Задачи контроллинга на предприятии

курсовая работа

2.2 Анализ факторов внешней среды

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственно окружения. Анализ факторов внешней среды дает возможность выявить особенности социально-экономической системы, воздействие с которой оказывает прямое или косвенное воздействие на положение организации.[5]

К факторам прямого воздействия относятся:

1) Поставщики

Это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

При выборе поставщика экономист оценивает поставщиков по следующим показателям: качество продукции, условия оплаты, имидж поставщика, наличие сертификата СМК, условия поставки ТМЦ.

Для производства продукции необходим следующие основные материалы:

Таблица 2.2.

Материалы

Поставщики

Щебень

ООО "ДорСтройТранс"

ООО ЗападУралНепруд"

Металл

ООО "Стройтехцентр"

ООО "Куна"

ООО "Элмет"

Цемент

ОАО "Горнозаводскцемент"

Песок

"Тодос"

Поставщиками тепло и электроэнергии, воды и газа являются березниковские предприятия.

2) Клиентура

Изучение потребителей позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров.

Завод поставляет продукцию только на внутренний рынок. Качество продукции не соответствует мировым стандартам, поэтому ЖБК не работает с зарубежными потребителями, производителями, промежуточными продавцами и государственными учреждениями. Заказчики и покупатели производимой продукции: Ависма, Горнозаводск цемент, Кризол, Метастрой, Губаха кокс, Железобетон СтройСервис, Уралкалий, Коми Энерго Монтаж Автоматика г. Ижевск.

3) Конкуренты

Исследование конкурентов. Основная задача данного исследования заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти возможности сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами

Конкурентами являются такие предприятия, как ООО Торговый дом "Мостодоржелезобетон", ООО "Кунгурский завод ЖБИ", Верещагинский завод ЖБК, ООО "ЖБИ - Монолит" г. Лысьва, ООО "Завод Стройдеталь" г. Чайковский и другие. В г. Березники ООО "БЗЖБК" конкурентов как таковых не имеет. Например, "Тодес", "Стройматериалы" не могут быть конкурентами, так как они занимают очень малый сегмент рынка и не влияют на спрос продукции.

Недостатками по отношению к конкурентам можно выделить невысокое качество выпускаемой продукции, устаревшая технология производства продукции, но при этом преимуществом является территориальное положение, т.е. на территории г. Березники и Соликамск, ЖБК занимает наибольший сегмент рынка.

К факторам косвенного воздействия относятся:

1) Экономическая ситуация в стране и отрасли, тенденции развития и состояния рынка продукции

Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов. Так, например увеличение курса доллара может привести к увеличению стоимости электроэнергии и других ресурсов, что отразится на цене товаров, а следовательно на спросе на данный товар. Можно сказать о потребительской корзине граждан, т.е. при ее увеличении возможности покупательных способностей увеличиваются, что тоже можно связать с увеличением спроса на жилье.

2) Политическая среда

Законодательство на федеральном, региональном и местном уровне, различные нормативные акты действуют положительно или отрицательно на деятельность предприятия. В виде примера можно привести Закон Пермской области №2453-543 от 5.09.2005г. Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010годы. Данный закон отразятся как в политических факторах, так и в экономических, и демографических, следовательно поведет за собой увеличение спроса на жилье и на строительные материалы.

3) Научно-техническая среда

Износ оборудования на данном предприятии составляет около 80%, хотя производственные мощности загружены не полностью. ООО "БЗЖБК" производит продукцию по предварительным заказам, т.е. можно привлекать новых заказчиков для увеличения объемов выпуска. Так же необходима смена изношенного оборудования, которое бы соответствовало современным стандартам, благодаря чему улучшится качество выпускаемой продукции. Так же можно использовать энергосберегающее оборудование для снижения стоимости продукции. Внедрение новых технологий для производства нового вида продукции и за счет этого увеличения рынков сбыта.

ООО "БЗЖБК" относится к предприятиям с умеренной неопределенностью, так как большое количество факторов влияет на развитие ситуации - это демографическая ситуация в стране, регионе, социально-психологические характеристики покупателя, географическое месторасположение, и конечно факторы прямого воздействия. Но при этом динамика изменения данных факторов невысокая, следовательно можно спрогнозировать положение предприятия.

Делись добром ;)