Идентификация стратегий предприятия ОАО "Томский электромеханический завод"
1.3 Анализ внутренней среды
Рассмотрим производственную структуру предприятия. Численность предприятия 491 человек.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Анализ кадров. В отчётном году численность персонала по состоянию на 01.01.2012г. составила 491 человек, в том числе: рабочие - 295 чел., специалисты - 108 чел., руководители - 87 чел., служащие - 1 чел. В 2011г. коэффициент постоянства кадров составил 85,8%, в 2010г.- 77,9%. Удельный вес работников имеющих высшее профессиональное образование составил 35,4%.
Средняя заработная плата по предприятию в 2011 году составила 24 165,0 руб., что на 21,9% выше уровня 2010 года. Фонд оплаты труда увеличился на 21,7%. Основными факторами роста стали увеличение сдельного фонда оплаты труда на 60,6% и повременного фонда в части доплат за расширение зоны обслуживания, совмещения профессий на 28,1% . В основном это обусловлено увеличением объёма производства на 46,9%.
В течение отчётного года проводились мероприятия, направленные на улучшение условий труда, санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, а также в целях обеспечения безопасного производства работ. На эти цели израсходовано 8 227,7 тыс. руб., что соответствует уровню прошлого года. В результате проведённых мероприятий улучшены условия труда дополнительно для 31 работника производственных подразделений. Проведена аттестация по условиям труда для 125 рабочего места.
Стоит отметить, что у предприятия имеется свои центр по подготовке персонала. "Центр подготовки персонала Томского электромеханического завода".
Обратимся к таблице 1, где изложена информация о состоянии кадров предприятия за 2010-2011 годы.
Анализ финансов. Выручка от реализации продукции и услуг в 2011 г. - 463 871 тыс. руб., по сравнению с 2010 г. рост составил 34,4%. Объём реализации в отчётном году достиг докризисного уровня.
Выпуск готовой продукции составил 525 245 тыс. руб., в 2010 г. - 331 648 тыс. руб. в действующих ценах. Прирост объёма производства в сопоставимых ценах составил 46,9%.
В течение 2011г. структура отгружаемой продукции не изменилась.
В 2011 году на предприятие поступило 507 961 тыс. руб. денежных средств, в т.ч. от текущей деятельности 505 046 тыс. руб. и 2 915 тыс. руб. составили прочие поступления.
По итогам финансового года получена чистая прибыль в сумме 35 652 тыс. руб. Данный финансовый показатель улучшен в абсолютном выражении на 23 466 тыс. руб. по сравнению с 2010г., прибыль по итогам которого составила 12 486 тыс. руб.
Затраты на 1 рубль реализованной продукции по итогам 2011г. снизились на 2,3% и составили 0,86 руб.
Анализ финансового состояния свидетельствует об увеличении коэффициента текущей ликвидности (на 0,24 пункта) в значительной степени за счёт увеличения оборотных активов.
Выручка от реализации продукции на экспорт в 2011 году составила 52 366 тыс. руб., что на 78,5% больше объема 2010 года. В общем объёме реализованной продукции экспортная отгрузка составила 11,6%, в 2010 г. - 8,6%. Продукция поставлялась в следующие страны: Украина, Казахстан, Беларусь.
Анализ производства. Анализ технологий.
В отчётном году предприятие осуществляло техническое перевооружение цехов основного производства. В 2011г. приобретено 4 ед. высокопроизводительного оборудования. Введено в эксплуатацию 11 ед. оборудования. Списано 23 ед. морально устаревшего и физически изношенного оборудования. По состоянию на 01.01.12г. удельный вес оборудования со сроком службы до 10 лет составил 25,3%. Данный показатель увеличился по сравнению с предыдущим годом, который на 01.01.11г. составлял 24,2% от общего количества оборудования.
В целях совершенствования технологии и повышения качества выпускаемых изделий проводились организационно-технические мероприятия. Введённое в эксплуатацию новое оборудование позволило повысить качество, увеличить объёмы производства, снизить трудоёмкость изготовления выпускаемых изделий, а также высвободить производственные площади для организации участков по обработке и сборке новых изделий.
Доля, занимаемая предприятие на рынке:
Доля вентиляторов, выпускаемых ОАО «ТЭМЗ» в целом по России составляет около 40% в 2011 году, и около 40% в 2010 году.
Доля сбыта ОАО «ТЭМЗ» на рынке отбойных молотков по итогам прошедшего года составляет около 30% в 2011 году, в 2010 году около 30%.
На рынке частей подъёмно-транспортного оборудования: В 2011 году доля рынка, занимаемая ОАО «ТЭМЗ» составила 10-15%, в 2010 - 45-50%.
