1.2 Понятие, цели, задачи информационных систем
Информационная система (ИС) - информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а так же персоналом, осуществляющим эти действия с информацией. Миссия информационных систем - производство нужной для организации информации для обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, создание информационной и технологической среды для осуществления управления организацией. Предприятие - это единый организм, и улучшение чего-либо одного может привести к малейшему сдвигу в сторону успеха в лучшем случае, либо к снижению общих показателей в худшем. Руководителям, а в особенности руководителям финансовых отделов, необходимо принимать комплексные решения, касающиеся всего предприятия. А загруженность решением оперативных задач еще более усложняет процесс управления.
Для упрощения управления предприятием, прежде всего финансового, необходимо иметь эффективную информационную систему, включающую функции планирования, управления и анализа. Новые возможности предприятия при внедрении информационной системы представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Возможности предприятия при внедрении новой информационной системы
ИС выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.
Основные цели автоматизации деятельности предприятия представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Основные цели автоматизации деятельности предприятия
Обычно в системах управления выделяют три уровня: стратегический, тактический и оперативный. На каждом из этих уровней управления имеются свои задачи, при решении которых возникает потребность в соответствующих данных, получить эти данные можно путем запросов в информационную систему. Эти запросы обращены к соответствующей информации в информационной системе. Информационные технологии позволяют обработать запросы и, используя имеющуюся информацию, сформировать ответ на эти запросы. Таким образом, на каждом уровне управления появляется информация, служащая основой для принятия соответствующих решений. [7, с. 57].
В результате применения информационных технологий к информационным ресурсам создается некая новая информация или информация в новой форме. Эта продукция информационной системы называется информационными продуктами и услугами.
Информационный продукт или услуга - специфическая услуга, когда некоторое информационное содержание в виде совокупности данных, сформированная производителем для распространения в вещественной и невещественной форме, предоставляется в пользование потребителю.
В настоящее время бытует мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Это не так. Как и информационные технологии, информационные системы могут функционировать и с применением технических средств, и без такого применения. Это вопрос экономической целесообразности.
Преимущества неавтоматизированных (бумажных) систем:
1. Простота внедрения уже существующих решений;
2. Они просты для понимания и для их освоения требуется минимум тренировки;
3. Не требуются технические навыки;
4. Они, обычно, гибкие и способны к адаптации для соответствия деловым процессам.
Преимущества автоматизированных систем: в автоматизированной ИС появляется возможность целостно и комплексно представить все, что происходит с организацией, поскольку все экономические факторы и ресурсы отображаются в единой информационной форме в виде данных.
Корпоративную ИС обычно рассматривают как некоторую совокупность частных решений и компонентов их реализации, в числе которых:
· единая база хранения информации;
· совокупность прикладных систем, созданных разными фирмами и по разным технологиям.
Информационная система компании должна:
1. Позволять накапливать определенный опыт и знания, обобщать их в виде формализованных процедур и алгоритмов решения;
2. Постоянно совершенствоваться и развиваться;
3. Быстро адаптироваться к изменениям внешней среды и новым потребностям организации;
4. Соответствовать насущным требованиям человека, его опыту, знаниям, психологии.
Итак, информационная система управления предприятием (ИСУП) - это операционная среда, которая способна предоставить менеджерам и специалистам актуальную и достоверную информацию о всех бизнес-процессах предприятия, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа. Другими словами, ИСУП - это система, несущая в себе описание полного рыночного цикла - от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия. Основные задачи, которые выполняет ИСУП, представлены в таблице 1. [9, с. 136].
Таблица 1 - Основные задачи ИСУП
Уровни и службы управления |
Решаемые задачи |
|
1 |
2 |
|
Руководство предприятия |
обеспечение достоверной информацией о финансовом состоянии компании на текущий момент и подготовка прогноза на будущее; обеспечение контроля за работой служб предприятия; обеспечение четкой координации работ и ресурсов; предоставление оперативной информации о негативных формирование полного представления о себестоимости конечного продукта (услуги) по компонентам затрат |
|
Финансово-бухгалтерские службы |
полный контроль за движением средств; реализация необходимой менеджменту учетной политики; оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженностей; контроль за выполнением договоров, смет и планов; контроль за финансовой дисциплиной; отслеживание движения товарно-материальных потоков; оперативное получение полного набора документов финансовой отчетности |
|
Управление производством |
контроль за выполнением производственных заказов; контроль за состоянием производственных мощностей; контроль за технологической дисциплиной; ведение документов для сопровождения производственных заказов (заборные карты, маршрутные карты); оперативное определение фактической себестоимости производственных заказов |
|
Службы маркетинга |
контроль за продвижением новых товаров на рынок; анализ рынка сбыта с целью его расширения; ведение статистики продаж; использование базы стандартных писем для рассылки; контроль за выполнением поставок заказчику в нужные сроки при оптимизации затрат на транспортировку |
|
Службы сбыта и снабжения |
ведение баз данных товаров, продукции, услуг; планирование сроков поставки и затрат на транспортировку; оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки;- компьютерное ведение контрактов |
|
Службы складского учета |
управление многозвенной структурой складов; оперативный поиск товара (продукции) по складам; оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения; инвентаризация |
- Введение
- 1. Теоретические аспекты информационных систем в управлении
- 1.1 Информационное обеспечение управления
- 1.2 Понятие, цели, задачи информационных систем
- 1.3 Этапы развития информационных систем управления
- 1.4 Классификация информационных систем управления
- 1.5 Проблемы выбора информационной системы
- 1.6 Требования к информационной системе
- 1.7 Менеджер в информационных системах управления
- 2. Муниципальное образование "Город Киров"
- 2.1 Социально - экономическое развитие города Кирова
- 2.1.1 Социально-экономическая характеристика города Кирова за 2006 год
- 2.1.2 Социально-экономическая характеристика города Кирова за год 2007 год
- 2.1.3 Основные итоги развития итоги развития МО "Город Киров" за 2008 год
- Информационные системы управления
- Управление информационными рисками: система управления информационными рисками.
- Информационная система управления
- Управление информационными системами.
- Управление информационными системами.
- Управление информационной системой.
- Информационные системы в управлении
- Информационные системы в управлении.
- Управление информационными системами