Департаментизация организационной структуры предприятия на примере ООО "Техцентр Север-авто"
2.1 Организационно - правовая характеристика предприятия
Компания "Техцентр СЕВЕР - АВТО" была создана в 2005 году Сыкчиным Владимиром Александровичем и является обществом с ограниченной ответственностью. Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью "Техцентр СЕВЕР - АВТО". Место нахождения Общества (юридический и почтовый адрес): 610000, г. Киров, ул. Производственная, д. 24.
Учредительным документом Общества является устав. Он содержит сведения о: общих положениях; юридическом статусе Общества; целях создания и видах деятельности; филиалах и представительствах Общества; дочерних и зависимых обществах; уставном капитале и имуществе Общества; участниках Общества их правах и обязанностях; управлении обществом; единоличном исполнительном органе Общества; ведении списка участников Общества; хранении документов Общества, о порядке предоставления Обществом информации участникам Общества и другим лицам; реорганизации и ликвидации общества.
Основными видами деятельности Общества являются: предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию машин для сельского хозяйства, включая колесные тракторы, и лесного хозяйства; обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения; оптовая торговля автотранспортными средствами; розничная торговля автотранспортными средствами; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями; прочая оптовая торговля; прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах; технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств; издание газет; рекламная деятельность; иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.
К органам управления Обществом относятся: общее собрание участников, единоличный исполнительный орган - директор. К компетенции общего собрания участников относятся следующие вопросы: определение основных направлений деятельности общества, изменение устава Общества, образование исполнительных органов Общества и досрочное прекращение их полномочий, избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии общества, утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов, принятие решения о распределении чистой прибыли Общества, утверждение внутренних документов Общества, принятие решения о размещении Общества облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, назначение аудиторской проверки, принятие решения о реорганизации или ликвидации Общества, назначение ликвидационной комиссии и т.д.
К компетенции директора относятся вопросы руководства текущей деятельностью общества, он является единоличным исполнительным органом. Директор: может осуществлять оперативное руководство деятельностью Общества, имеет право первой подписи финансовых документов, осуществляет подготовку необходимых материалов и предложений, обеспечивает выполнение текущих и перспективных планов, представляет интересы Общества, распоряжается имуществом и средствами Общества для обеспечения его деятельности, выдает доверенности на право представительства от имени Общества, подготавливает проекты документов, регулирующих внутреннюю деятельность Общества, утверждает должностные инструкции и выполняет прочие виды деятельности по управлению компанией, прописанных в уставе.
Организационная структура предприятия ООО "Техцентр Север-Авто" (приложение Б) по типу департаментализации представляет собой линейно-функциональный тип. Она реализует следующие принципы: единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределение функций между ними. В нашем случае на среднем уровне созданы специализированные аппараты - функциональные подразделения: автосалон, станция технического обслуживания и бухгалтерия, - подчинённые линейному руководителю предприятия. А так же принцип демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решения осуществляется коллегиально (линейным руководителем и руководителями функциональных подразделений), а принятие решения и ответственность - на линейном руководителе. Основной особенностью линейно-функциональной структуры является то, что распоряжения руководителей функциональных подразделений издаются в виде приказа только после согласования с линейным руководителем, а, минуя его, могут быть только рекомендации. Структура управления предприятия ООО "Техцентр Север-Авто" представлена в приложении В.
Таблица 1 - Состав и структура товарооборота ООО "Техцентр СЕВЕР - АВТО"
Виды оказываемых услуг |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2011г. к 2009г |
||||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
|||
Розничная торговля автотранспортными средствами |
126 439 |
89 |
194 862 |
85,2 |
364 010 |
90,5 |
2,9 |
|
Розничная торговля мототранспортом |
- |
- |
9 502 |
4,2 |
10 804 |
2,7 |
- |
|
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей и мототехники |
15 600 |
11 |
17 157 |
7,5 |
18 543 |
4,6 |
1,2 |
|
Гарантийный ремонт автомобилей и мототехники |
- |
- |
1 365 |
0,6 |
1 864 |
0,5 |
- |
|
Перевозка пассажиров |
- |
- |
5 569 |
2,4 |
6 600 |
1,6 |
- |
|
Услуги аренды автомобилей |
- |
- |
289 |
0,1 |
360 |
0,1 |
- |
|
Итого выручка от оказываемых услуг |
142 039 |
100% |
228 744 |
100% |
402 181 |
100% |
- |
Вывод: по данным таблицы 1 видно, что выручка от розничной торговли автотранспортными средствами намного больше, чем выручка от прочих видов деятельности. Эта тенденция наблюдается на протяжении трех рассматриваемых лет. В частности в 2011 году более 90% выручки приходится на этот вид, оказываемых услуг. Это связано с высокой стоимостью автотранспортных средств, в отличии, к примеру, от мототехники или оказания услуг данным сервисом.
Таблица 2 - Среднесписочная численность персонала ООО "Техцентр СЕВЕР - АВТО"
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2011г.к 2009г. раз |
||||
чел. |
% к итогу |
чел. |
% к итогу |
чел. |
% к итогу |
|||
Численность промышленно-производственного персонала |
66 |
97,1 |
76 |
98,7 |
83 |
98,8 |
1,3 |
|
в том числе: рабочие |
47 |
69,1 |
54 |
70,1 |
60 |
71,4 |
1,3 |
|
служащие |
5 |
7,4 |
6 |
7,8 |
6 |
7,2 |
1,2 |
|
специалисты, руководители |
14 |
20,6 |
16 |
20,8 |
17 |
20,2 |
1,2 |
|
Непроизводственный персонал |
2 |
2,9 |
1 |
1,3 |
1 |
1,2 |
0,5 |
|
Персонал, всего |
68 |
100% |
77 |
100% |
84 |
100% |
- |
Вывод: Как видно из таблицы 2 среднесписочная численность работников больше в 2011 году, по сравнению с 2009 годом на 17 человек больше, это связано с расширением ассортимента оказываемых услуг. Например: С 2010 года стали заниматься розничной торговлей мототранспортом, оказывать услуги по перевозке пассажиров и аренде автомобилей. Все это позволило расширить штат сотрудников компании.