logo
Инновационная стратегия предприятия на примере "Музей истории и культуры поселка Малаховка"

2.2 Анализ внешней среды предприятия

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов.

Внешнюю среду подразделяют на:

- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. На рис. 3 показана внешняя микросреда МУК « Музей истории и культуры поселка Малаховка»

поставщики

покупатели

музей истории и культуры

конкуренты

Рис. 3 микросреда МУК « Музей истории и культуры поселка Малаховка»

Поставщики.

В качестве поставщиков можно рассматривать завод МЭЗ, предоставивший помещение музею. В настоящее время помещение используется на условиях Договора о безвозмездном пользовании (отсутствует арендная плата и плата за коммунальные услуги) сроком на один год - каждый год Договор возобновляется. В условиях современного экономического кризиса вероятна угроза платной аренды помещений, исходя из средних цен, сформированных в поселке.

Покупатели.

Учитывая тот факт, что основная масса покупателей услуг музея - дети и пенсионеры, музейные работники стараются выставить минимально допустимые цены на свои услуги. В процессе деятельности сотрудники музея отслеживают, какие услуги пользуются большим спросом у населения и почему. В случае не привлекательной цены для потребителя проводится ее корректировка. Таким образом, в музее стараются сохранить своих постоянных посетителей и привлечь новых.

Конкуренты:В поселке Малаховка, помимо МУК «Музей истории и культуры поселка Малаховка», действуют еще 4 муниципальных учреждений социально-культурной сферы, обслуживающих гостей поселка и местное население, которое составляет около 18 700 человек (в дачный период этот показатель удваивается).

Таким образом, у Музея имеется 4 серьезных конкурента, которые своей деятельностью способны переманить потребителей досуговых услуг, тем самым снизив доход МУК «Музей истории и культуры поселка Малаховка».

МУ КДЦ «Союз», (ул. Шоссейная, дом 2) - Конкурент №1 с точки зрения массового охвата населения

- МУК «Централизованная библиотечная система поселка Малаховка» (ул. Сакко и Ванцетти, дом 1) - Конкурент № 2 с точки зрения работы со школьниками.

- МУК «Парк культуры и отдыха поселка Малаховка», (ул. Тургенева, строение 8). - Конкурент №3 - основной показатель массовость, носит сезонный характер.

- МУ «Физкультурно-Оздоровительный Комплекс» (ФОК «Труд») (поселок МЭЗ, дом 28) - Конкурент №4 с точки зрения массового охвата населения.

Таблица 2 Сравнительный детальный анализ конкурентов

Факторы конкурентно способности

МУК «Музей истории и культуры п. Малаховка»

МУК «КДЦ «Союз»

МУК «Централизованная библиотечная система поселка Малаховка»

МУК «Парк культуры и отдыха поселка Малаховка»

МУ «Физкультурно Оздоровительный Комплекс» (ФОК «Труд»)

1. Количество услуг

5

4

3

1

3

2. Цена

3

3

5

5

4

3. Маркетинговая коммуникация

5

5

3

2

1

4. Место расположение

5

5

5

4

3

ИТОГО:

18

17

16

12

11

На основе этих данных можно сделать вывод о том, что по совокупности конкурентных характеристик лидирует МУК «Музей истории и культуры п. Малаховка», основной конкурент - МУК «КДЦ «СОЮЗ».

По цене, предоставляемых услуг, лидирует МУК «Централизованная библиотечная система» и МУК «Парк культуры и отдыха». Этот факт объясняется тем, что плата взимается только за дополнительные услуги (ксерокопирование в библиотеке, вход на площадку скейтборда в парке), а основные услуги (предоставление книг и вход в парк) являются бесплатными.

Макросреду музея можно рассмотреть и провести сравнительный анализ на экономическом уровне.

Таблица № 3 Тарифы на платные услуги музея п. Малаховка в 2008 г

№ П/П

НАИМЕНОВАНИЕ УСЛУГИ

КОЛ-ВО УЧАСТНИКОВ

СТОИМОСТЬ УСЛУГИ

Взрослый

Детский, пенсионный

1

Посещение музея (без экскурсовода)

1

10р.

5р.

2

Экскурсия (обзорная, тематическая)

Индивидуально

20р.

10р.

Группа 20 чел.

300р.

200р.

3

Экскурсия с чаепитием на дачной террасе

Индивидуально

40р.

30р.

Группа 20 человек

600р.

4

Экскурсия с обрядом сватовства (костюмированный)

Индивидуально

40р.

30р.

Группа 20 человек

600р.

5

Выездная экскурсия (в школе)

1 школьник

10р.

6

Автобусные экскурсии

Группа 20 человек

3000р.

7

Пешеходные экскурсии по Малаховке

Группа 10 человек

300р.

