Исследование инновационной позиции ОАО "НПП "Аэросила" на основе SWOT анализа

курсовая работа

2.3 Инновационная позиция ОАО «НПП «Аэросила»

Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура SWOT означает: strengths - сильные стороны, weakness - слабые стороны, opportunities - возможности, threats - угрозы), является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.

Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Выявим возможные факторы, оказывающие положительное влияние на организацию, т.е. возможности ОАО «НПП «Аэросила»:

1. Расширение диапазона возможных товаров.

2. Благодушие конкурентов.

3. Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки.

4. Благоприятный сдвиг в курсах валют.

5. Ослабление ограничивающего законодательства.

6. Возрастание уровня государственной поддержки развития науки.

7. Увеличение спроса на продукцию.

Представим возможности ОАО «НПП «Аэросила» в матрице «вероятность / воздействие» на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Матрица «вероятность / воздействие возможностей организации»

Представим возможные факторы, оказывающие негативное воздействие на организацию, т.е. вероятные угрозы функционированию и развитию ОАО «НПП «Аэросила»:

1. Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей.

2. Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса.

3. Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости.

4. Сбой поставок материалов и комплектующих.

5. Законодательное регулирование цены.

6. Снижение научно-технического потенциала отрасли.

7. Дополнительные требования к качественным характеристикам продукции, в том числе экологическим.

Представим угрозы для ОАО «НПП «Аэросила» в матрице «вероятность / воздействие» на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Матрица «вероятность / воздействие угроз организации»

Такие матрицы позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.

Для получения более дифференцированной опенки значимости факторов применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представляются в виде табл. 1.

Таблица 1

Определение взвешенной оценки степени влияния факторов среды на организцию

Факторы среды

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

А

Б

В = А х Б

Возможности

1. Расширение диапазона возможных товаров.

2. Благодушие конкурентов.

3. Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки.

4. Благоприятный сдвиг в курсах валют.

5. Ослабление ограничивающего законодательства.

6. Возрастание уровня государственной поддержки развития науки.

7. Увеличение спроса на продукцию.

0,18

0,14

0,16

0,10

0,10

0,15

0,17

+7

+4

+7

+8

+5

+5

+6

1,26

0,56

1,12

0,8

0,5

0,75

1,02

Итого:

1

+42

6,01

Угрозы

1. Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей.

2. Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса.

3. Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости.

4. Сбой поставок материалов и комплектующих.

5. Законодательное регулирование цены.

6. Снижение научно-технического потенциала отрасли.

7. Дополнительные требования к качественным характеристикам продукции, в том числе экологическим.

0,13

0,17

0,17

0,10

0,08

0,18

0,17

-6

-7

-7

-4

-3

-7

-8

-0,78

-1,19

-1,19

-0,40

-0,24

-1,26

-1,36

Итого:

1

-42

-6,42

Итого:

2

0

-0,41

По результатам анализа внешней среды составим список внешних возможностей и угроз, ранжированных по убыванию степени их воздействия на организацию (табл. 2).

Таблица 2

Внешние возможности и угрозы

№ п/п

Возможности

Угрозы

1.

Расширение диапазона возможных товаров.

Дополнительные требования к качественным характеристикам продукции, в том числе экологическим.

2.

Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки.

Снижение научно-технического потенциала отрасли.

3.

Увеличение спроса на продукцию.

Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса.

4.

Благоприятный сдвиг в курсах валют.

Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости.

5.

Возрастание уровня государственной поддержки развития науки.

Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей.

6.

Благодушие конкурентов.

Сбой поставок материалов и комплектующих.

7.

Ослабление ограничивающего законодательства.

Законодательное регулирование цены.

Анализ внутренней среды ОАО «НПП «Аэросила» заключается в обследовании основных функциональных зон организации с целью выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. Схема проведения анализа внутренней среды аналогична описанной ранее схеме анализа внешней среды и включает выявление наиболее значимых факторов внутренней среды, характеристику их состояния и тенденций развитая, оценку направления и степени влияния факторов на организацию.

Выявим сильные стороны ОАО «НПП «Аэросила»:

1. Четко проявляемая компетентность.

2. Высокое искусство конкурентной борьбы.

3. Хорошее понимание потребителей.

4. Четко сформулированная стратегия.

5. Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности.

6. Проверенное надежное управление.

7. Высокое искусство НИОКР.

Представим сильные стороны ОАО «НПП «Аэросила» в матрице «вероятность / воздействие» на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Матрица «вероятность / воздействие сильных сторон ОАО «НПП «Аэросила»

Представим слабые стороны ОАО «НПП «Аэросила»:

1. Недоступность финансовых средств.

2. Устарелое оборудование.

3. Слабая политика продвижения.

4. Низкая заинтересованность персонала предприятия.

5. Высокие издержки производства.

