Анализ внутренней среды организации (на примере ОАО ААК "Прогресс")

курсовая работа

2.2 Анализ и оценка внутренней среды ОАО ААК "Прогресс"

Как уже было отмечено выше, внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Но прежде всего следует отметить, что стратегия ОАО ААК "Прогресс" - рост стоимости Компании, подразумевающий неуклонное увеличение доходов, рост прибыльности, повышение эффективности деятельности компании.

ОАО ААК "Прогресс" - одна из первых предприятий, которое является носителем уникальных авиационных и ракетостроительных технологий. ОАО ААК "Прогресс" является лидером на рынке, что означает не только увеличение оборонзаказов и развитие гражданской авиации, модернизацию оборудования, но и постоянное повышение уровня компетентности персонала.

Главными стратегическими целями ОАО ААК "Прогресс" является повышение уровня оснащенности предприятия современных оборудованием и высококвалифицированными кадрами для увеличения производства авиационной продукции и развития гражданской авиации.

Качественный анализ внутренней среды ОАО ААК "Прогресс" представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Качественный анализ внутренней среды ОАО ААК "Прогресс"

Фактор

Сильные стороны

Слабые стороны

Персонал

квалификация руководителей - средний уровень, что позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля;

регулярное повышение квалификации персонала (в собственном учебном центре, стажировки, курсы повышения квалификации в городах РФ);

создание новых рабочих мест;

грамотно-построенная система найма, подбора, адаптации и развития персонала

руководителей и специалистов по важным сферам деятельности предприятия нет, в частности отсутствуют отдел по стратегическому развитию, планированию, рекламе (это объясняется тем, что предприятие работает по госзаказу);

предприятие мотивирует персонал удовлетворительным уровнем заработной планы, премиями, но для молодых специалистов практически отсутствуют такой вид стимула, как предоставление жилья;

наблюдается нарушение трудовой дисциплины со стороны работников предприятия (приход на работу в состоянии алкогольного опьянения, опоздания)

Управление

на предприятии распределены права и обязанности работников, что отражено в должностных инструкциях

отсутствие эффективной системы информирования персонала, делегирования полномочий приводит к высокой степени загрузки линейных руководителей, до сотрудников доводятся только плановые задачи;

слишком сложная организационная структура

Производство

проводится модернизация производства, закупаются новые станки и оборудование;

большое внимание уделяется внедрению технологий бережливого производства;

освоение и внедрение инновационных технологий создано принципиально новое для

Отсутствуют

авиакомпании направление - единое информационное поле, где в режиме on-line можно отслеживать состояние деталей на любом этапе производства;

на предприятии внедрена современная система менеджмента качества

Маркетинг

в качестве реализации стратегии маркетинговой стратегии освоено производство армейских вертолетов Ка-52 "Аллигатор" для российских ВВС, взамен КА-50 "Черная акула";

продолжается выпуск противокорабельных ракетных комплексов "Москит-Е";

производство легких многоцелевых вертолетов Ми-34С и спортивных самолетов Як-54 для гражданской авиации

на предприятии недостаточно уделено внимания проведению рекламных кампаний, вследствие отсутствия отделов маркетинга, рекламы и развития (особенно это актуально при производстве и выводе на рынок продукции для гражданской авиации)

Финансы и учет

предприятие использует возможности долгосрочного и краткосрочного капитала;

осуществляет финансовые вложения;

учет на предприятии находится на высоком уровне благодаря высокой квалификации сотрудников и современному программному обеспечению;

для предприятия характерна высокая финансовая устойчивость, платежеспособность

отсутствуют

Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации. Можно сделать следующие выводы, что повышение эффективности кадровой работы по мотивации персонала, а также по повышению контроля за трудовой деятельностью, оптимизация маркетинга, стратегического управления и рекламных мероприятия положительно повлияет на текущую деятельность и развитие предприятия.

В таблице 4 представлена количественная оценка сильных сторон ОАО ААК "Прогресс".

Таблица 4 - Оценка "Преимуществ" (сильных сторон) ОАО ААК "Прогресс" по пятибалльной системе

Показатель

Оценка показателя

Уровень важности показателя

Компетентность руководства

5

5

Уровень финансовых ресурсов

5

5

Квалификация работников

5

5

Положительный имидж

5

4

Инновационные технологии

5

5

Автоматизация производства

5

5

Предоставление новых рабочих мест, в т. ч. школьникам, трудоустраиваемых по линии ЦЗН

5

3

В таблице 5 представлена количественная оценка слабых сторон предприятия.

Таблица 5 - Оценка "Недостатков" (слабых сторон) предприятия по пятибалльной системе

Показатель

Оценка показателя

Уровень важности показателя

Система мотивации персонала

3

5

Уровень контроля за трудовой деятельностью

2

5

Организационная структура

3

5

Система информирования персонала, делегирования полномочий и задач

2

4

Уровень управления (высокий уровень централизации)

3

5

Уровень маркетинговых способностей

2

4

Таким образом, анализ функциональных зон, слабых и сильных сторон ОАО ААК "Прогресс" показал, что предприятию необходимо оптимизировать следующие направления:

- разработку эффективной системы мотивации персонала, особенно молодых специалистов;

- разрабатывать и внедрить систему информирования персонала;

- определить принципы, правила делегирования задач;

- усовершенствовать систему маркетинга.

Реализация данных направлений позволит предприятию достичь поставленных целей и задач.

Делись добром ;)