Диагностика состояния фирмы на примере ООО ТД "Столичный"

курсовая работа

1.3 Анализ конкурентной среды предприятия

Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят даже больше пользы, чем существенный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Для проведения анализа конкурентной среды в работе использовался SWOT-анализ.

SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации.

Слабости (Weaknesses) - недостатки организации.

Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке.

Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Фокусирование SWOT-анализа было проведено на туристических услугах, оказываемых предприятием [25].

Первый этап позволит нам определить, каковы сильные стороны и недостатки ООО ТД «Столичный». Для того чтобы определить сильные и слабые стороны фермерского хозяйства необходимо:

Составить перечень параметров, по которому будет оценено предприятие; по каждому параметру определить, что является сильной, а что - слабой стороной.

Для оценки ООО ТД «Столичный» можно воспользоваться следующим списком параметров:

1) Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии туристического направления предприятия, наличие взаимодействия между отделами предприятия и т.п.);

2) условия для работы (могут оцениваться интерьер офиса, офисная техника, уют для клиента);

3) финансы (данные по экспресс-анализу).

4) маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг, известность фирмы, полнота ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутация турфирмы, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг).

На основании оценочных данных заполнена таблица 8.

Делается это следующим образом: в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий - те сильные и слабые стороны предприятия.

Таблица 8 - Определение сильных и слабых сторон ООО ТД «Столичный»

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Организация

1) Директор - опыт работы на руководящей должности 10 лет, высшее образование по специальности менеджмент и управление, предприимчивость;

2) старшие менеджеры отдела по туризму - высшее образование по специальности менеджер по туризму;

3) менеджер отдела по туризму № 2 - студент 4 курса специальности менеджер по туризму;

2. условия для работы

1) арендованный офис жилом доме (неограниченно время работы);

2) соответствующий турбизнесу интерьер;

3) достаточное наличие офисной техники.

3. финансово-экономическое состояние

1) рост оборотов фирмы;

2) наличие прибыли;

3) прирост чистой прибыли;

1)низкая доля собственного капитала;

2) зависимость от краткосрочных и долгосрочных займов, кредиторской задолженности;

3) малоэффективна работа по основному виду деятельности.

5. Маркетинг

1) реклама на радио, телевидении;

2) положительная репутация турфирмы;

3) изготовление собственно продукции - рекламных календарей, постеров, проспектов по турбизнесу.

-нет постоянной и разработанной программы по маркетингу

Второй шаг SWOT - анализа - это - оценка рынка. Этот этап позволит нам оценить ситуацию вне предприятия и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).

Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия. По каждому параметру определяется, что является возможностью, а что - угрозой для предприятия.

За основу при оценке рыночных возможностей и угроз берется следующий примерный список параметров:

1. Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса туристическую продукцию.

2. Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.).

3. Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.).

5. Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.).

6. Социально-демографические факторы (следует учесть численность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает ваше фермерское хозяйство, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.).

7. Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.).

Далее заполняется таблица (таблица 9): в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий - существующие возможности и угрозы, связанные с этим параметром.

Таблица 9 - Определение рыночных возможностей и угроз ООО ТД «Столичный»

Параметры оценки

Возможности

Угрозы

1. Конкуренция

- поиск новых туров, использование скидки клиентам

- новые туры и большие скидки

у конкурентов

- появление новых конкурентов

2. Сбыт

- создание филиала в городе и за его пределами

- наличие за пределами города других конкурентов

3. Спрос

С ростом доходов населения увеличиваются спрос на продукт турбизнеса

Падение спроса по причине снижения доходов населения

4. Природные и экологические факторы

-

Падение спроса при неблагоприятных погодных условия

5. Политические факторы

-повышение спроса при стабилизации политической обстановки в конкретной стране

Падение спроса при неблагополучной политической обстановке в конкретной стране

Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон ООО ТД «Столичный» с возможностями и угрозами рынка.

Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет нам ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития вашего бизнеса которые и отразят суть анализа:

- как воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?

- за счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

- какие слабые стороны предприятия могут помешать воспользоваться возможностями?

- каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия нужно больше всего опасаться? [5]

Таблица 10 - Матрица SWOT - анализа деятельности ООО ТД «Столичный»

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

1

2

3

Сильные стороны

- Директор - опыт работы на руководящей должности 10 лет, высшее образование по специальности менеджмент и управление, предприимчивость;

- старший менеджер отдела по туризму № 1 - высшее образование по специальности менеджер по туризму;

- старший менеджер отдела по туризму № 2 - студент 4 курса специальности менеджер по туризму;

- арендованный офис жилом доме (неограниченно время работы);

- соответствующий турбизнесу интерьер;

- достаточное наличие офисной техники.

