Анализ внутренней среды ООО "Ремдизель"

курсовая работа

1. Теоретические основы анализа среды организации

Внутренняя среда организации - это часть среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает неизменное и наиболее конкретное действие на функционирование организации. Когда речь идет о внутренней среде компании, имеется в виду массовая структура фирмы, охватывающая финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в состав предприятия, независимо от их расположения и сферы деятельности.

Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те способности, которыми располагает организация. Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям: менеджмент, финансы и учет, материально-техническое снабжение, персонал.

Вся маркетинговая деятельность организации включает в себя четыре главные вопросы: структуру продукции, стоимость, продвижение и методы распределения. Маркетинговый срез внутренней среды включает в себя всю деятельность организации, которая связана с реализацией продукта. К ней, по большему счету, относится стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке и выбор рынков сбыта и систем распределения.

Факторами сферы финансов и учета можно выделить возможность привлечения краткосрочного и долгосрочного капитала, отношение к налогам, гибкость структуры денежных средств, действенный контроль над издержками, вероятность их понижения, система учета потерь, составления бюджета и планирования прибыли. Для анализа финансового среза рассматриваются вопросы тенденций в изменениях денежных характеристик деятельности организации, процент прибыли, обеспечивающийся отдельными подразделениями, осуществление капитальных издержек в соответствии с будущими производственными нуждами.

К материально-техническому обеспечению относится деятельность, относящаяся к получению, хранению и управлению вкладами. Оно включает в себя функции складирования, управления запасами. Это производственный срез внутренней среды, относящийся к производству продукта, снабжению и ведению складского хозяйства и обслуживанию научно-технического парка. Усовершенствование в любой деятельности, имеющей отношение к материально-техническому обеспечению, отражается в понижении цен и повышении продуктивности.

Люди являются основой любой организации. В отсутствии людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них находится в зависимости то, чем является организация. Это кадровый срез внутренней среды. Он охватывает взаимодействие менеджеров и рабочих, наем, обучение и продвижение сотрудников, оценку итогов труда и стимулирование, создание и поддержание взаимоотношений между работниками.

Для анализа данного среза внутренней среды нужно рассматривать стиль управления высшего управления, соответствие квалификации персонала организации ее текущим и будущим задачам.

Глубокий и кропотливый анализ внутренней среды является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Финансовая информация - это определенное представление происходящих внутри компании действий. В отсутствии такой информации и ее анализа невозможно действенное функционирование и формирование производственно-сбытовой деятельности компании.

Исследование внутренней среды ориентировано на выяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Мощные стороны служат основанием, на которое организация опирается в конкурентной борьбе и которую она обязана расширять и усиливать.

Слабые стороны -- это объект пристального интереса со стороны управления, которое обязано делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Чтобы найти стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство обязано иметь углубленное понятие о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях становления, так и о внешней среде, тенденциях становления и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда и внешнее окружение исследуется стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы открыть те опасности и возможности, которые организация должна учесть при определении собственных целей при их достижении.

Внутренняя среда организации оказывает неизменное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Менеджер формирует и изменяет, когда это нужно, внутреннюю среду организации, которая представляет собой сочетание внутренних факторов, обеспечивающих стабильное развитие компании.

Внутренние переменные - факторы внутри организации, влияющие на ее деятельность. Так как организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются итогом управленческих решений.

Основные переменные в самой организации, которые требуют интереса управления, это цели, структура, задачи, технология и люди.

Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям исполнить коллективно то, что они не имели возможность бы исполнить отдельно. Цели есть определенные конечные состояния либо желаемый итог, которого стремится достигнуть группа, работая совместно. Специалисты говорят, что верное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют удачливость решения.

В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Данный процесс представляет собой мощнейший механизм координирования, потому что он дает вероятность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

У организации могут существовать разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов. Организации, которые занимаются бизнесом, сконцентрированы, основным образом, на разработке конкретных товаров либо услуг в рамках специфических ограничений - по расходам и получаемой прибыли. Данная их задача отражена в таких целях, как рентабельность и производительность. Бюджетные организации не стремятся получать прибыль, Но их волнуют издержки. И это обретает отображение в наборе целей, сформулированных как предоставление определенных услуг в рамках конкретных бюджетных ограничений.

Главной целью работы основной массы организаций считается получение прибыли. Прибыль - это главной показатель организации. Выделяют три основных вида ориентации организации на прибыль:

1. ее максимизацию;

2. получение "удовлетворительной" прибыли

3. минимизацию прибыли. Данный вариант означает максимизацию минимума прогнозируемых доходов наравне с минимизацией максимума потерь.

Однако не у всех организаций получение прибыли является основной целью.

Структура организации отображает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, взаимосвязи между данными подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

Структура организации - это закономерные отношения уровней управления и многофункциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет более эффективно достигать целей организации.

Одной из главных концепций, имеющей отношение к структуре, считается специализированное деление труда. В большинстве передовых организаций деление труда вовсе не значит случайного разделения работ между имеющимися людьми. Отличительной индивидуальностью считается специализированное деление труда - закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как одного целого. В пример можно привести разделение труда между профессионалами по менеджменту, финансам и производству.

Не существует безупречной сферы контроля. Почти все переменные внутри организации и снаружи могут воздействовать на нее.

Если руководство не создаст формальных устройств координации, люди не сумеют выполнять работу совместно. В отсутствии соответственной формальной координации разные значения, многофункциональные зоны и отдельные лица легко могут сконцентрироваться на обеспечивании собственных интересов, а не на интересах организации в целом.