150р.

8

Предоставление дамских костюмов начала ХХ века для фото

1 костюм

50р.

9

Моментальное фото в предоставленных костюмах

1 снимок 10 х 13

10р.

10

Фотосъемка в музее

1 фотоаппарат

10р.

В 2008 году услугами музея «табл.№3» воспользовались 1400 человек (число индивидуальных посещений - 600 человек, число экскурсионных - 800 человек), причем посетители до 18 лет составляли 43 % от общего числа посещений.

Дополнительно 1500 человек ознакомились с деятельностью музея на выездных выставках и фестивалях. (Отчет по форме № 8-НК за 2008 год в Министерство культуры Московской области).

Таблица 4

Поступление финансовых средств в музей в 2008 году (тыс. руб.)

Источники поступления фин.средств

По плану

По факту

Ассигнование от учредителей

1554,0

1554,0

От деятельности музея

60,0

32,4

Итого поступлений:

1614,0

1586,4

В 2008 году работниками музея планировалось выручить за предоставленные услуги 60 000 руб., но по факту доход составил всего лишь 32 400 руб. «табл. №4».

На приобретение оборудования (стеллажи в хранилище и отдел учета), формирование экспозиции было затрачено 24 400 руб. На иллюстративный материал, чай и кондитерские изделия затраты составили 8 000 руб. Итого общие затраты составили 32 400 руб.

Следовательно, прибыль от реализации услуг равна:

Pr = 32 400 - 32 400 = 0, соответственно, Rе = 0

Вывод: рентабельность оказанных услуг в музее в 2008 году была равна 0, этот факт был обусловлен большими затратами времени на подготовку к Федеральной проверке Министерства Культуры РФ, что не позволило в полном объеме обслуживать население и привело к невыполнению плана.

В 2009 году услугами музея «табл.№5» воспользовались 2000 человек (число индивидуальных посещений - 1000 человек, число экскурсионных - 1000 человек), причем посетители до 18 лет составляли 45 % от общего числа посещений.

Дополнительно 1500 человек ознакомились с деятельностью музея на выездных выставках и фестивалях. (Отчет по форме № 8-НК за 2009 год в Министерство культуры Московской области).

Таблица 5 Тарифы на платные услуги музея п. Малаховка в 2009 г (стоимость для одного посетителя, экскурсанта, слушателя)

№ п/п

Вид услуг

Тариф (руб)

Тариф (руб) льготный

1.

Посещение музея без экскурсии

20

2.

Экскурсия

40

20

3.

Экскурсия с чаепитием

80

50

4.

Экскурсия с анимацией

60

5.

Экскурсия пешеходная

150

6.

Экскурсия автобусная

100

7.

Выездные лектории

30

8.

Моментальное фото в предоставленных костюмах начала ХХ века

25

9.

Моментальное фото без костюмов

15

10.

Фотосъемка в музее

20

Таблица 6

Поступление финансовых средств в музей в 2008 году (тыс. руб.)

Источники поступления фин.средств

По плану

По факту

Ассигнование от учредителей

2286,0

2286,0

От деятельности музея

53,0

65

Итого поступлений:

2339,0

2351,4

В 2009 году планируемый доход составлял 53 000 руб., но по факту за предоставленные услуги музей выручил 65 000 руб. «табл.№8».

На приобретение принтера было затрачено 4 000 руб. На приобретение расходных материалов, чая и кондитерских изделий затраты составили 8 000 руб. Итого общие затраты составили 12 000 руб.

Прибыль от реализации составила:

Вывод: рентабельность оказанных услуг музеем в 2009 году была высокой, т.к. с каждого вложенного рубля музей получил доход в размере 82 копеек.

Этот результат обусловлен тем, что была повышена интенсивность работы с населением на коммуникативном уровне (личные контакты с посетителями и преподавателями), усилено информационное обеспечение (статьи в газетах, рекламные листки, объявления, афиши), сбалансированные тарифы привлекли население в музей, несмотря на кризис. В то же время существенно снизились затраты на формирование экспозиций и покупку оборудования благодаря тому, что достаточное количество денежных средств было вложено на их приобретение в прошлые годы.

Исходя из анализа работы музея в течение последних 2-х лет, приходим к выводу что на первом этапе работы в 2008 году в музее большую часть затрат составили затраты на оборудование, что в последствии (2009год) положительно отразилось на доходах организации. На увеличение прибыли также повлияло то обстоятельство, что в ходе анализа востребованности досуговых услуг потребителем, были скорректированы цены на предлагаемые услуги исходя из реальной покупательской способности населения и сбалансированы их виды.

Следуя выбранной стратегии, у музея есть реальная возможность увеличивать прибыль от своей деятельности в последующие годы.Но для этого так же необходим инвестор.