Инновационная политика предприятия
1.2 Классификация инноваций
Большинство изобретений никогда не становятся инновациями. Новый товар становится инновацией в том случае, если он отвечает таким критериям, как:
* Важность. Потребители должны воспринимать новый продукт или услугу как привлекательную и важную.
* Уникальность. Выгоды от приобретения нового товара или услуги должны восприниматься как уникальные и отличные от существующих.
* Устойчивость. Новый продукт не должен легко воспроизводиться конкурентами, иначе не будет четких перспектив завоевания рынка. К эффективным средствам обеспечения устойчивости относятся патентование новаций, быстрое продвижение новации на рынок, известная торговая марка поставщика.
* Ликвидность. Компания должна иметь возможность продать новый товар. Он должен быть качественным и доступным по цене, компания должна иметь эффективную систему распределения.
В пособии "Oslo Manual" инновация продукции подразделяется на два вида: совершенно новые виды продукции и усовершенствованная продукция. Инновации, рассматриваемые как феномен социально-экономических преобразований, различаются по уровню радикальности воздействия на технологическую и социальную среду общества.
В качестве основных критериев, по которым выделяются типы инноваций, необходимо отметить степень новизны, радикальности инновации; характер практической деятельности, в которой используется инновация; технологические параметры инновации (см. таблицу 1).
Таблица 1. Типология инноваций [2]
Критерий |
Основные типы |
|
ь Степень новизны |
ь Базисная (радикальная) ь Улучшающая (приростная) |
|
· Характер практической деятельности |
· Производственные · Управленческие |
|
§ Технологические параметры |
§ Продуктовые § Процессные |
По степени новизны, радикальности инновации можно выделить такие основные типы инноваций, как базисные и улучшающие инновации. По характеру практической деятельности, в которой используется инновация, основными типами инноваций являются производственные и управленческие инновации. По основным технологическим параметрам инноваций выделяются такие их типы, как продуктовые и процессные инновации.
Базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) - это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.
Улучшающая инновация (используется еще название приростная инновация) - это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.[2]
Различие между базисными и улучшающими инновациями выражает качественные различия в уровне новизны соответствующих новшеств и указывает на зависимость вторых от первых: радикальные инновации служат базой для последующих усовершенствований. [13]
Пэвит и Уолкер выделяют семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:
1. Основанные на использовании фундаментальных научных знаний, результаты которых находят широкое применение в различных сферах общественной деятельности (ЭВМ и др.).
2. Инновации, также опирающиеся на научные исследования, но имеющие ограниченную область применения (например, измерительные приборы для химического производства).
3. Разработанные с использованием уже существующих технических знаний новшества с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя для сыпучих материалов).
4. Инновации, входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте.
5. Использование одного продукта в различных областях.
6. Технически сложные новшества, появившиеся как побочный результат крупной исследовательской программы (керамическая кастрюля, созданная на основе исследований, проводившихся в рамках космической программы).
7. Применение уже известной техники или методов в новой области.
По характеру общественных целей различаются инновации:
- экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.);
- экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.);
- специальные (военные, здравоохранение, образование и др.).
Л.Г. Гребенкин классифицирует конкретные инновации, выделяя развивающие и устраняющие экономические противоречия (в соответствии с родом экономических противоречий), крупномасштабные и локальные (по масштабу влияния), стратегические и тактические (по объекту воздействия) [9].
Указанные классификации инноваций представлены в единой схеме.
Схема 1. Обобщенная классификация инноваций по признакам[10]