3.1 Разработка плана кадровой стратегии рекламно-полиграфического предприятия
Организации со стабильной долгосрочной стратегией, как правило, не испытывают потребности в серьезных изменениях количества и штатной расстановки персонала. Совершенно иная ситуация у фирм, меняющих свою стратегию. Изменение стратегии, как правило, приводит к выпуску новых видов продукции, освоению новых рынков, появлению амбициозных планов роста оборотов. Для таких организаций потребности, как в численности, так и в структуре персонала, могут существенно измениться.
Рассмотрим прогнозирование потребности в персонале Windows-TM.
В соответствии с видами деятельности, структуру персонала Windows-TM укрупнено можно представить тремя основными подразделениями:
- производственный цех;
- отдел продаж;
- административный и вспомогательный персонал.
В 2014 г. руководством Windows-TM была разработана стратегия, направленная на значительное увеличение доли рынка продаж полиграфической продукции. Стратегия охватывает десятилетний временной промежуток. По факту 2014 г., компанией было реализовано: 782 тыс.шт. деловой полиграфии; 129 тыс.шт. рекламной полиграфии и POS; 51 тыс.шт. сувенирной продукции. Итого: 962 тыс.шт. различной продукции.
Коммерческая политика компании предполагает значительный рост продаж деловой и рекламной полиграфии в течение первых трех лет (прирост по 20 % ежегодно). В последующие три года (по мере насыщения рынка), ежегодный прирост должен снизиться до 10 %. Начиная с 2019 г., доля компании на рынке должна стать стабильной, а рост продаж будет равен общему росту рынка (оцениваемому в 5 % ежегодно).
Рост продаж сувенирной продукции планируется более быстрыми темпами. Это связано с:
- низкими показателями продаж в настоящее время (предприятие только осваивает данную сферу деятельности);
- предполагаемым бурным ростом продаж в данном секторе (в 2015 г. планируется увеличить объем продаж по сравнению с 2014 г. на 50 %. Прирост в 2015 г. должен составить 30 %, в последующие три года -- 20 %, а в дальнейшем -- 10 %).
Итого: к 2023 г. Windows-TM намерено продавать 2679 тыс.шт. продукции в год (это в 2,8 раза больше, чем в 2014 г.). Прогноз продаж представлен в табл. 8.
Таблица 8 - Прогноз продаж Windows-TM
Показатель |
Год |
||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||
Продажи деловой полиграфии, тыс.шт. |
782 |
938 |
1126 |
1351 |
1486 |
1635 |
1799 |
1889 |
1983 |
2082 |
|
Прирост продаж деловой полиграфии, % |
20 |
20 |
20 |
10 |
10 |
10 |
5 |
5 |
5 |
||
Продажи сувенирной продукции, тыс. шт. |
51 |
77 |
100 |
120 |
144 |
173 |
190 |
209 |
230 |
253 |
|
Прирост продаж сувенирной продукции, % |
50 |
30 |
20 |
20 |
20 |
10 |
10 |
10 |
10 |
||
Продажи рекламной полиграфии, тыс.шт. |
129 |
155 |
186 |
223 |
245 |
270 |
297 |
312 |
328 |
344 |
|
Прирост продаж рекламной полиграфии, % |
20 |
20 |
20 |
10 |
10 |
10 |
5 |
5 |
5 |
||
Итого продажи продукции, тыс.шт. |
962 |
1170 |
1412 |
1694 |
1875 |
2078 |
2286 |
2410 |
2541 |
2679 |
Столь значительный рост количества проданной продукции не сможет быть обеспечен имеющимися сотрудниками. В настоящее время, в отделе задействовано четыре человека:
- один руководитель отдела (главный менеджер);
- три менеджера продаж.
Касательно руководителя отдела предполагается, что почти троекратный рост продаж отразится лишь на увеличении эффективности использования его рабочего времени и не приведет к необходимости набора дополнительных сотрудников. Часть его функций может быть переложена на менеджеров по продажам. Кроме того, необходимо ввести в штат должность специалиста по логистике.
