2.2 Анализ внешней среды предприятия
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. На рис. 3 показана внешняя микросреда МУК « Музей истории и культуры поселка Малаховка»
поставщики |
покупатели |
|||||
музей истории и культуры |
||||||
конкуренты |
||||||
Рис. 3 микросреда МУК « Музей истории и культуры поселка Малаховка»
Поставщики.
В качестве поставщиков можно рассматривать завод МЭЗ, предоставивший помещение музею. В настоящее время помещение используется на условиях Договора о безвозмездном пользовании (отсутствует арендная плата и плата за коммунальные услуги) сроком на один год - каждый год Договор возобновляется. В условиях современного экономического кризиса вероятна угроза платной аренды помещений, исходя из средних цен, сформированных в поселке.
Покупатели.
Учитывая тот факт, что основная масса покупателей услуг музея - дети и пенсионеры, музейные работники стараются выставить минимально допустимые цены на свои услуги. В процессе деятельности сотрудники музея отслеживают, какие услуги пользуются большим спросом у населения и почему. В случае не привлекательной цены для потребителя проводится ее корректировка. Таким образом, в музее стараются сохранить своих постоянных посетителей и привлечь новых.
Конкуренты:В поселке Малаховка, помимо МУК «Музей истории и культуры поселка Малаховка», действуют еще 4 муниципальных учреждений социально-культурной сферы, обслуживающих гостей поселка и местное население, которое составляет около 18 700 человек (в дачный период этот показатель удваивается).
Таким образом, у Музея имеется 4 серьезных конкурента, которые своей деятельностью способны переманить потребителей досуговых услуг, тем самым снизив доход МУК «Музей истории и культуры поселка Малаховка».
МУ КДЦ «Союз», (ул. Шоссейная, дом 2) - Конкурент №1 с точки зрения массового охвата населения
- МУК «Централизованная библиотечная система поселка Малаховка» (ул. Сакко и Ванцетти, дом 1) - Конкурент № 2 с точки зрения работы со школьниками.
- МУК «Парк культуры и отдыха поселка Малаховка», (ул. Тургенева, строение 8). - Конкурент №3 - основной показатель массовость, носит сезонный характер.
- МУ «Физкультурно-Оздоровительный Комплекс» (ФОК «Труд») (поселок МЭЗ, дом 28) - Конкурент №4 с точки зрения массового охвата населения.
Таблица 2 Сравнительный детальный анализ конкурентов
Факторы конкурентно способности |
МУК «Музей истории и культуры п. Малаховка» |
МУК «КДЦ «Союз» |
МУК «Централизованная библиотечная система поселка Малаховка» |
МУК «Парк культуры и отдыха поселка Малаховка» |
МУ «Физкультурно Оздоровительный Комплекс» (ФОК «Труд») |
|
1. Количество услуг |
5 |
4 |
3 |
1 |
3 |
|
2. Цена |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
|
3. Маркетинговая коммуникация |
5 |
5 |
3 |
2 |
1 |
|
4. Место расположение |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
|
ИТОГО: |
18 |
17 |
16 |
12 |
11 |
На основе этих данных можно сделать вывод о том, что по совокупности конкурентных характеристик лидирует МУК «Музей истории и культуры п. Малаховка», основной конкурент - МУК «КДЦ «СОЮЗ».
По цене, предоставляемых услуг, лидирует МУК «Централизованная библиотечная система» и МУК «Парк культуры и отдыха». Этот факт объясняется тем, что плата взимается только за дополнительные услуги (ксерокопирование в библиотеке, вход на площадку скейтборда в парке), а основные услуги (предоставление книг и вход в парк) являются бесплатными.
Макросреду музея можно рассмотреть и провести сравнительный анализ на экономическом уровне.
Таблица № 3 Тарифы на платные услуги музея п. Малаховка в 2008 г
№ П/П |
НАИМЕНОВАНИЕ УСЛУГИ |
КОЛ-ВО УЧАСТНИКОВ |
СТОИМОСТЬ УСЛУГИ |
||
Взрослый |
Детский, пенсионный |
||||
1 |
Посещение музея (без экскурсовода) |
1 |
10р. |
5р. |
|
2 |
Экскурсия (обзорная, тематическая) |
Индивидуально |
20р. |
10р. |
|
Группа 20 чел. |
300р. |
200р. |
|||
3 |
Экскурсия с чаепитием на дачной террасе |
Индивидуально |
40р. |
30р. |
|
Группа 20 человек |
600р. |
||||
4 |
Экскурсия с обрядом сватовства (костюмированный) |
Индивидуально |
40р. |
30р. |
|
Группа 20 человек |
600р. |
||||
5 |
Выездная экскурсия (в школе) |
1 школьник |
10р. |
||
6 |
Автобусные экскурсии |
Группа 20 человек |
3000р. |
||
7 |
Пешеходные экскурсии по Малаховке |
Группа 10 человек |
300р. |
150р. |
|
8 |
Предоставление дамских костюмов начала ХХ века для фото |
1 костюм |
50р. |
||
9 |
Моментальное фото в предоставленных костюмах |
1 снимок 10 х 13 |
10р. |
||
10 |
Фотосъемка в музее |
1 фотоаппарат |
10р. |
В 2008 году услугами музея «табл.№3» воспользовались 1400 человек (число индивидуальных посещений - 600 человек, число экскурсионных - 800 человек), причем посетители до 18 лет составляли 43 % от общего числа посещений.