На основании анализа внутренней среды перечислим перечень причин, которые могу увеличить успех предприятия:
· Гибкое реагирование на изменение предпочтений потребителей
· Введение системы мотиваций и поощрений
· Реализация корпоративной культуры
· Повышение качества условий труда
· Модернизация оборудования
· Уделить внимание интернет-ресурсам (интернет-маркетинг)
На основании изложенных данных формируем контрольный лист SWOT-анализа предприятия (таблица 4).
Таблица 4. Контрольный лист SWOT-анализа предприятия
Уровни оценки |
Самый высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Положение тревожное |
(Важность, вес) P - вероятность влияния на резьтат деятельности |
V =Возможности V=P*O |
|
Показатели оценки (O) |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|||
Финансы |
||||||||
1. Оценка структуры активов (по финансовым коэффициентам) |
|
|
|
|
|
|||
2. Финансовая стабильность в регионе |
|
|
-0,6 |
|
|
0,9 |
-0,8 |
|
3. Доход на активы |
|
|
|
|
|
|||
4. Норма прибыли |
|
|
|
|
||||
5. Доход на вложенный капитал |
|
|
0,6 |
|
|
0,7 |
0,42 |
|
Производство |
||||||||
1. Использование оборудования |
|
|
|
|
|
|||
2. Производственные мощности/ пропускная способность оборудования |
|
|
|
|
||||
3. Численность занятых |
|
|
|
|
|
|||
4. Системы контроля качества |
|
|
|
|
|
|||
5. Совокупная факторная производительность |
|
|
|
|
|
|||
6. Возможности расширения производства/ сохранение долей рынка |
|
|
-0,65 |
|
|
0,9 |
-0,7 |
|
7. Устаревшее оборудование |
|
-0,8 |
|
|
|
0,75 |
-0,6 |
|
Организация и управление |
||||||||
1. Численность инженерно-технологического и управленческого персонала |
|
|
|
|
|
|||
2. Скорость реакции управления на изменения во внутренней/внешней среде |
|
-0,7 |
|
|
|
0,8 |
-0,6 |
|
3. Четкость разделения полномочий и функций |
|
|
|
|
||||
4. Тип организационной структуры управления |
|
|
|
|
|
|||
5. Качество используемой в управлении информации |
|
|
|
|
|
|||
6. Степень гибкости оргструктуры управления |
|
|
|
|
|
|||
Маркетинг |
||||||||
1. Доля рынка |
|
|
0,5 |
|
|
|||
2. Репутация фирмы |
|
0,8 |
|
|
|
0,9 |
0,72 |
|
3. Престиж торговой марки |
|
0,7 |
|
|
|
0,8 |
0,56 |
|
4. Расходы/мероприятия по стимулированию сбыта |
|
-0,8 |
|
|
|
0,9 |
-0,8 |
|
5. Численность сбытового персонала |
|
|
|
|
|
|||
6. Ценовая политика/ уровень цен |
|
|
|
|
|
|||
7. Организационные и технические средства для сбыта |
|
0,8 |
|
|
|
0,69 |
0,55 |
|
8. Уровень/ качество обслуживания |
|
|
|
|
|
|||
9. Число клиентов |
|
0,7 |
|
|
|
0,7 |
0,49 |
|
10. Качество/количество поступающей информации о предприятии на рынок |
|
|
-0,6 |
|
|
0,9 |
-0,6 |
|
Кадровый состав |
||||||||
1. Уровень квалификации производственного персонала |
|
|
- 0,5 |
|
0,9 |
-0,5 |
||
2. Расходы по подготовке и переподготовке персонала |
|
0,7 |
|
|
|
0,8 |
0,56 |
|
3. Уровень подготовки управленческого персонала ( Высшее обр.) |
|
0,8 |
|
|
0,8 |
0,64 |
||
Технология |
||||||||
1. Применяемые стандарты и степень их совместимости |
|
|
|
|
|
|||
2. Новые продукты |
|
|
|
|
|
|||
3. Расходы на НИОКР |
0,9 |
|
|
|
|
0,9 |
0,8 |
На основании контрольного листа анализа опишем основные сильные и слабые стороны предприятия (таблица 5).
