logo
Задачи анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и источник информации (на примере ООО Рекламно-полиграфическая фирма Windows-TM)

3.1 Разработка плана кадровой стратегии рекламно-полиграфического предприятия

Организации со стабильной долгосрочной стратегией, как правило, не испытывают потребности в серьезных изменениях количества и штатной расстановки персонала. Совершенно иная ситуация у фирм, меняющих свою стратегию. Изменение стратегии, как правило, приводит к выпуску новых видов продукции, освоению новых рынков, появлению амбициозных планов роста оборотов. Для таких организаций потребности, как в численности, так и в структуре персонала, могут существенно измениться.

Рассмотрим прогнозирование потребности в персонале Windows-TM.

В соответствии с видами деятельности, структуру персонала Windows-TM укрупнено можно представить тремя основными подразделениями:

- производственный цех;

- отдел продаж;

- административный и вспомогательный персонал.

В 2014 г. руководством Windows-TM была разработана стратегия, направленная на значительное увеличение доли рынка продаж полиграфической продукции. Стратегия охватывает десятилетний временной промежуток. По факту 2014 г., компанией было реализовано: 782 тыс.шт. деловой полиграфии; 129 тыс.шт. рекламной полиграфии и POS; 51 тыс.шт. сувенирной продукции. Итого: 962 тыс.шт. различной продукции.

Коммерческая политика компании предполагает значительный рост продаж деловой и рекламной полиграфии в течение первых трех лет (прирост по 20 % ежегодно). В последующие три года (по мере насыщения рынка), ежегодный прирост должен снизиться до 10 %. Начиная с 2019 г., доля компании на рынке должна стать стабильной, а рост продаж будет равен общему росту рынка (оцениваемому в 5 % ежегодно).

Рост продаж сувенирной продукции планируется более быстрыми темпами. Это связано с:

- низкими показателями продаж в настоящее время (предприятие только осваивает данную сферу деятельности);

- предполагаемым бурным ростом продаж в данном секторе (в 2015 г. планируется увеличить объем продаж по сравнению с 2014 г. на 50 %. Прирост в 2015 г. должен составить 30 %, в последующие три года -- 20 %, а в дальнейшем -- 10 %).

Итого: к 2023 г. Windows-TM намерено продавать 2679 тыс.шт. продукции в год (это в 2,8 раза больше, чем в 2014 г.). Прогноз продаж представлен в табл. 8.

Таблица 8 - Прогноз продаж Windows-TM

Показатель

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Продажи деловой полиграфии, тыс.шт.

782

938

1126

1351

1486

1635

1799

1889

1983

2082

Прирост продаж деловой полиграфии, %

20

20

20

10

10

10

5

5

5

Продажи сувенирной продукции, тыс. шт.

51

77

100

120

144

173

190

209

230

253

Прирост продаж сувенирной продукции, %

50

30

20

20

20

10

10

10

10

Продажи рекламной полиграфии, тыс.шт.

129

155

186

223

245

270

297

312

328

344

Прирост продаж рекламной полиграфии, %

20

20

20

10

10

10

5

5

5

Итого продажи продукции, тыс.шт.

962

1170

1412

1694

1875

2078

2286

2410

2541

2679

Столь значительный рост количества проданной продукции не сможет быть обеспечен имеющимися сотрудниками. В настоящее время, в отделе задействовано четыре человека:

- один руководитель отдела (главный менеджер);

- три менеджера продаж.

Касательно руководителя отдела предполагается, что почти троекратный рост продаж отразится лишь на увеличении эффективности использования его рабочего времени и не приведет к необходимости набора дополнительных сотрудников. Часть его функций может быть переложена на менеджеров по продажам. Кроме того, необходимо ввести в штат должность специалиста по логистике.

Иная ситуация обстоит с работниками, осуществляющими поиск клиентов и сопровождение продаж - менеджерами по продажам. Внутрифирменные стандарты предполагают, что для качественного исполнения своих обязанностей (консультирование клиентов, выездные презентации, обзвон потенциальных покупателей, оформление сделок), на каждого продавца должно приходиться ограниченное количество сделок в месяц:

- менеджер отдела продаж деловой полиграфии - 15 тыс.шт.;

- менеджер отдела продаж сувенирной продукции - 4 тыс.шт.;

- менеджер отдела продаж рекламной полиграфии - 5 тыс.шт.

Соответственно, необходимое количество менеджеров по продажам (ЧП) должно рассчитываться по формуле:

ЧП = (Vпрод / 12 / Норм)

где Vпрод - годовой объем продаж тыс. шт.;

Норм - норматив ежемесячного количества сделок на одного менеджера.