- рост оборотов фирмы;

- наличие прибыли;

- прирост чистой прибыли;

- реклама на радио, телевидении;

- положительная репутация турфирмы;

- изготовление собственно продукции - рекламных календарей, постеров, проспектов по турбизнесу

- поиск новых туров, использование скидки клиентам

- создание филиала в городе и за его пределами

- с ростом доходов населения увеличиваются спрос на продукт турбизнеса

- повышение спроса при стабилизации политической обстановки в конкретной стране

- наличие за пределами города других конкурентов

- новые туры и большие скидки у конкурентов

- появление новых конкурентов

- падение спроса по причине снижения доходов населения

- падение спроса при неблагоприятных погодных условия

- падение спроса при неблагополучной политической обстановке в конкретной стране

Слабые стороны

-низкая доля собственного капитала;

- зависимость от краткосрочных и долгосрочных займов, кредиторской задолженности;

- малоэффективна работа по основному виду деятельности.

- нет постоянной и разработанной программы по маркетингу

- удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, за счёт использования гибкой ценовой политики

Проанализировав и сопоставив возможности с сильными сторонами ООО ТД «Столичный», приходим к выводу, что при данных условиях для предприятия можно проработать возможность создания филиала в городе или за его пределами, а так же пересмотреть ценовую и скидочную политику предприятия.

Анализируя ситуацию на рынке сбыта услуг можно прийти к выводу, что основными конкурентами ООО ТД «Столичный» являются турфирмы «Робинзон» и «Фонд мира». Их оказание туристических услуг происходит на отличном уровне с широким ассортиментом. Данные фирмы являются между собой конкурирующими, т.к. имеют лицензии на осуществление турагентской деятельности в Челябинской области.

Оценка параметров производиться по пятибалльной шкале (от наиболее слабых позиций по данному параметру до доминирующей позиции).

Результаты исследования конкурентов можно представить в виде сравнительной таблицы (таблица 11).

Таблица 11 - Сравнительная таблица результатов исследования конкурентов ООО ТД «Столичный»

Параметр

ООО ТД «Столичный»

Робинзон

«Фонд мира»

Разнообразие туров

4

5

5

Качество обслуживания

5

5

4

Цена

5

5

4

Реклама

5

4

3

Месторасположение

5

3

4

Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен.

Поэтому часто используется схема исследований, предложенная американским ученым М. Портером. Эта схема состоит из четырех основных элементов, характеризующих конкурентов: цели на будущее, текущие стратегии, представления о себе и возможности. Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систематическим накоплением соответствующей информации. Всю информацию можно подразделить на две группы:

- количественная, или формальная, информация;

- качественная информация.

Количественная информация является объективной, отражает фактические данные о деятельности конкурентов и включает аспекты, приведенные в таблице 12.

Таблица 12 - Сравнительные количественные критерии конкурентоспособности

Элементы анализа конкурентов (количественные)

ООО ТД «Столичный»

Робинзон

Фонд мира

Численность персонала, сотрудников

10

15

12

Руководители фирмы, человек

1

2

1

Активы, млн. руб.,

Объемы продаж в месяц, путевок

58

47

53

Доля рынка, %

28

12

18

Рентабельность продаж, %

6,33

12,85

9,45

Наличие и размеры филиальной сети

нет

есть

Нет

Ассортимент рекламы

Свой сайт, газета, телевидение, рекламные проспекты

Газета, телевидение

Газета, телевидение

расходы на рекламу, руб. в месяц

11 500

5 500

4 000

Наиболее сильные стороны у турагенства ТД «Столичный»:

- занимает наибольшую долю рынка в городе;

- имеет свой сайт, возможность производить рекламные проспекты.

Результаты анализа указывают на тот факт, что турагенство ТД «Столичный» является более конкурентоспособным по отношению своим основным конкурентам. Стратегия фирмы носит более устойчивый характер в условиях конкурентной борьбы на туристическом рынке Челябинской области.

Турфирма, которая игнорирует интересы своих клиентов и не имеет стратегии на будущее рискует потерять свое место на туристическом рынке. Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Причем главным должно быть умение определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества. Все усилия предприятия должны быть направлены на развитие тех качеств, которые выгодно отличают его от потенциальных или реальных конкурентов.

Делись добром ;)