Информационные технологии в управлении
5. Автоматизированная система поддержки управленческих решений
Информационные системы формируются как интегрированные системы, поддерживающие все направления деятельности предприятия, включая финансы, производство, сбыт, снабжение, складское хозяйство, транспортные перевозки, сервисное обслуживание и проектные работы. Информационная система позволяет отслеживать критические параметры при оценке деятельности предприятия.
Целостная система информационной поддержки финансовых решений имеет три уровня: анализ, учет, управление и планирование. Она включает финансовый, налоговый, отчетные календари в которых фиксируются ежедневные финансовые операции и представляются структурированные данные итогового анализа.
Составными частями системы являются:
главная книга;
счета дебиторов (обработка счетов-фактур, учет графика платежей, анализ дебиторской задолженности, поддержка оперативного управления кредитами);
счета кредиторов (учет поступающих счетов-фактур, их сверка, учет оплаты);
управление денежными средствами (обработка платежей и поступлений денежный, поддержка электронных банковских операций, прогноз движения банковских средств);
финансовые планы (разработка и сравнение вариантов плана, сравнение фактических и отчетных показателей);
распределение затрат (учет косвенных расходов, расчет себестоимости продукции, анализ затрат предприятия);
финансовые отчеты (генерация отчетов в виде таблиц, графиков, файлов);
основные средства (создание реестра основных средств, автоматическое осуществление проводок по операциям с основными средствами).
Кроме вышеперечисленных структурных элементов системы следует выделить блоки отдельных подсистем, входящих и дополняющих единую систему, в которую входят:
Подсистема "производство" объединяет блоки:
управление производством и его планирование (управление выполнением заказов, отпуск материалов, подготовка отчетов о выполнении операции, учет выпуска продукции, времени работы персонала и оборудования, анализ состояния незавершенного производства);
учет затрат (расчет нормативной себестоимости продукции);
спецификация изделий (сопровождение изготавливаемых и закупаемых элементов товарной продукции);
планирование потребности в мощностях (планирование потребностей в материалах, узлах, загрузки оборудования).
При многозвенном производстве это подсистема позволяет вести управление серийным выпуском изделий, отслеживать работу каждого подразделения предприятия.
Подсистема "снабжение" обеспечивает сопровождение решений по планированию и управлению складскими операциями. Подсистема увязывает сбыт, снабжение и складское хозяйство и включает:
управление продажами (ведение и оценка контрактов с заказчиками, статистическая обработка продаж);
управление закупками (ведение базы данных по поставщикам, проверка надежности поставщиков);
управление запасами (отслеживание изменений материальных запасов, прогноз потребностей в резервных запасах и времени выполнения заказов, выработка рекомендаций по местам складирования и распределения товаров внутри склада);
управление партиями товаров (отслеживание партий товаров на стадиях закупки комплектующих, сборки или производства, обслуживание, текущего ремонта).
Подсистема "транспорт" позволяет поддерживать экспедиторские и транспортные решения. Она включает модули:
управление заказами на транспортировку и хранение;
определение оптимальных маршрутов;
учетов автотранспорта;
учет горюче-смазочных материалов;
расчет стоимости услуг транспортировки;
планирование потребности в материалах.
Подсистема "управление проектом" ориентирована на поддержание управленческих решений при разработке новой техники. Эта подсистема включает средства управление крупными долгосрочными инвестиционными проектами, начиная с предварительной оценки бюджета и заканчивая оценкой всего комплекса выполненного проекта:
сетевое планирование (планирование и корректировка графика изготовления продукции по стадиям выполнения проекта);
управление конструкторскими данными (поддержание системы проектно-конструкторских разработок, внесение изменений, отслеживание сделанных изменений при изготовлении);
бюджетирование проекта (разработка и анализ планового бюджета проекта на всех стадиях от появления идеи до получения опытного образца готового изделия);
оперативно корректировать изделие под требования заказчика.
Подсистема "сервис" предназначена для поддержки решений по управлению сервисными услугами, пред - и послепродажного и специального обслуживания. Она обеспечивает:
выполнение регламентных работ;
планово-предупредительные мероприятия;
ремонт и устранение неисправностей;
гарантийный ремонт;
Подсистема "сервис" включает также:
модули управления профилактическим обслуживанием и текущего ремонта (формирования графика работ, подготовка заказов на обслуживание, расчет доходов);
управление договорами на обслуживание;
разработку графиков обслуживания и ремонта (планирование занятости персонала, подготовка оперативных заданий на ремонт, определение приоритетов заказов);
анализ затрат.
Подсистема "управленческий контроль" обеспечивает руководителей обобщенной информацией по деятельности предприятия. Она состоит из блоков:
анализ показателей деятельности (расчет и анализ показателей по направлениям деятельности);
мониторинг показателей (отслеживание изменений показателей, их значения по отношению к критическим уровням, наглядное представление данных);
ретроспективный анализ и прогнозирование.
Подсистема обеспечивает подготовку отчетов по типовым и специальным формам.
Информационная система опирается на современные программные продукты и современные средства вычислительной техники. Она создается с помощью языков программирования четвертого поколения, операционных систем, таких как UNIX и Windows. Идеология построения управленческих информационных систем обеспечивает максимальную гибкость при расширении функциональных возможностей, инвариантность по отношению к используемым интерфейсам и базам данных.
Из широко распространенных локальных компьютерных систем следует выделить:
система бухгалтерского учета "1С", "Финансы без проблем", "Парус", "Супербухгалтерия", "Турбобухгалтер";
системы правового обеспечения "Гарант", "ИНЕК";
системы поддержки рабочих мест руководителя "Директор", "Руководитель архива", "Проектировщик", "Суперменеджер";
системы поддержки документооборота предприятия "АТЛАНТ", "Делопроизводство".
Малыми интегрированными системами являются: Concorde XAL, Exact, NS-2000, Platinum, PRO/MIS, Scala, SunSistems, "Босс-корпорация"; средними интегрированными системами - JD Edwards, MFR-PRO, SytiLine (SYMIX); крупными интегрированными системами - SAP R/3, BAAN, Oracle Aplication,BPCS.