Иная ситуация обстоит с работниками, осуществляющими поиск клиентов и сопровождение продаж - менеджерами по продажам. Внутрифирменные стандарты предполагают, что для качественного исполнения своих обязанностей (консультирование клиентов, выездные презентации, обзвон потенциальных покупателей, оформление сделок), на каждого продавца должно приходиться ограниченное количество сделок в месяц:
- менеджер отдела продаж деловой полиграфии - 15 тыс.шт.;
- менеджер отдела продаж сувенирной продукции - 4 тыс.шт.;
- менеджер отдела продаж рекламной полиграфии - 5 тыс.шт.
Соответственно, необходимое количество менеджеров по продажам (ЧП) должно рассчитываться по формуле:
ЧП = (Vпрод / 12 / Норм)
где Vпрод - годовой объем продаж тыс. шт.;
Норм - норматив ежемесячного количества сделок на одного менеджера.
Например, в 2019 г. планируется реализовать 1889 тыс.шт. деловой полиграфии (в среднем 157,4 тыс.шт. в месяц). При нормативе ежемесячных продаж на одного менеджера, равном 15 тыс.шт., необходимое количество менеджеров должно быть равно 10,49 (157,4 / 15), то есть округленно вверх до ближайшего целого числа равному одиннадцать человек. Прогноз потребности в персонале службы продаж деловой полиграфии представлен в табл. 91.
управление персонал кадровый стратегия
Таблица 9 - Прогноз потребности в персонале службы продаж
Показатель |
Год |
||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||
Руководитель отдела продаж деловой полиграфии. Главный менеджер |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Менеджеры продаж деловой полиграфии |
1 |
1 |
1 |
8 |
9 |
10 |
10 |
11 |
12 |
12 |
|
Руководитель отдела продаж сувенирной продукции |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Менеджеры продаж сувенирной продукции |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
|
Руководитель отдела продаж рекламной продукции |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Менеджеры продаж рекламной продукции |
1 |
1 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
|
Специалист по логистике |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Итого служба продаж |
4 |
4 |
4 |
20 |
22 |
24 |
24 |
27 |
28 |
29 |
Таким образом, для увеличения продаж в 2,8 раза, Windows-TM необходимо увеличить штат сотрудников в 7,25 раза (с 4 до 29 человек).
Теперь рассмотрим отдел основного производства. Windows-TM, всю реализуемую продукцию производит самостоятельно. В настоящее время, в отделе основного производства Windows-TM занято шестнадцать человек:
- Руководитель, заместитель директора по производству - 1 чел.;
- Дизайнер - 4 чел.;
- печатник - 8 чел.;
- бухгалтер - 1 чел.;
- водитель - 1 чел.
По мере роста продаж, неизбежно будет увеличиваться количество клиентов - Windows-TM, а это, в свою очередь приведет к необходимости дополнительного набора персонала в основное производство. По факту 2014 г. в Windows-TM обслуживалось 6924 клиентов. В 2015 г. по плану должно быть реализовано 1170 тыс.шт. продукции, следовательно, появятся новые клиенты. В то же время, вследствие естественной убыли, ряд клиентов перейдет в другие фирмы, за два года примем условную величину (в 2013 г. продано 811 тыс.шт. товара). По статистике, 20 % клиентов, останутся постоянными. Следовательно, 162 из 811 ушедших клиентов, продолжать пользоваться услугами фирмы (811 Ч 20 %). Таким образом, предполагаемое количество клиентов оставшихся в фирме в 2015 г. составит: 7445 (6924 + 1170 - 811 + 162).
Прогноз количества клиентов оставшихся в фирме в табл. 10.
Таблица 10 - Прогноз количества клиентов
Показатель |
Год |
||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||
Останется клиентов |
962 |
1170 |
1412 |
1694 |
1875 |
2078 |
2286 |
2410 |
2541 |
2679 |
|
Уйдет клиентов |
699 |
811 |
962 |
1170 |
1412 |
1694 |
1875 |
2078 |
2286 |
2410 |
|
Возникнет новых клиентов |
140 |
162 |
192 |
234 |
282 |
339 |
375 |
416 |
457 |
482 |
|
Количество клиентов |
6924 |
7445 |
8087 |
8845 |
9590 |
10 313 |
11 099 |
11 847 |
12 559 |
13 310 |
Всего, к 2023 г. количество клиентов должно возрасти до 13 310 тыс.штук продукции.