Например, в 2019 г. планируется реализовать 1889 тыс.шт. деловой полиграфии (в среднем 157,4 тыс.шт. в месяц). При нормативе ежемесячных продаж на одного менеджера, равном 15 тыс.шт., необходимое количество менеджеров должно быть равно 10,49 (157,4 / 15), то есть округленно вверх до ближайшего целого числа равному одиннадцать человек. Прогноз потребности в персонале службы продаж деловой полиграфии представлен в табл. 91.

управление персонал кадровый стратегия

Таблица 9 - Прогноз потребности в персонале службы продаж

Показатель

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Руководитель отдела продаж деловой полиграфии. Главный менеджер

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Менеджеры продаж деловой полиграфии

1

1

1

8

9

10

10

11

12

12

Руководитель отдела продаж сувенирной продукции

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Менеджеры продаж сувенирной продукции

1

1

1

3

3

4

4

5

5

6

Руководитель отдела продаж рекламной продукции

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Менеджеры продаж рекламной продукции

1

1

1

4

5

5

5

6

6

6

Специалист по логистике

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Итого служба продаж

4

4

4

20

22

24

24

27

28

29

Таким образом, для увеличения продаж в 2,8 раза, Windows-TM необходимо увеличить штат сотрудников в 7,25 раза (с 4 до 29 человек).

Теперь рассмотрим отдел основного производства. Windows-TM, всю реализуемую продукцию производит самостоятельно. В настоящее время, в отделе основного производства Windows-TM занято шестнадцать человек:

- Руководитель, заместитель директора по производству - 1 чел.;

- Дизайнер - 4 чел.;

- печатник - 8 чел.;

- бухгалтер - 1 чел.;

- водитель - 1 чел.

По мере роста продаж, неизбежно будет увеличиваться количество клиентов - Windows-TM, а это, в свою очередь приведет к необходимости дополнительного набора персонала в основное производство. По факту 2014 г. в Windows-TM обслуживалось 6924 клиентов. В 2015 г. по плану должно быть реализовано 1170 тыс.шт. продукции, следовательно, появятся новые клиенты. В то же время, вследствие естественной убыли, ряд клиентов перейдет в другие фирмы, за два года примем условную величину (в 2013 г. продано 811 тыс.шт. товара). По статистике, 20 % клиентов, останутся постоянными. Следовательно, 162 из 811 ушедших клиентов, продолжать пользоваться услугами фирмы (811 Ч 20 %). Таким образом, предполагаемое количество клиентов оставшихся в фирме в 2015 г. составит: 7445 (6924 + 1170 - 811 + 162).

Прогноз количества клиентов оставшихся в фирме в табл. 10.

Таблица 10 - Прогноз количества клиентов

Показатель

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Останется клиентов

962

1170

1412

1694

1875

2078

2286

2410

2541

2679

Уйдет клиентов

699

811

962

1170

1412

1694

1875

2078

2286

2410

Возникнет новых клиентов

140

162

192

234

282

339

375

416

457

482

Количество клиентов

6924

7445

8087

8845

9590

10 313

11 099

11 847

12 559

13 310

Всего, к 2023 г. количество клиентов должно возрасти до 13 310 тыс.штук продукции.

Основная сфера деятельности отдела продаж Windows-TM - выполнение услуг по реализации продукции фирмы. Поэтому, для расчета потребности в персонале, необходимо посчитать основные производственные показатели, такие как выработка в часах и оборот продукции. Эти показатели рассчитываются на основании нормативов, найденных по фактическим данным.

В 2014 г. выработка производственного цеха 28 741 ч. Следовательно, среднюю трудоемкость можно принять равной 2,2 ч (28 741 / 13 064). Оборот продукции, по факту 2014 г., составил 67 084 тыс. руб. (в среднем на одну партию продукции 5135 руб. (67 084 / 13 064 Ч 1000)). Оборот продукции через прилавок в 2014 г. составил 12 075 тыс. руб. (18 % от оборота через удаленные продажи).

Используя эти нормативы, можно сделать прогноз основных производственных показателей на весь десятилетний период (табл. 11).

Таблица 11 - Основные производственные показатели

Показатель

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Выработка в часах

28 741

30 422

32 479

34 956

37 745

40 729

43 958

47 386

50 915

54 591

Оборот удаленных продаж, тыс. руб.

67 084

71 007

75 808

81 590

88 101

95 064

102602

110603

118 839

127420

Оборот через прилавок, тыс. руб.

12 075

12 781

13 645

14 686

15 858

17 112

18 468

19 908

21 391

22 936

Общий оборот продукции, тыс. руб.

79 159

83 788

89 453

96 276

103959

112176

121070

130511

140 230

150356

Например, в 2018 г. планируется, что количество единиц продаж составит 17 157 тыс.шт. Выработка производственного цеха в часах будет равна 37 745 ч (17 157 Ч 2,2). Оборот удаленных продаж составит 88 101 тыс. руб. (17 157 Ч 5135 / 1000), через прилавок - 15 858 тыс. руб. (88 101 Ч 18 %).

