logo
Информационное обеспечение в управлении организацией

1. Классификация информационных систем в управлении

Изучение большого разнообразия информационных систем затруднено без классификации их по тем или иным признакам.

Имеются следующие признаки, по которым классифицируются информационные системы управления:

· уровень иерархии управления, на котором решение должно быть принято;

· принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;

· структурированность решаемых управленческих задач;

· вид используемой информационной технологии.

Рассмотрим информационные системы по каждому из определенных признаков классификации.

Классификация информационных систем управления по уровню управления.

Различные организационные уровни обслуживают четыре главных типа информационных систем: системы с эксплуатационным уровнем, системы уровня знания, системы уровня управления и системы со стратегическим уровнем.

Классификация информационных систем управления по принадлежности решаемой задачи к функциональной сфере бизнеса.

Главные организационные функции: продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета, и человеческих ресурсов, обслуживаются собственными информационными системами.

Типичная организация имеет системы различных уровней: эксплуатационную, управленческую, знания, и стратегическую - для каждой функциональной области (Рис.1).

Рис.1. Соотношение информационных систем различных организационных уровней и функциональных сфер.

Классификация информационных систем управления по структурированности решаемых управленческих задач.

При создании информационных систем возникают проблемы, связанные с формальным - математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависит эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задач, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задач.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы:

- структурированные;

- слабоструктурированные;

- неструктурированные.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходиться решать многократно, и они носят рутинный характер.

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями.

О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними, которые возможно формализовать. Такие задачи называются частично структурированными. Такая информационная система выдает нечеткий ответ, который анализируется человеком, который играет определяющую роль в принятии решения.

Классификация информационных систем управления по виду используемой информационной технологии.

Рассмотрим следующие информационные системы со используемой информационной технологии (Табл.1):

· исполнительные системы поддержки выполнения - Executive Support Systems (ESS) на стратегическом уровне;

· системы поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS) на управленческом уровне;

· управляющие информационные системы - Management Information Systems (MIS) на управленческом уровне;

· системы работы знания - Knowledge Work System (KWS) на уровне знаний;

· системы автоматизации делопроизводства Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний;

· системы диалоговой обработки запросов - Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне.

Таблица 1. Характеристика информационных систем, классифицированных по используемой информационной технологии

Тип системы

Информационные вводы

Обработка

Информационные выводы

Пользователи

TPS

Транзакции, внешняя информация

Выписывание счетов, начисление зарплаты, учет запасов

Текущие доклады, списки, отслеживание процессов, перемещение материалов, хранение отчетов

Оперативный персонал на рутинной работе

OAS

Документы, расписания

Связь, обработка документов (печать, копирование)

Документы, графики, почта, электронные календари

Служащие, референты, клерки

KWS

Технические данные проекта, база знаний

Моделирование, проигрывание

Модели, графика

Инженеры, проектировщики, юристы

MIS

Итоговые операционные данные, данные большого объема, внутренняя информация, чаще структурированные типы задач.

Моделирование, анализ, доклады

Регулярные или специальные управленческие отчетов, которые представлены в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений.

Средние менеджеры

DSS

Слабо формализованные данные, аналитические модели

Моделирование, анализ, прогнозирование, обоснование оценок и выводов

Специальные отчеты, планирование производства, анализ решений: коммерческий анализ региона, анализ затрат, рентабельности, стоимости контрактов

Высшие и средние менеджеры

ESS

Интегрированные данные, внешние и внутренние

Графика, моделирование, интерактивность

Прогнозы, планирование прибыли, планирование личного состава, анализ решений

Топ-менеджеры

Объединение вида принимаемых решений по структурированности и организационного уровня управления дает координатную сетку, показанную на рис. 2. В общем можно сказать, что эксплуатационный уровень управления решает хорошо структурированные проблемы, напротив, стратегические планировщики занимаются неструктурированными проблемами, многие из проблем, с которыми сталкиваются работники знания, также довольно неструктурированны.

Рис. 2. Соотношение информационных систем по трем признакам классификации.