Дополнительно 1500 человек ознакомились с деятельностью музея на выездных выставках и фестивалях. (Отчет по форме № 8-НК за 2008 год в Министерство культуры Московской области).
Таблица 4
Поступление финансовых средств в музей в 2008 году (тыс. руб.)
Источники поступления фин.средств |
По плану |
По факту |
|
Ассигнование от учредителей |
1554,0 |
1554,0 |
|
От деятельности музея |
60,0 |
32,4 |
|
Итого поступлений: |
1614,0 |
1586,4 |
В 2008 году работниками музея планировалось выручить за предоставленные услуги 60 000 руб., но по факту доход составил всего лишь 32 400 руб. «табл. №4».
На приобретение оборудования (стеллажи в хранилище и отдел учета), формирование экспозиции было затрачено 24 400 руб. На иллюстративный материал, чай и кондитерские изделия затраты составили 8 000 руб. Итого общие затраты составили 32 400 руб.
Следовательно, прибыль от реализации услуг равна:
Pr = 32 400 - 32 400 = 0, соответственно, Rе = 0
Вывод: рентабельность оказанных услуг в музее в 2008 году была равна 0, этот факт был обусловлен большими затратами времени на подготовку к Федеральной проверке Министерства Культуры РФ, что не позволило в полном объеме обслуживать население и привело к невыполнению плана.
В 2009 году услугами музея «табл.№5» воспользовались 2000 человек (число индивидуальных посещений - 1000 человек, число экскурсионных - 1000 человек), причем посетители до 18 лет составляли 45 % от общего числа посещений.
Дополнительно 1500 человек ознакомились с деятельностью музея на выездных выставках и фестивалях. (Отчет по форме № 8-НК за 2009 год в Министерство культуры Московской области).
Таблица 5 Тарифы на платные услуги музея п. Малаховка в 2009 г (стоимость для одного посетителя, экскурсанта, слушателя)
№ п/п |
Вид услуг |
Тариф (руб) |
Тариф (руб) льготный |
|
1. |
Посещение музея без экскурсии |
20 |
||
2. |
Экскурсия |
40 |
20 |
|
3. |
Экскурсия с чаепитием |
80 |
50 |
|
4. |
Экскурсия с анимацией |
60 |
||
5. |
Экскурсия пешеходная |
150 |
||
6. |
Экскурсия автобусная |
100 |
||
7. |
Выездные лектории |
30 |
||
8. |
Моментальное фото в предоставленных костюмах начала ХХ века |
25 |
||
9. |
Моментальное фото без костюмов |
15 |
||
10. |
Фотосъемка в музее |
20 |
Таблица 6
Поступление финансовых средств в музей в 2008 году (тыс. руб.)
Источники поступления фин.средств |
По плану |
По факту |
|
Ассигнование от учредителей |
2286,0 |
2286,0 |
|
От деятельности музея |
53,0 |
65 |
|
Итого поступлений: |
2339,0 |
2351,4 |
В 2009 году планируемый доход составлял 53 000 руб., но по факту за предоставленные услуги музей выручил 65 000 руб. «табл.№8».
На приобретение принтера было затрачено 4 000 руб. На приобретение расходных материалов, чая и кондитерских изделий затраты составили 8 000 руб. Итого общие затраты составили 12 000 руб.
Прибыль от реализации составила:
Вывод: рентабельность оказанных услуг музеем в 2009 году была высокой, т.к. с каждого вложенного рубля музей получил доход в размере 82 копеек.
Этот результат обусловлен тем, что была повышена интенсивность работы с населением на коммуникативном уровне (личные контакты с посетителями и преподавателями), усилено информационное обеспечение (статьи в газетах, рекламные листки, объявления, афиши), сбалансированные тарифы привлекли население в музей, несмотря на кризис. В то же время существенно снизились затраты на формирование экспозиций и покупку оборудования благодаря тому, что достаточное количество денежных средств было вложено на их приобретение в прошлые годы.
Исходя из анализа работы музея в течение последних 2-х лет, приходим к выводу что на первом этапе работы в 2008 году в музее большую часть затрат составили затраты на оборудование, что в последствии (2009год) положительно отразилось на доходах организации. На увеличение прибыли также повлияло то обстоятельство, что в ходе анализа востребованности досуговых услуг потребителем, были скорректированы цены на предлагаемые услуги исходя из реальной покупательской способности населения и сбалансированы их виды.
Следуя выбранной стратегии, у музея есть реальная возможность увеличивать прибыль от своей деятельности в последующие годы.Но для этого так же необходим инвестор.
- Введение
- 1. Инновационные стратегии предприятия: теория и практика
- 1.1 Виды инновационных стратегий
- 1.2 Опыт зарубежных и российских музеев в инновационном стратегическом управлении
- 2. Анализ предприятия: «Музей истории и культуры поселка Малаховка»
- 2.1 Анализ внутренней среды предприятия
- 2.2 Анализ внешней среды предприятия
- 3. Программа разработки методов применения и внедрения инновационной стратегии
- 3.1 Выбор инновационной стратегии для МУК «Музей истории и культуры поселка Малаховка» на основе анализа внешней и внутренней среды