Теперь необходимо определить нормативы основных показателей, приходящихся на каждого сотрудника отдела продаж. Нормативы, предусмотренные внутрифирменными стандартами, приведены в табл. 12.

Таблица 12 - Нормативы выполнения работ отдела продаж

Должность

Показатель

Норматив

в день

в месяц

в год

Менеджер удаленных продаж

Количество продаж, тыс.шт.

21

5250

Дизайнер

Выработка, ч

7

1750

Печатник

Выработка, ч

7

1750

Продавец через прилавок

Оборот продукции через прилавок, тыс. руб.

1500

18 000

Оборот продукции всего, тыс. руб.

5000

60 000

Таким образом, работы практически всех сотрудников отдела продаж занормированы. Исключение составляют лишь руководящие работники.

Менеджер по удаленным продажам, например, в день должен принимать 21 клиента. Среднее количество рабочих дней в году - 250. Таким образом, годовой норматив принятых клиентов на одного менеджера составляет 5250 тыс.шт. Если в 2017 г. ожидается 15 889 клиентов, то Windows-TM необходимо иметь в штате 4 менеджера удаленных продаж (округленно вверх до ближайшего целого числа 15 889 / 5250).

План дизайнеров и печатников по выработке составляет 7 ч в день, 1750 ч в год (7 Ч 250). По статистике, дизайнерские работы составляют 10 % от общей выработки, а печатные - 90 %. Если плановая выработка в 2021 г. должна составить 47 386 ч, то Windows-TM понадобятся 3 дизайнера (округленно вверх до ближайшего целого числа 47 386 Ч 10 % / 1750) и 25 печатников (округленно вверх до ближайшего целого числа 47 386 Ч 90 % / 1750).

Что касается работников прилавка, то в среднем, на одного продавца приходится 1500 тыс. руб. оборота продукции через прилавок (18 000 в год). Плановый оборот продукции в 2020 г. составит 121 070 тыс. руб. (102 602 тыс. руб. через удаленные продажи и 18 468 тыс. руб. через прилавок). Следовательно, Windows-TM будут необходимы 2 менеджера по продажам (округленно вверх до ближайшего целого числа 18 468 / 18 000).

Также следует учитывать производственные возможности предприятия, которые могут ограничивать рост производства. Дело в том, что в Windows-TM имеется недостаточное количество производственного оборудования. Начиная с 2020 г., будет наблюдаться нехватка рабочих мест для производственного персонала (23 печатника и 3 дизайнера). Для выхода из данной ситуации нужно либо Windows-TM новым оборудованием, либо вводить двухсменный режим работы. Допустим, Windows-TM выбрало второй вариант. Тогда, начиная с 2020 г., как минимум нужен будет еще бригадир.

Свод прогноза по численности персонала представлен в табл. 13.

Таблица 13 - Прогноз потребности в персонале

Показатель

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Заместитель директора по производству

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Бригадир

0

0

0

1

1

1

2

2

2

2

Мастер-приемщик

0

0

0

4

4

4

4

5

5

5

Дизайнер

2

3

4

2

3

3

3

3

3

4

Печатник

6

7

8

18

20

21

23

25

27

29

Инженер по гарантии

0

0

0

2

2

2

2

2

2

2

Разнорабочий

0

0

0

3

3

3

3

3

4

4

Заведующий складом

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Продавец

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

Кладовщик

0

0

0

2

2

2

3

3

3

3

Итого

10

12

14

40

43

45

50

54

57

61

Что касается административных и вспомогательных работников, то их численность будет относительно постоянной (в 2014 г. было 3 таких сотрудников), так как они не зависят от объемов продаж и производства. Единственный момент, в 2020 г., когда будет введен двухсменный режим работы, понадобятся, как минимум, еще один водитель, и бухгалтер. В табл. 14 представлен сводный прогноз потребности в персонале Windows-TM.

Таблица 14 - Прогноз в потребности персонала Windows-TM

Показатель

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Отдела продаж

4

4

4

20

22

24

24

27

28

29

Отдел производства

10

12

14

40

43

45

50

54

57

61

Административный и вспомогательный персонал

2

2

2

16

16

16

19

19

19

19

Итого численность

16

18

20

76

81

85

93

100

104

109

Численность персонала, в соответствии со стратегией организации в области продаж, должна увеличиться в 5,45 раза (с 20 до 109 человек).

Таким образом, наличие стратегического плана продаж, позволит Windows-TM заранее спланировать потребность в количестве и структуре персонала и заблаговременно начать работу по его набору и подготовке.