Идентификация стратегий предприятия ОАО "Томский электромеханический завод"

курсовая работа

1.3 Анализ внутренней среды

Рассмотрим производственную структуру предприятия. Численность предприятия 491 человек.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ кадров. В отчётном году численность персонала по состоянию на 01.01.2012г. составила 491 человек, в том числе: рабочие - 295 чел., специалисты - 108 чел., руководители - 87 чел., служащие - 1 чел. В 2011г. коэффициент постоянства кадров составил 85,8%, в 2010г.- 77,9%. Удельный вес работников имеющих высшее профессиональное образование составил 35,4%.

Средняя заработная плата по предприятию в 2011 году составила 24 165,0 руб., что на 21,9% выше уровня 2010 года. Фонд оплаты труда увеличился на 21,7%. Основными факторами роста стали увеличение сдельного фонда оплаты труда на 60,6% и повременного фонда в части доплат за расширение зоны обслуживания, совмещения профессий на 28,1% . В основном это обусловлено увеличением объёма производства на 46,9%.

В течение отчётного года проводились мероприятия, направленные на улучшение условий труда, санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, а также в целях обеспечения безопасного производства работ. На эти цели израсходовано 8 227,7 тыс. руб., что соответствует уровню прошлого года. В результате проведённых мероприятий улучшены условия труда дополнительно для 31 работника производственных подразделений. Проведена аттестация по условиям труда для 125 рабочего места.

Стоит отметить, что у предприятия имеется свои центр по подготовке персонала. "Центр подготовки персонала Томского электромеханического завода".

Обратимся к таблице 1, где изложена информация о состоянии кадров предприятия за 2010-2011 годы.

Анализ финансов. Выручка от реализации продукции и услуг в 2011 г. - 463 871 тыс. руб., по сравнению с 2010 г. рост составил 34,4%. Объём реализации в отчётном году достиг докризисного уровня.

Выпуск готовой продукции составил 525 245 тыс. руб., в 2010 г. - 331 648 тыс. руб. в действующих ценах. Прирост объёма производства в сопоставимых ценах составил 46,9%.

В течение 2011г. структура отгружаемой продукции не изменилась.

В 2011 году на предприятие поступило 507 961 тыс. руб. денежных средств, в т.ч. от текущей деятельности 505 046 тыс. руб. и 2 915 тыс. руб. составили прочие поступления.

По итогам финансового года получена чистая прибыль в сумме 35 652 тыс. руб. Данный финансовый показатель улучшен в абсолютном выражении на 23 466 тыс. руб. по сравнению с 2010г., прибыль по итогам которого составила 12 486 тыс. руб.

Затраты на 1 рубль реализованной продукции по итогам 2011г. снизились на 2,3% и составили 0,86 руб.

Анализ финансового состояния свидетельствует об увеличении коэффициента текущей ликвидности (на 0,24 пункта) в значительной степени за счёт увеличения оборотных активов.

Выручка от реализации продукции на экспорт в 2011 году составила 52 366 тыс. руб., что на 78,5% больше объема 2010 года. В общем объёме реализованной продукции экспортная отгрузка составила 11,6%, в 2010 г. - 8,6%. Продукция поставлялась в следующие страны: Украина, Казахстан, Беларусь.

Анализ производства. Анализ технологий.

В отчётном году предприятие осуществляло техническое перевооружение цехов основного производства. В 2011г. приобретено 4 ед. высокопроизводительного оборудования. Введено в эксплуатацию 11 ед. оборудования. Списано 23 ед. морально устаревшего и физически изношенного оборудования. По состоянию на 01.01.12г. удельный вес оборудования со сроком службы до 10 лет составил 25,3%. Данный показатель увеличился по сравнению с предыдущим годом, который на 01.01.11г. составлял 24,2% от общего количества оборудования.

В целях совершенствования технологии и повышения качества выпускаемых изделий проводились организационно-технические мероприятия. Введённое в эксплуатацию новое оборудование позволило повысить качество, увеличить объёмы производства, снизить трудоёмкость изготовления выпускаемых изделий, а также высвободить производственные площади для организации участков по обработке и сборке новых изделий.

Доля, занимаемая предприятие на рынке:

Доля вентиляторов, выпускаемых ОАО «ТЭМЗ» в целом по России составляет около 40% в 2011 году, и около 40% в 2010 году.

Доля сбыта ОАО «ТЭМЗ» на рынке отбойных молотков по итогам прошедшего года составляет около 30% в 2011 году, в 2010 году около 30%.

На рынке частей подъёмно-транспортного оборудования: В 2011 году доля рынка, занимаемая ОАО «ТЭМЗ» составила 10-15%, в 2010 - 45-50%.