хозяйственный конкурентный угроза стратегический
Таблица 5. Сильные и слабые стороны предприятия
Сильные стороны |
Слабые стороны |
||
1 |
Инновационная деятельность предприятия, обновление оборудования (показатель 6.3 из таблицы 4) V=0,81 |
Необходимо обновление парка оборудования (показатель 2.7 из таблицы 4) =-0,6 |
|
2 |
Хорошая репутация фирмы у потребителей (показатель 4.2, 4.3 из таблицы 4) V=0,72 |
Средний уровень подготовки производственного персонала (показатель 5.1 из таблицы 4) =-0,5 |
|
3 |
Надежные потребители (постоянные) (показатель 4.9 из таблицы 4) V=0,49 |
Зависимость от изменений внешней среды в финансовой сфере (показатель 1.2 из таблицы 4) =-0,8 |
|
4 |
Особое внимание уделяется квалификации и подготовке кадров ( показатель 5.2 из таблицы 4). V=0,56 |
Падение доля рынка подъемно-транспортного оборудования(показатель 2.6. из таблицы 4) =-0,7 |
|
5 |
Отлаженная сбытовая сеть (показатель 4.7 из таблицы 4) V=0,5 |
Низкий уровень мотивация персонала (показатель 3.2. из таблицы 4) =-0,6 |
|
6 |
Снижение затрат на 1 рубль продукции ( показатель 1.5 из таблицы 4) V=0,42 |
Недостаточная маркетинговая политика в пределах России (показатель 4.4 из таблицы 4) =-0,8 |
|
7 |
Высокий уровень подготовки управленческого персонал (показатель 5.3 из таблицы 4) V=0,64 |
Малочисленная информация на официальном сайте о продукции организации( показатель 4.10 из таблицы 4) = -0,6 |
2. Формирование матрицы SWOT-анализа
На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды формируем матрицу SWOT-анализа (таблица 6).
Таблица 6. Силы/Слабости и Возможности/Угрозы
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Инновационная деятельность предприятия, обновление оборудования ( V= 0,8) Хорошая репутация фирмы у потребителей( V= 0,7) Надежные потребители (постоянные) ( V= 0,5) Особое внимание уделяется квалификации и подготовке кадров ( V= 0,6) Отлаженная сбытовая сеть ( V= 0,5) Снижение затрат на 1 рубль продукции ( V= 0,4) Высокий уровень подготовки управленческого персонал ( V= 0,6) |
Необходимо обновление парка оборудования (R=-0,6) Средний уровень подготовки производственного персонала(R=-0,5) Зависимость от изменений внешней среды в финансовой сфере(R=-0,8) Падение доли рынка подъемно-транспортного оборудования(R=-0,7) Низкий уровень мотивация персонала (R=-0,6) Недостаточная маркетинговая политика в пределах России и за рубежом(R=-0,8) Малочисленная информация на официальном сайте о продукции организации(R=-0,6) |
|
Возможности |
Угрозы |
|
Привлечение новых дилеров( V=0,72) Освоение новой техники и новых рынков сбыта( V=0,56) Расширение производства( V=0,54) Возможные неблагоприятные изменения в налоговом законодательстве( V=0,54) Совершенствование менеджмента( V=0,35) Увеличение территориального распространения продукции( V=0,345) Передовая инновационная деятельность ( V=0,2) |
Инфляция ( R=-0,81) Нестабильность политической(экономическая) ситуации ( R=-0,72) Сбои в поставках продукции ( R=-0,63) Рост цен на материалы ( R=-0,48) Скачки курсов валют ( R=-0,48) Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов ( R=-0,35) Ужесточение законодательства ( R=-0,32) |
По результатам оценки составляем обобщенную матрицу SWOT-анализа (таблица 7) , где по вертикальной оси располагаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, по горизонтальной -- возможности и угрозы внешней среды.
Таблица 7. Обобщенная матрица SWOT-анализа
Возможности |
Угрозы |
итого |
|||||||||||||
Привлечение новых дилеров( V=0,72) |
Освоение новой техники и новых рынков сбыта ( V=0,56) |
Расширение производства( V=0,54) |
Возможные неблагоприятные изменения в налоговом законодательстве( V=0,54) |
Совершенствование менеджмента( V=0,35) |
Увеличение территориального распространения продукции( V=0,345) |
Инфляция ( R=-0,81) |
Нестабильность экономическая ситуации ( R=-0,72) |
Сбои в поставках продукции ( R=-0,63) |
Рост цен на материалы ( R=-0,48) |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов ( R=-0,35) |
Ужесточение законодательства ( R=-0,32) |
||||
Сильные стороны |
Инновационная деятельность предприятия, обновление оборудования ( V= 0,8) |
6 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
6 |
6 |
5 |
4 |
3 |
3 |
51 |
|
Хорошая репутация фирмы у потребителей ( V= 0,7) |
5 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
2 |
45 |
||
Особое внимание уделяется квалификации и подготовке кадров ( V= 0,6) |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
38 |
||
Образованный управленческий персонал ( V= 0,6) |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
38 |
||
Отлаженная сбытовая сеть ( V= 0,5) |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
35 |
||
Надежные потребители (постоянные) ( V= 0,5) |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
32 |
||
Снижение затрат на 1 рубль продукции ( V= 0,4) |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
25 |
||
Слабые стороны |
Недостаточная маркетинговая политика в пределах России и за рубежом (R=-0,8) |
6 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
6 |
6 |
5 |
4 |
3 |
3 |
51 |
|
Зависимость от изменений внешней среды в финансовой сфере(R=-0,8) |
6 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
6 |
6 |
5 |
4 |
3 |
3 |
51 |
||
Падение доли рынка подъемно-транспортного оборудования (R=-0,7) |
5 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
2 |
45 |
||
Необходимо обновление парка оборудования (R=-0,6) |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
38 |
||
Малочисленная информация на официальном сайте о продукции организации (R=-0,6) |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
38 |
||
Низкий уровень мотивация персонала (R=-0,6) |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
38 |
||
Средний уровень подготовки производственного персонала (R=-0,5) |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
32 |
||
итого |
63 |
49 |
47 |
47 |
31 |
30 |
71 |
63 |
55 |
42 |
31 |
28 |
Рассмотри пример расчета на пересечение ячеек «сильные стороны» и «возможности», а именно - «инновационная деятельность предприятия (обновление оборудования)» и «привлечение новых дилеров». V=0,8; R=0,72. Перемножаем значения ячеек и получаем произведение, влияние данных коэффициентов на развитие организации. VR=0,8*0,72=0,576. Для удобства переведем значения в целочисленный вид. 0,576*10=5,8?6. Расчеты проведены в таблице Excel. Значения посчитаны по модулю, отрицательные области выделены цветом. Далее переносим значения в обобщенную матрицу SWOT-анализа. Пример расчета в таблице 8.