Основная сфера деятельности отдела продаж Windows-TM - выполнение услуг по реализации продукции фирмы. Поэтому, для расчета потребности в персонале, необходимо посчитать основные производственные показатели, такие как выработка в часах и оборот продукции. Эти показатели рассчитываются на основании нормативов, найденных по фактическим данным.
В 2014 г. выработка производственного цеха 28 741 ч. Следовательно, среднюю трудоемкость можно принять равной 2,2 ч (28 741 / 13 064). Оборот продукции, по факту 2014 г., составил 67 084 тыс. руб. (в среднем на одну партию продукции 5135 руб. (67 084 / 13 064 Ч 1000)). Оборот продукции через прилавок в 2014 г. составил 12 075 тыс. руб. (18 % от оборота через удаленные продажи).
Используя эти нормативы, можно сделать прогноз основных производственных показателей на весь десятилетний период (табл. 11).
Таблица 11 - Основные производственные показатели
Показатель |
Год |
||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||
Выработка в часах |
28 741 |
30 422 |
32 479 |
34 956 |
37 745 |
40 729 |
43 958 |
47 386 |
50 915 |
54 591 |
|
Оборот удаленных продаж, тыс. руб. |
67 084 |
71 007 |
75 808 |
81 590 |
88 101 |
95 064 |
102602 |
110603 |
118 839 |
127420 |
|
Оборот через прилавок, тыс. руб. |
12 075 |
12 781 |
13 645 |
14 686 |
15 858 |
17 112 |
18 468 |
19 908 |
21 391 |
22 936 |
|
Общий оборот продукции, тыс. руб. |
79 159 |
83 788 |
89 453 |
96 276 |
103959 |
112176 |
121070 |
130511 |
140 230 |
150356 |
Например, в 2018 г. планируется, что количество единиц продаж составит 17 157 тыс.шт. Выработка производственного цеха в часах будет равна 37 745 ч (17 157 Ч 2,2). Оборот удаленных продаж составит 88 101 тыс. руб. (17 157 Ч 5135 / 1000), через прилавок - 15 858 тыс. руб. (88 101 Ч 18 %).
Теперь необходимо определить нормативы основных показателей, приходящихся на каждого сотрудника отдела продаж. Нормативы, предусмотренные внутрифирменными стандартами, приведены в табл. 12.
Таблица 12 - Нормативы выполнения работ отдела продаж
Должность |
Показатель |
Норматив |
|||
в день |
в месяц |
в год |
|||
Менеджер удаленных продаж |
Количество продаж, тыс.шт. |
21 |
5250 |
||
Дизайнер |
Выработка, ч |
7 |
1750 |
||
Печатник |
Выработка, ч |
7 |
1750 |
||
Продавец через прилавок |
Оборот продукции через прилавок, тыс. руб. |
1500 |
18 000 |
||
Оборот продукции всего, тыс. руб. |
5000 |
60 000 |
Таким образом, работы практически всех сотрудников отдела продаж занормированы. Исключение составляют лишь руководящие работники.
Менеджер по удаленным продажам, например, в день должен принимать 21 клиента. Среднее количество рабочих дней в году - 250. Таким образом, годовой норматив принятых клиентов на одного менеджера составляет 5250 тыс.шт. Если в 2017 г. ожидается 15 889 клиентов, то Windows-TM необходимо иметь в штате 4 менеджера удаленных продаж (округленно вверх до ближайшего целого числа 15 889 / 5250).
План дизайнеров и печатников по выработке составляет 7 ч в день, 1750 ч в год (7 Ч 250). По статистике, дизайнерские работы составляют 10 % от общей выработки, а печатные - 90 %. Если плановая выработка в 2021 г. должна составить 47 386 ч, то Windows-TM понадобятся 3 дизайнера (округленно вверх до ближайшего целого числа 47 386 Ч 10 % / 1750) и 25 печатников (округленно вверх до ближайшего целого числа 47 386 Ч 90 % / 1750).
