Диагностика и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности организации (на примере МБУ ЦРБ)

дипломная работа

1.2 Правовые основы диагностики муниципальных бюджетных учреждений

С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), который вносит кардинальные изменения в бюджетный сектор экономики страны. Прежде всего, речь в нем идет об изменении правового статуса бюджетных учреждений.

В соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть:

частным (создано гражданином или юридическим лицом);

государственным или муниципальным (создано соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием).

В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения могут быть автономными и бюджетными, а с 1 января 2011 года еще и казенными.

С 1 января 2011 года ст.161 БК РФ, которая ранее была посвящена бюджетным учреждениям, изложена в новой редакции и определяет особенности правового положения казенных учреждений.

Правовое положение, порядок создания, деятельности бюджетных учреждений, формирования и использования имущества бюджетных учреждений, права и обязанности их учредителей, основы управления и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления регулируются ГК РФ ГКРФ от 18. 12.2006 г. (принят ГД ФС РФ 24. 11.2006) и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12. 01.1996 г. №7-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 08. 12.1995 г.) .

Бюджетное учреждение может быть создано путем учреждения, а также реорганизации существующего учреждения. Решение о его создании принимается в порядке, установленном:

Правительством РФ - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных учреждений субъектов РФ;

местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Учредительным документом бюджетного учреждения является устав, который утверждается собственником имущества в порядке, установленном указанными выше органами. Изменения в устав также вносятся ими.

Устав бюджетного учреждения должен содержать:

наименование учреждения с указанием типа (бюджетное учреждение);

сведения о собственнике имущества учреждения;

исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

указания о структуре, компетенции, порядке формирования, сроках полномочий и порядке деятельности органов управления учреждения.

Учредителем бюджетного учреждения является:

Российская Федерация - в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;

субъект РФ - в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта РФ;

муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

Бюджетное учреждение не попадает под действие Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (п.4.1 ст.1 Закона N 7-ФЗ) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с поправками и изменениями). .

Бюджетное учреждение - по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетное учреждение (англ. budget institution) - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст.161 БК РФ) Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31. 07.1998 N 145-ФЗ. Ст. 161. Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетных учреждений получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, такое учреждение и др. сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и др. условия договора. Сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учётом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетного учреждения составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо др. орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета учреждения., которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Статус казенного учреждения, по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет.

Изменение типа бюджетного учреждения (например, казенного учреждения в автономное) осуществляется решением государственного органа исполнительной власти:

Правительством Российской Федерации - для федеральных учреждений;

1. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для учреждений субъектов РФ;

2. местной администрацией муниципального образования - для муниципальных учреждений.

Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений утверждены Распоряжением Правительства РФ от 7.09.2010 № 1505-р Распоряжение Правительства РФ от 07. 09.2010 № 1505-р .

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п.2 ст.9.2 Закона N 7-ФЗ).

В существующем правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности собственной деятельности, что вызвано в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов. Плюс к этому очень высока степень закрытости управления большинства бюджетных учреждений, как от рядовых сотрудников этих учреждений, так и от иных граждан - потребителей государственных (муниципальных) услуг

При этом большинство бюджетных учреждений уже включено в хозяйственный оборот и получает немалые средства от приносящей доход деятельности.

Первоначальные нормативы затрат на оказание услуг федеральным бюджетным учреждением и затрат на содержание имущества такого учреждения должен определять федеральный орган власти - главный распорядитель средств федерального бюджета в отношении каждого из бюджетных учреждений, исходя из размера бюджетных ассигнований, предоставленных данному федеральному учреждению по смете.

Рассмотрим основные правовые основы и характеристики бюджетных учреждений, используемых для диагностики и анализа деятельности МБУ:

Табл. 1.1.2 - Характеристика бюджетных учреждений. Правовые основы для диагностики деятельности МБУ.

Критерии

Бюджетное учреждение

(с расширенным объемом прав)

Учредитель

Орган государственной власти (орган местного самоуправления)

Цели создания

Осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера

Право распоряжения имуществом

Не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет выделенных средств

Право собственника

(учредителя)

на изъятие закрепленного за ним имущества

вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество

Финансовое обеспечение

Субсидии:

в соответствии с заданием учредителя;

на содержание имущества;

на иные цели

Средства бюджета:

на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами;

на осуществление мероприятий в соответствии с нормативно-правовыми актами

полностью или частично финансируется учредителем

Ответственность учреждения

Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами

Ответственность собственника (учредителя)

Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения

Приносящая доход деятельность

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение

Распоряжение доходами

Поступают в самостоятельное распоряжение, подлежат зачислению в бюджет и учитываются на отдельном балансе

Органы управления

Руководитель; наблюдательный совет не является обязательным органом

Права организации по привлечению заемных средств

Не вправе получать кредиты у кредитных организаций, других физических и юридических лиц

Открытие счетов

Только в органах Федерального казначейства (финансовых органах)

Распространение действия Закона № 94-ФЗ

Распространяется в полном объеме

Учет

Коммерческий план счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета - по бюджетному плану счетов

Отчетность

Государственные (муниципальные) учреждения обязаны обеспечивать публичность и открытость отчетов о своей деятельности (единый сайт в сети Интернет)

Формы реорганизации

-слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование;

может быть создано путем изменения его типа по решению учредителя

Табл. 1.1.3 - Налоговые характеристики МБУ

Налог

Бюджетное учреждение

(с расширенным объемом прав)

НДС от платных услуг

Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст.149 НК РФ)

НДС от аренды

Уплачивают

Налог на прибыль

Уплачивают (субсидия в налогооблагаемую базу не включается)

Госпошлина за наименование "Россия"

Уплачивают (при регистрации учредительных документов)

Упрощенная система налогообложения

Не вправе применять

Налог на имущество, земельный налог

Уплачивают (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии)

По данным таблиц, учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, доходы бюджетного учреждения после уплаты налогов и сборов учитывают в смете и отражают в доходах соответствующего бюджета; Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Делись добром ;)