Таблица 8. Расчет показателей для матрицы SWOT-анализа
|
Возможности (V=…) |
Угрозы (R=-…) |
Итого |
|||||||||||
Сильные стороны (V=…) |
|
0,72 |
0,56 |
0,54 |
0,54 |
0,35 |
0,35 |
0,81 |
0,72 |
0,63 |
0,48 |
0,35 |
||
0,8 |
6 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
6 |
6 |
5 |
4 |
3 |
51 |
||
0,7 |
5 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
45 |
||
0,6 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
38 |
||
0,6 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
38 |
||
0,55 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
35 |
||
0,5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
32 |
||
0,4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
25 |
||
Слабые стороны (R=-…) |
0,8 |
6 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
6 |
6 |
5 |
4 |
3 |
51 |
|
0,8 |
6 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
6 |
6 |
5 |
4 |
3 |
51 |
||
0,7 |
5 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
45 |
||
0,6 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
38 |
||
0,6 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
38 |
||
0,6 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
38 |
||
0,5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
32 |
||
Итого |
63 |
49 |
47 |
47 |
31 |
30 |
71 |
63 |
55 |
42 |
31 |
|
Анализ таблицы обобщенной матрицы SWOT-анализа позволяет сделать следующие выводы:
· главные угрозы для предприятия - инфляция, нестабильность экономическая (политическая ) ситуации, сбои в поставках продукции
· основные возможности - привлечение новых дилеров, освоение новой техники и новых рынков сбыта, расширение производства
· основные сильные стороны - инновационная деятельность предприятия, обновление оборудования, хорошая репутация фирмы у потребителей, особое внимание уделяется квалификации и подготовке кадров, основные слабые стороны - недостаточная маркетинговая политика в пределах России и за рубежом, зависимость от изменений внешней среды в финансовой сфере, падение доли рынка подъемно-транспортного оборудования.
Таблица 9. Матрица SWOT-анализа
«Сила и возможности» |
«Сила и угрозы» |
|
- Инновационная деятельность предприятия поможет в освоении новой техники, поможет выйти на новые рынки сбыта продукции (V*V=4) - Хорошая репутация фирмы у потребителей будет способствовать привлечению новых дилеров (V*V=5) - уделив внимание образованию и воспитанию кадров, открываются возможности для расширения производства (появлению новых идей по развитию) (V*V=3) |
- сбои в поставках продукции вызовет недовольство потребителей, так как товар вовремя не будет доставлен(V*R=4) - инфляция и влияние экономической (политической) ситуации на развитие предприятия, не позволят сохранить стабильно высокий уровень вложений в инновационную деятельность (влияние на стратегию развития предприятие) (V*R=6) |
|
«Слабость и возможность» |
«Слабость и угрозы» |
|
-недостаточная маркетинговая политика в России и за рубежом не позволит привлекать новых дилеров (на территории РФ и за рубежом) (R*V=6) -при не сохранении долей рынка, занимаемых предприятием, осложнено будет расширение производства в целом(R*V=4) - зависимость от изменений в финансовой сфере усложнит поиск новых рынков сбыта и расширению других возможностей организации(R*V=3) |
-инфляция и зависимость от финансовой ситуации в стране, регионе может привести к разорению организации-падение долей рынка (R*R=6) - недостаточная маркетинговая политика может привести к увяданию предприятия, недостаточному интересу к продукции данного предприятия (R*R=5) - не сохранение долей рынка может привести к уходу с рынка данного сегмента рынка (R*R=6) |