Что касается работников прилавка, то в среднем, на одного продавца приходится 1500 тыс. руб. оборота продукции через прилавок (18 000 в год). Плановый оборот продукции в 2020 г. составит 121 070 тыс. руб. (102 602 тыс. руб. через удаленные продажи и 18 468 тыс. руб. через прилавок). Следовательно, Windows-TM будут необходимы 2 менеджера по продажам (округленно вверх до ближайшего целого числа 18 468 / 18 000).
Также следует учитывать производственные возможности предприятия, которые могут ограничивать рост производства. Дело в том, что в Windows-TM имеется недостаточное количество производственного оборудования. Начиная с 2020 г., будет наблюдаться нехватка рабочих мест для производственного персонала (23 печатника и 3 дизайнера). Для выхода из данной ситуации нужно либо Windows-TM новым оборудованием, либо вводить двухсменный режим работы. Допустим, Windows-TM выбрало второй вариант. Тогда, начиная с 2020 г., как минимум нужен будет еще бригадир.
Свод прогноза по численности персонала представлен в табл. 13.
Таблица 13 - Прогноз потребности в персонале
Показатель |
Год |
||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||
Заместитель директора по производству |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Бригадир |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Мастер-приемщик |
0 |
0 |
0 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
|
Дизайнер |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
|
Печатник |
6 |
7 |
8 |
18 |
20 |
21 |
23 |
25 |
27 |
29 |
|
Инженер по гарантии |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Разнорабочий |
0 |
0 |
0 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
|
Заведующий складом |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Продавец |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Кладовщик |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Итого |
10 |
12 |
14 |
40 |
43 |
45 |
50 |
54 |
57 |
61 |
Что касается административных и вспомогательных работников, то их численность будет относительно постоянной (в 2014 г. было 3 таких сотрудников), так как они не зависят от объемов продаж и производства. Единственный момент, в 2020 г., когда будет введен двухсменный режим работы, понадобятся, как минимум, еще один водитель, и бухгалтер. В табл. 14 представлен сводный прогноз потребности в персонале Windows-TM.
Таблица 14 - Прогноз в потребности персонала Windows-TM
Показатель |
Год |
||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||
Отдела продаж |
4 |
4 |
4 |
20 |
22 |
24 |
24 |
27 |
28 |
29 |
|
Отдел производства |
10 |
12 |
14 |
40 |
43 |
45 |
50 |
54 |
57 |
61 |
|
Административный и вспомогательный персонал |
2 |
2 |
2 |
16 |
16 |
16 |
19 |
19 |
19 |
19 |
|
Итого численность |
16 |
18 |
20 |
76 |
81 |
85 |
93 |
100 |
104 |
109 |
Численность персонала, в соответствии со стратегией организации в области продаж, должна увеличиться в 5,45 раза (с 20 до 109 человек).
Таким образом, наличие стратегического плана продаж, позволит Windows-TM заранее спланировать потребность в количестве и структуре персонала и заблаговременно начать работу по его набору и подготовке.
- Введение
- 1. Методические основы системы управления персоналом
- 1.1 Персонал предприятия как объект управления
- 1.2 Сущность, цели и задачи системы управления персоналом
- 1.3 Принципы и методы управления персоналом
- 2. Анализ кадровой стратегии рекламно-полиграфического предприятия Windows-TM
- 2.1 Краткая характеристика предприятия и его кадрового потенциала
- 2.2 Исследование кадровой политики предприятия
- 3. Проектирование плана кадровой стратегии рекламно-полиграфического предприятия Windows-TM
- 3.1 Разработка плана кадровой стратегии рекламно-полиграфического предприятия
- 3.2 Оценка социально-экономической эффективности плана кадровой стратегии
- 30. Задачи анализа трудовых ресурсов предприятия, источники информации.
- 32. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
- 1. Задачи анализа трудовых ресурсов и источники информации для анализа
- 1.Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
- 9.1. Задачи анализа, источники информации. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- 16.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- 19. Задачи и источники информации анализа использования трудовых ресурсов.
- 3.1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами
- 16.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- 3.1. Значение анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Задачи анализа. Источники информации.