На основании анализа внутренней среды перечислим перечень причин, которые могу увеличить успех предприятия:

· Гибкое реагирование на изменение предпочтений потребителей

· Введение системы мотиваций и поощрений

· Реализация корпоративной культуры

· Повышение качества условий труда

· Модернизация оборудования

· Уделить внимание интернет-ресурсам (интернет-маркетинг)

На основании изложенных данных формируем контрольный лист SWOT-анализа предприятия (таблица 4).

Таблица 4. Контрольный лист SWOT-анализа предприятия

Уровни оценки

Самый высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Положение тревожное

(Важность, вес) P - вероятность влияния на резьтат деятельности

V =Возможности V=P*O

Показатели оценки (O)

5

4

3

2

1

Финансы 

1. Оценка структуры активов (по финансовым коэффициентам)

 

 

 

 

 

2. Финансовая стабильность в регионе

 

 

 -0,6

 

 

0,9

-0,8

3. Доход на активы

 

 

 

 

 

4. Норма прибыли

 

 

 

 

5. Доход на вложенный капитал

 

 

 0,6

 

 

0,7

0,42

Производство 

1. Использование оборудования

 

 

 

 

 

2. Производственные мощности/ пропускная способность оборудования

 

 

 

 

3. Численность занятых

 

 

 

 

 

4. Системы контроля качества

 

 

 

 

 

5. Совокупная факторная производительность

 

 

 

 

 

6. Возможности расширения производства/ сохранение долей рынка

 

 

 -0,65

 

 

0,9

-0,7

7. Устаревшее оборудование

 

 -0,8

 

 

 

0,75

-0,6

Организация и управление 

1. Численность инженерно-технологического и управленческого персонала

 

 

 

 

 

2. Скорость реакции управления на изменения во внутренней/внешней среде

 

 -0,7

 

 

 

0,8

-0,6

3. Четкость разделения полномочий и функций

 

 

 

 

4. Тип организационной структуры управления

 

 

 

 

 

5. Качество используемой в управлении информации

 

 

 

 

 

6. Степень гибкости оргструктуры управления

 

 

 

 

 

Маркетинг 

1. Доля рынка

 

 

 0,5

 

 

2. Репутация фирмы

 

 0,8

 

 

 

0,9

0,72

3. Престиж торговой марки

 

 0,7

 

 

 

0,8

0,56

4. Расходы/мероприятия по стимулированию сбыта

 

 -0,8

 

 

 

0,9

-0,8

5. Численность сбытового персонала

 

 

 

 

 

6. Ценовая политика/ уровень цен

 

 

 

 

 

7. Организационные и технические средства для сбыта

 

 0,8

 

 

 

0,69

0,55

8. Уровень/ качество обслуживания

 

 

 

 

 

9. Число клиентов

 

 0,7

 

 

 

0,7

0,49

10. Качество/количество поступающей информации о предприятии на рынок

 

 

 -0,6

 

 

0,9

-0,6

Кадровый состав 

1. Уровень квалификации производственного персонала

 

 

- 0,5

 

0,9

-0,5

2. Расходы по подготовке и переподготовке персонала

 

 0,7

 

 

 

0,8

0,56

3. Уровень подготовки управленческого персонала ( Высшее обр.)

 

 0,8

 

 

0,8

0,64

Технология 

1. Применяемые стандарты и степень их совместимости

 

 

 

 

 

2. Новые продукты

 

 

 

 

 

3. Расходы на НИОКР

 0,9

 

 

 

 

0,9

0,8

На основании контрольного листа анализа опишем основные сильные и слабые стороны предприятия (таблица 5).

хозяйственный конкурентный угроза стратегический

Таблица 5. Сильные и слабые стороны предприятия

Сильные стороны

Слабые стороны

1

Инновационная деятельность предприятия, обновление оборудования (показатель 6.3 из таблицы 4) V=0,81

Необходимо обновление парка оборудования (показатель 2.7 из таблицы 4) =-0,6

2

Хорошая репутация фирмы у потребителей (показатель 4.2, 4.3 из таблицы 4) V=0,72

Средний уровень подготовки производственного персонала (показатель 5.1 из таблицы 4) =-0,5

3

Надежные потребители (постоянные) (показатель 4.9 из таблицы 4) V=0,49

Зависимость от изменений внешней среды в финансовой сфере (показатель 1.2 из таблицы 4) =-0,8

4

Особое внимание уделяется квалификации и подготовке кадров ( показатель 5.2 из таблицы 4). V=0,56

Падение доля рынка подъемно-транспортного оборудования(показатель 2.6. из таблицы 4) =-0,7

5

Отлаженная сбытовая сеть (показатель 4.7 из таблицы 4) V=0,5

Низкий уровень мотивация персонала (показатель 3.2. из таблицы 4) =-0,6

6

Снижение затрат на 1 рубль продукции ( показатель 1.5 из таблицы 4) V=0,42

Недостаточная маркетинговая политика в пределах России (показатель 4.4 из таблицы 4) =-0,8

7

Высокий уровень подготовки управленческого персонал (показатель 5.3 из таблицы 4) V=0,64

Малочисленная информация на официальном сайте о продукции организации( показатель 4.10 из таблицы 4) = -0,6

2. Формирование матрицы SWOT-анализа

На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды формируем матрицу SWOT-анализа (таблица 6).