6. Снижение доли высококвалифицированных производственных рабочих.

7. Невысокая скорость оборота капитала.

Представим слабые стороны ОАО «НПП «Аэросила» в матрице «вероятность / воздействие» на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Матрица «вероятность / воздействие слабых сторон ОАО «НПП «Аэросила»»

Определим взвешенную оценку степени влияния сильных и слабых сторон организации, полученные результаты представим в виде табл. 3.

Таблица 3

Определение взвешенной оценки степени влияния факторов среды на организцию

Факторы среды

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

А

Б

В = А х Б

Сильные стороны

1. Четко проявляемая компетентность.

2. Высокое искусство конкурентной борьбы.

3. Хорошее понимание потребителей.

4. Четко сформулированная стратегия.

5. Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности.

6. Проверенное надежное управление.

7. Высокое искусство НИОКР.

0,15

0,14

0,11

0,15

0,16

0,13

0,16

+7

+7

+4

+5

+4

+5

+7

1,05

0,98

0,44

0,75

0,64

0,65

1,12

Итого:

1

+39

5,63

Слабые стороны

1. Недоступность финансовых средств.

2. Устарелое оборудование.

3. Слабая политика продвижения.

4. Низкая заинтересованность персонала предприятия.

5. Высокие издержки производства.

6. Снижение доли высококвалифицированных производственных рабочих.

7. Невысокая скорость оборота капитала.

0,11

0,16

0,13

0,12

0,16

0,18

0,14

-4

-6

-3

-4

-6

-7

-5

-0,44

-0,96

-0,39

-0,48

-0,96

-1,26

-0,70

Итого:

1

-35

-5,19

Итого:

2

4

0,44

По результатам анализа внутренней среды организации составим список сильных и слабых сторон, ранжированных по убыванию степени их воздействия на организацию (табл. 4).

Таблица 4

Сильные и слабые стороны организации

№ п/п

Сильные стороны

Слабые стороны

1.

Высокое искусство НИОКР.

Снижение доли высококвалифицированных производственных рабочих.

2.

Четко проявляемая компетентность.

Устарелое оборудование.

3.

Высокое искусство конкурентной борьбы.

Высокие издержки производства.

4.

Четко сформулированная стратегия.

Невысокая скорость оборота капитала.

5.

Проверенное надежное управление.

Низкая заинтересованность персонала предприятия.

6.

Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности.

Недоступность финансовых средств.

7.

Хорошее понимание потребителей.

Слабая политика продвижения.

Сформулированные возможности и угрозы, сильные и слабые стороны ОАО «НПП «Аэросила» сведем в общую матрицу SWOT.

Матрица SWОT позволяет проследить возможные сочетания характеристик внешней среды (возможности и угрозы), которые записываются в верхней части матрицы, с сильными и слабыми сторонами организации которые записываются с левой стороны матрицы. В результате, образуются 4 поля (см. рис. 2.7.).

Возможности:

1. Расширение диапазона возможных товаров.

2. Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки.

3. Увеличение спроса на продукцию.

Угрозы:

1. Дополнительные требования к качественным характеристикам продукции, в том числе экологическим.

2. Снижение научно-технического потенциала отрасли.

3. Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса.

Сильные стороны:

1. Высокое искусство НИОКР.

2. Четко проявляемая компетентность.

3. Высокое искусство конкурентной борьбы.

I «Сила и возможности»

0 + 0

+ + +

+ + 0

II «Сила и угрозы»

0 + 0

0 0 0

0 0 0

Слабые стороны:

1. Снижение доли высококвалифицированных производственных рабочих.

2. Устарелое оборудование.

3. Высокие издержки производства.

III «Слабость и возможности»

0 0 -

+ 0 0

+ 0 0

IV «Слабость и угрозы»

0 + 0

0 - 0

0 0 0

Рис. 2.7. Матрица SWOT анализа по ОАО «НПП «Аэросила»

На основании проведенного SWOT анализа необходимо сделать следующие выводы:

Во-первых, ОАО «НПП «Аэросила» имеет высокий научно-технический уровень.

Во-вторых, ОАО «НПП «Аэросила» имеет высокое конкурентное преимущество.

В-третьих, действия ОАО «НПП «Аэросила» четко сформулированы и предприятие идет строго по намеченным планам, и удачно решает тактические и стратегические цели.

И тем не менее, необходимо решить и поправить ряд задач, таких как:

1. Увеличить скорость оборота капитала.

2. Уменьшить издержки производства, за счет установки более нового и современного оборудования.

3. Привлечь и обучить необходимый персонал, (необходима новая программа мотивации работников).

Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что для ОАО «НПП «Аэросила» подходит стратегия концентрированного роста, которая включает в себя следующие подстратегии:

- стратегия усиления позиций на рынке;

- стратегия развития рынка;

- стратегия развития продукта или услуг.

Делись добром ;)