Информационное обеспечение менеджмента
1.2 Классификация управленческой информации
Менеджмент обеспечивается огромным объемом информации, размер которой постоянно увеличивается. Например, в сфере управления крупного предприятия обращается несколько десятков тысяч показателей, несколько миллионов материальных и трудовых нормативов, а в ходе производства создаются тысячи документов, над которыми выполняются различные операции, преобразования. Для упрощения работы с информацией важна ее классификация.
Управленческую информацию различные специалисты классифицируют по различным признакам. Согласно Г. А. Титоренко она различается :
1. по источникам возникновения: первичная и производная (промежуточная, командная, отчетная);
2. по способу фиксации: устная и документированная;
3. по способу выражения: цифровая и алфавитная;
4. по характеру фиксации данных: фиксируемая и не фиксируемая;
5. по направлению движения: входящая и исходящая;
6. по стабильности: переменная и условно-постоянная (прейскуранты цен, нормативы);
7. по функциям управления;
8. по принадлежности к сферам деятельности и функциям управления:
конструкторская, технологическая, финансовая, бухгалтерская, планово-экономическая, оперативно-производственная.
Некоторые авторы придерживаются иной точки зрения. Так, например,
А. Кузьмин и О. Мельник, всё-таки не противореча вышеизложенной классификации, предлагают несколько иной подход. Они различают информацию :
1. по полноте: полная, частичная, излишняя;
2. по периоду действия: разовая, периодическая, долгосрочная;
3. по содержанию: планово-экономическая, финансовая, отчётная, бухгалтерская, технологическая, справочная, административная и т. д.
4. по уровню достоверности: достоверная и недостоверная.
Кроме того, классифицируя информацию, необходимо рассмотреть следующие понятия.
Релевантная информация, согласно М. Х. Мескону, - данные, отбираемые под конкретную задачу, лицо, цель и период времени. Иными словами - это информация, необходимая для решения конкретной задачи. Релевантная информация имеет исключительно важное значение в процессе управления. Именно поэтому значительная часть управленческой деятельности направлена именно на выделение релевантной информации из общего потока данных.
Слухи - информация, передаваемая по неформальным каналам сообщения [16].
Шум - фактор или совокупность факторов, искажающих информацию [1].
Подводя небольшой итог, необходимо подчеркнуть то, что важно различать информацию и данные.
Информацией мы называем данные, преобразованные в форму, которая является значимой и полезной для людей. Данные, напротив, являются потоками сырых фактов, представляющих результаты, встречающиеся в организациях или физической среде прежде, чем они были организованы и преобразованы в форму, которую люди могут понимать и использовать.