игре, как правило, является использование возможностей своей роли, ее полное раскрытие, выполнение всех предписанных ролью и организатором действий.

6. Для ролевых игр характерен высокий эмоциональный накал, он достигается за счет вовлечения личностных характеристик. Соревновательность в ролевых играх проявляется не в количественном аспекте, но в том, кто больше соответствует своей роли.

7. Внешний контроль и распоряжение в ролевых играх играют первостепенное значение, поскольку именно внешний механизм - ведущий, организатор, режиссер способствует сохранению единства игры.

8. Участники оцениваются как индивидуально, так и группой. Необходимость индивидуальной оценки возникает из-за того, что каждый решает поставленную перед ним уникальную задачу. Групповая оценка необходима, поскольку ролевая игра является результатом взаимодействия всего коллектива. В ролевых играх трудно использовать оценку в количественном выражении, поэтому наиболее часто встречаются качественные показатели.

Примерами ролевых игр могут служить спектакли, инсценировки всех уровней, часть детских игр, воспроизводящая взрослые отношения типа "дочки-матери", толкинисткие и фэнтезийные ролевые игры, историческое моделирование, психологические и социологические эксперименты.

Иногда ролевые игры могут стать любимым способом проведения досуга современного человека. Нами имеются в виду крупномасштабные ролевые игры по произведениям в жанре "фэнтези". Первые несколько лет они проводились на базе книг Дж. Р. Р. Толкиена, поэтому любителей и организаторов такого досуга до сих пор иногда отождествляют с толкинистами. Сами себя они называют ролевиками. Примерно для половины ролевиков ролевые игры становятся стилем и смыслом жизни, к ним готовятся по несколько месяцев, шьют специальные костюмы, мастерят мечи и луки, учатся фехтовать, стрелять, сочиняют тексты. Есть люди, отвечающие за проведение игры, так называемые Мастера. Они организуют питание и проживание нескольких десятков, а то и сотен участников, декорации на местности, если это необходимо, сценарий, размечают временные отрезки игры, отслеживают степень готовности игроков.

О том, насколько данное явление распространено в нашей культуре свидетельствует то, что в Томске весной 2004 г. состоялся очередной съезд любителей ролевых игр, собравший около 200 участников из сибирских городов, почти все приехали за свой счет со своим снаряжением.

Есть немало и других примеров крупномасштабных ролевых игр. Каждый год в России реализуется, как минимум, один проект исторического моделирования. В Омске на Дне города тоже иногда устраиваются "рыцарские турниры".

Ролевые игры как шаблон деловых игр используются, когда требуется индивидуальное обучение каким-нибудь профессиональным навыкам. Особенно эффективны ролевые игры для обучения профессиям, требующим, в первую очередь, навыков общения, принятия решения, совместной работы; то есть там, где профессиональные навыки тесно связаны с личностными характеристиками.

Возможен вариант ролевой деловой игры, когда другие роли, помимо роли обучающегося, играют опытные люди, эксперты. В этом случае игра может приобрести другие цели помимо учебных - стать экзаменом, экспериментом.

Делись добром ;)