Еще одним направлением разделения труда в организации считается формулирование задач. Задача - это то, что в оговоренные сроки и в определенных условиях должно быть выполнено сотрудником, в соответствии с его должностью. На базе решения руководства о структуре любая обязанность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в получение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким методами и в эти сроки, как это указано, организация будет действовать успешно.

Задачи организации обычно делятся на три группы. Это работа с людьми, предметами, информацией.

Технология как фактор внутренней среды имеет еще наибольший смысл, чем многие думают. Она предполагает стандартизацию и механизацию, то есть внедрение обычных подробностей может значительно упростить процесс изготовления и ремонта. В наше время существует совсем мало продуктов, процесс изготовления которых не стандартизован.

Технология, как фактор, сильно оказывающий большое влияние на организационную эффективность, требует кропотливого исследования и классификации.

Классифицирование технологии по Джоан Вудворд пользуется большей известностью. Она выделят три группы технологий:

1) Единичное, мелкосерийное либо личное производство, где сразу изготавливается только одно изделие.

2) Общее либо крупносерийное производство используется при производстве большого количества продуктов, которые схожи.

3) Непрерывное производство использует автоматизированное оснащение, которое работает круглые сутки для постоянного производства схожего по характеристикам продукта в больших объемах.

Нельзя назвать какой-то один вид технологии лучше другого. Люди определяют качество товаров и услуг лишь в момент покупки товаров, получения услуг. Внутри организации люди являются принципиальным решающим фактором при определении условного соотношения определенной задачи и содержания операций избранным технологиям.

С целью обследования рекомендовано в процессе стратегического планирования изучить пять областей хозяйственной деятельности: маркетинг; финансы; производство; персонал; культуру и имидж компании. Рассмотрим данные области.

1. Маркетинг. Данный анализ охватывает все процессы, связанные с планированием изготовления и реализации продукции и включает следующее:

1. стратегию продукта;

2. стратегию ценообразования;

3. стратегию продвижения продукта на рынке;

4. выбор рынков сбыта и систем распределения продукции.

Объектами анализа становятся конкурентоспособность продукции компании разнообразие ассортимента и свойство продукции.

При обследовании процессов маркетинга выделяются следующие объекты анализа:

1. послепродажное и предпродажное обслуживание населения;

2. эффективность сбыта, рекламы и продвижения продуктов;

3. эффективность каналов сбора информации о рынке;

4. жизненный цикл товаров компании и вероятность расширения продаж;

5. каналы распределения: численность, охват, контроль;

6. стиль и репутация продуктов;

7. ценовая политика.

2. Производство. Принципиальной составляющей анализа достоинств и недочетов компании считается производство. Сюда входят: изготовление продукции; обеспечение и ведение складского хозяйства; обслуживание научно-технического парка.

Анализируются все стадии производственного процесса, эффективность использования всех видов ресурсов, выявляются неиспользованные возможности и резервы понижения потерь изготовления. Особый интерес при этом уделяется: расходам на покупку сырья; эффективности применения производственных мощностей; эффективности цикла.

3. Финансы. Анализ финансового состояния считается важным шагом стратегического планирования. Неизменный финансовый контроль имеет свои достоинства и недочеты, которые характеризуют его место в стратегическом планировании.

К преимуществам финансового анализа можно отнести следующее:

1. анализ финансовой деятельности позволяет обнаружить источники проблем;

2. многие тенденции в финансовой деятельности носят устойчивый характер, что просто отобразить в стратегическом планировании;

3. финансовый анализ позволяет открыть и оценить проблемы не только на качественном, но и количественном уровне;

4. состояние финансов отображает позитивные и негативные стороны хозяйствования.

Финансовый контроль имеет следующие недочеты:

1. на итоги финансового анализа может оказывать воздействие субъективный фактор;

2. быстрые изменения в технологии, рынках и экономике нередко делают финансовый анализ напрасным;

3. разрыв между временем проведения финансового анализа и временем происхождения финансовой ситуации бывает довольно большим, что не позволяет в ряде случаев принять значимые меры по оздоровлению финансов;

В процессе финансового анализа кроме выявления резервов исследуется следующее:

1. возможность получения кредитов;

2. возможность применения других денежных стратегий;

3. размер денежных средств компании, его структура в сравнении с отраслевыми признаками и признаками конкурентов; структура и размер налогов;

4. работа с собственниками имущества компании, инвесторами и акционерами;

5. эффективность контролирования за издержками.

При проведении финансового анализа могут использоваться как универсальные, так и особые способы.

4. Кадры. Кадровый анализ предугадывает обнаружение запасов в использовании кадрового потенциала компании. Исследование опыта работы, как процветающих компаний, так и компаний-банкротов указывает, что истоки серьезных проблем, как правило, скрываются в людях.

Исследование кадрового потенциала позволяет обнаружить ряд проблем, которые могут быть устранены средствами стратегического планирования.

5. Культура и стиль компании. Сюда входят факторы, которые создают образ компании. Климат в компании именуется культурой компании, которая отображает преобладающие обычаи и нравы. Высшее руководство обязано применять эту культуру в стратегическом планировании, чтоб притянуть в компанию работников определенного профиля, стимулировать определенный тип поведения, стимулировать покупателей к приобретению продуктов.

Если предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает производственные мощности, создает новые рабочие места, то необходимо определить дополнительную потребность в трудовых ресурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения.

Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).

Делись добром ;)