Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда - источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.
Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно ему выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными.
Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.
Таким образом, цель работы - изучить влияние факторов внешней среды на развитие ООО «Горизонт».
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
- определить понятие внешней среды предприятия и определить основные факторы, влияющие на него;
- изучить внешнюю среду ООО «Горизонт» на макро- и микроуровне;
- оценить профиль внешней среды ООО «Горизонт»;
- дать рекомендации ООО «Горизонт» по повышению эффективности адаптации к внешней среде.
Объектом курсовой работы является непосредственно сама вешняя среда ООО «Горизонт» на микро и макроуровне, ее факторы. Предмет курсовой работы - изучение влияния факторов внешней среды на развитие и функционирование ООО «Горизонт». В процессе выполнения работы мы рассмотрим влияние факторов внешней среды на ООО «Горизонт» и в результате дадим оценку этого влияния и рекомендации по повышению эффективности адаптации к внешней среде.
В данной работе использована информация, взятая из учебно-методической литературы, выпущенной под редакцией русских и зарубежных экономистов.
- Введение
- 1. Теоретические основы исследования влияния внешней среды на развитие предприятия
- 1.1 Факторы внешней среды, оказывающие влияние на предприятие
- 1.2 Методика исследования влияния внешней среды на предприятие
- 2. Анализ состояния и основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Горизонт» за 2005-2007 гг.
- 2.1 Краткая характеристика ООО «Горизонт»
- 2.2 Анализ технико-экономических показателей ООО «Горизонт»