Таблица 6. Силы/Слабости и Возможности/Угрозы

Сильные стороны

Слабые стороны

Инновационная деятельность предприятия, обновление оборудования ( V= 0,8)

Хорошая репутация фирмы у потребителей( V= 0,7)

Надежные потребители (постоянные) ( V= 0,5)

Особое внимание уделяется квалификации и подготовке кадров ( V= 0,6)

Отлаженная сбытовая сеть ( V= 0,5)

Снижение затрат на 1 рубль продукции

( V= 0,4)

Высокий уровень подготовки управленческого персонал ( V= 0,6)

Необходимо обновление парка оборудования (R=-0,6)

Средний уровень подготовки производственного персонала(R=-0,5)

Зависимость от изменений внешней среды в финансовой сфере(R=-0,8)

Падение доли рынка подъемно-транспортного оборудования(R=-0,7)

Низкий уровень мотивация персонала (R=-0,6)

Недостаточная маркетинговая политика в пределах России и за рубежом(R=-0,8)

Малочисленная информация на официальном сайте о продукции организации(R=-0,6)

Возможности

Угрозы

Привлечение новых дилеров( V=0,72)

Освоение новой техники и новых рынков сбыта( V=0,56)

Расширение производства( V=0,54)

Возможные неблагоприятные изменения в налоговом законодательстве( V=0,54)

Совершенствование менеджмента( V=0,35)

Увеличение территориального распространения продукции( V=0,345)

Передовая инновационная деятельность ( V=0,2)

Инфляция ( R=-0,81)

Нестабильность политической(экономическая) ситуации ( R=-0,72)

Сбои в поставках продукции ( R=-0,63)

Рост цен на материалы ( R=-0,48)

Скачки курсов валют ( R=-0,48)

Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов ( R=-0,35)

Ужесточение законодательства ( R=-0,32)

По результатам оценки составляем обобщенную матрицу SWOT-анализа (таблица 7) , где по вертикальной оси располагаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, по горизонтальной -- возможности и угрозы внешней среды.

Таблица 7. Обобщенная матрица SWOT-анализа

Возможности

Угрозы

итого

Привлечение новых дилеров( V=0,72)

Освоение новой техники и новых рынков сбыта ( V=0,56)

Расширение производства( V=0,54)

Возможные неблагоприятные изменения в налоговом законодательстве( V=0,54)

Совершенствование менеджмента( V=0,35)

Увеличение территориального распространения продукции( V=0,345)

Инфляция ( R=-0,81)

Нестабильность экономическая ситуации ( R=-0,72)

Сбои в поставках продукции ( R=-0,63)

Рост цен на материалы ( R=-0,48)

Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов ( R=-0,35)

Ужесточение законодательства ( R=-0,32)

Сильные стороны

Инновационная деятельность предприятия, обновление оборудования ( V= 0,8)

6

4

4

4

3

3

6

6

5

4

3

3

51

Хорошая репутация фирмы у потребителей ( V= 0,7)

5

4

4

4

2

2

6

5

4

3

2

2

45

Особое внимание уделяется квалификации и подготовке кадров ( V= 0,6)

4

3

3

3

2

2

5

4

4

3

2

2

38

Образованный управленческий персонал ( V= 0,6)

4

3

3

3

2

2

5

4

4

3

2

2

38

Отлаженная сбытовая сеть ( V= 0,5)

4

3

3

3

2

2

4

4

3

3

2

2

35

Надежные потребители (постоянные) ( V= 0,5)

4

3

3

3

2

2

4

4

3

2

2

2

32

Снижение затрат на 1 рубль продукции ( V= 0,4)

3

2

2

2

1

1

3

3

3

2

1

1

25

Слабые стороны

Недостаточная маркетинговая политика в пределах России и за рубежом (R=-0,8)

6

4

4

4

3

3

6

6

5

4

3

3

51

Зависимость от изменений внешней среды в финансовой сфере(R=-0,8)

6

4

4

4

3

3

6

6

5

4

3

3

51

Падение доли рынка подъемно-транспортного оборудования (R=-0,7)

5

4

4

4

2

2

6

5

4

3

2

2

45

Необходимо обновление парка оборудования (R=-0,6)

4

3

3

3

2

2

5

4

4

3

2

2

38

Малочисленная информация на официальном сайте о продукции организации (R=-0,6)

4

3

3

3

2

2

5

4

4

3

2

2

38

Низкий уровень мотивация персонала (R=-0,6)

4

3

3

3

2

2

5

4

4

3

2

2

38

Средний уровень подготовки производственного персонала (R=-0,5)

4

3

3

3

2

2

4

4

3

2

2

2

32

итого

63

49

47

47

31

30

71

63

55

42

31

28

Рассмотри пример расчета на пересечение ячеек «сильные стороны» и «возможности», а именно - «инновационная деятельность предприятия (обновление оборудования)» и «привлечение новых дилеров». V=0,8; R=0,72. Перемножаем значения ячеек и получаем произведение, влияние данных коэффициентов на развитие организации. VR=0,8*0,72=0,576. Для удобства переведем значения в целочисленный вид. 0,576*10=5,8?6. Расчеты проведены в таблице Excel. Значения посчитаны по модулю, отрицательные области выделены цветом. Далее переносим значения в обобщенную матрицу SWOT-анализа. Пример расчета в таблице 8.

Таблица 8. Расчет показателей для матрицы SWOT-анализа

 

Возможности (V=…)

Угрозы (R=-…)

Итого

Сильные стороны (V=…)

 

0,72

0,56

0,54

0,54

0,35

0,35

0,81

0,72

0,63

0,48

0,35

0,8

6

4

4

4

3

3

6

6

5

4

3

51

0,7

5

4

4

4

2

2

6

5

4

3

2

45

0,6

4

3

3

3

2

2

5

4

4

3

2

38

0,6

4

3

3

3

2

2

5

4

4

3

2

38

0,55

4

3

3

3

2

2

4

4

3

3

2

35

0,5

4

3

3

3

2

2

4

4

3

2

2

32

0,4

3

2

2

2

1

1

3

3

3

2

1

25

Слабые стороны (R=-…)

0,8

6

4

4

4

3

3

6

6

5

4

3

51

0,8

6

4

4

4

3

3

6

6

5

4

3

51

0,7

5

4

4

4

2

2

6

5

4

3

2

45

0,6

4

3

3

3

2

2

5

4

4

3

2

38

0,6

4

3

3

3

2

2

5

4

4

3

2

38

0,6

4

3

3

3

2

2

5

4

4

3

2

38

0,5

4

3

3

3

2

2

4

4

3

2

2

32

Итого

63

49

47

47

31

30

71

63

55

42

31

 

Анализ таблицы обобщенной матрицы SWOT-анализа позволяет сделать следующие выводы:

· главные угрозы для предприятия - инфляция, нестабильность экономическая (политическая ) ситуации, сбои в поставках продукции

· основные возможности - привлечение новых дилеров, освоение новой техники и новых рынков сбыта, расширение производства

· основные сильные стороны - инновационная деятельность предприятия, обновление оборудования, хорошая репутация фирмы у потребителей, особое внимание уделяется квалификации и подготовке кадров, основные слабые стороны - недостаточная маркетинговая политика в пределах России и за рубежом, зависимость от изменений внешней среды в финансовой сфере, падение доли рынка подъемно-транспортного оборудования.

Таблица 9. Матрица SWOT-анализа

«Сила и возможности»

«Сила и угрозы»

- Инновационная деятельность предприятия поможет в освоении новой техники, поможет выйти на новые рынки сбыта продукции (V*V=4)

- Хорошая репутация фирмы у потребителей будет способствовать привлечению новых дилеров (V*V=5)

- уделив внимание образованию и воспитанию кадров, открываются возможности для расширения производства (появлению новых идей по развитию) (V*V=3)

- сбои в поставках продукции вызовет недовольство потребителей, так как товар вовремя не будет доставлен(V*R=4)

- инфляция и влияние экономической

(политической) ситуации на развитие предприятия, не позволят сохранить стабильно высокий уровень вложений в инновационную деятельность (влияние на стратегию развития предприятие) (V*R=6)

«Слабость и возможность»

«Слабость и угрозы»

-недостаточная маркетинговая политика в России и за рубежом не позволит привлекать новых дилеров (на территории РФ и за рубежом) (R*V=6)

-при не сохранении долей рынка, занимаемых предприятием, осложнено будет расширение производства в целом(R*V=4)

- зависимость от изменений в финансовой сфере усложнит поиск новых рынков сбыта и расширению других возможностей организации(R*V=3)

-инфляция и зависимость от финансовой ситуации в стране, регионе может привести к разорению организации-падение долей рынка (R*R=6)

- недостаточная маркетинговая политика может привести к увяданию предприятия, недостаточному интересу к продукции данного предприятия (R*R=5)

- не сохранение долей рынка может привести к уходу с рынка данного сегмента рынка (R*R=6)

Делись добром ;)