Исследование систем управления

курсовая работа

1.2 Экспертные оценки в исследовании систем управления

Экспертиза - это мнение, идея или оценка, основанная на опыте специалиста, знаниях предмета исследования и технологий анализа. [1, c. 54]

Экспертиза бывает индивидуальная и групповая. При групповой экспертизе большое значение имеют подбор группы экспертов и методология итоговой обработки результатов ее работы.

Эксперты (от латинского "expertus" - опытный) - это лица, обладающие знаниями и способные высказать аргументированное мнение по изучаемому явлению.

Эксперты выполняют две функции:

- анализ проблемы и разработка решений;

- сравнение альтернатив и выбор наилучшей, что обеспечит достижение запланированного результата.

Метод экспертных оценок - использование опыта специалистов для проведения экспертизы. [2, с. 52]

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспериментаторами интуитивно - логического анализа проблемы, с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Заключение экспертов представляет собой документ, в котором фиксируется ход исследования и его итоги. При этом выводы и мнения экспертов могут иметь как категоричную ("да", "нет"), так и вероятностную (в виде предположения, ранжирования, коэффициента предпочтительности и пр.) форму.

Существует несколько видов этого метода:

- индивидуальные экспертные оценки;

- оценки типа «интервью»;

- метод комиссии, в том числе метод «мозговой атаки»;

- метод коллективной экспертной оценки.

Исчисление оценок представляется как процентное, весовое или бальное. Как правило, конечный результат - среднеарифметическая величина.

Подразумевают ответы: да - нет; применимо - не применимо; соответствует - не соответствует и т.д.

Для выбора оптимальных управленческий решений наиболее целесообразен метод «мозговой атаки».

Технология «мозговой атаки» предусматривает обычно два этапа:

- обсуждение проблемы, запись на магнитофон (45 мин);

- оценка идей путем прослушивания записи (или просмотра), установление корреляционных связей между мнениями и выбором программы действий.

Основная сложность применения этого метода заключается в обеспечении благоприятной обстановки. [2, с. 52-53]

Методы экспертных оценок в настоящее время получили достаточно широкое распространение и основаны на мобилизации знаний и профессионального опыта. Проведение экспертного оценивания - это всегда эксперимент. Задачи экспертного оценивания возникают на различных этапах принятий решений, когда:

Отсутствуют статистические данные либо их не достаточно;

Не существует достаточно надежных статистических методов оценки событий на основе прошлого опыта;

В развитии прогнозируемого процесса намечаются существенные изменения, характеристики которых мало известны или вовсе не известны.

Методы экспертных оценок подразделяются на индивидуальные (к таким методам можно отнести анкетирование, интервью, тесты, аналитический обзор, морфологический анализ, метод сценариев) и коллективные (метод комиссии, «Мозговой штурм», метод «Дельфи», деловые игры, паттерн).

Основное различие между методами коллективной оценки состоит в организации работы экспертов. Метод комиссии предусматривает, что эксперты могут свободно обмениваться информацией друг с другом. При проведении «мозгового штурма» обмен информацией между экспертами открыт, но определенным образом регламентирован. Использование метода «Дельфи» предполагает, что эксперты изолированы друг от друга и оценки не подлежат открытому обсуждению, а для корректирования решений реализуется принцип обратной связи в экспертизе. Метод паттерн - это построение каждым экспертом «дерева целей» в сочетании с качественным анализом, осуществляемым для принятия решений в конкретной области деятельности проблемы или задачи с последующим открытым обсуждением результатов оценивания.

Остановимся на методах экспертных оценок с наиболее сложной методикой исполнения. Концепция морфологического анализа - это структурирование проблемы или объекта по элементам и составления по определенному алгоритму вариантов композиций из элементов, а также их оценка.

Метод сценариев - это подготовка и согласование представлений о проблемы анализируемого объекта в письменном виде. Сценарием называется любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложение по ее решению или развития системы, независимо оттого, в какой форме он представлен. Первоначально сценарии пишутся экспертами индивидуально, а затем формируется согласованный текст.

Одним из основных методов коллективной экспертной оценки считается метод «мозгового штурма», или «мозговой атаки». Для проведения «мозгового штурма» комплектуется творческая группа из 6- 10 специалистов. Сеанс проходит, как правило, в два этапа. На первом этапе допускается и даже поощряется выдвижение любых идей по принципу: чем больше идей, тем лучше, основываясь на гипотезе, что среди множества идей всегда есть одна полезная. Критика идей запрещается. На втором этапе все выдвинутые идеи изучаются и оцениваются экспертами по специальной шкале критериев. Идеи, в наибольшей степени отвечающие всем критериям, передаются на разработку, остальные отбрасываются.

Метод «Дельфи» был предложен как итеративная процедура или проведение «мозгового штурма». Но применение этого метода предполагает отказ от прямых коллективных обсуждений. Дебаты заменяются разработанной программой последовательных индивидуальных опросов, проводимых обычно в форме заполнения анонимной специальной карточки или таблицы экспертной оценки. [5, с. 70-71]

Общее достоинство экспертных методов - быстрота получения результатов без наличия нормативной базы в СУ, возможность оценивания того или иного объекта при невозможности измерить его характеристики количественными объективными методами

К недостаткам экспертных методов можно отнести их определенную субъективность и соответствующие этому возможные погрешности результатов экспертизы, существенные затраты на привлечение опытных экспертов для участия в экспертных работах, влияние авторитетных членов экспертной группы и корпоративных интересов на мнение отдельных экспертов.

Общность каждого из методов заключаются в последовательности проведения следующих процедур:

Организация экспертного оценивания;

Проведение сбора экспертов;

Обработка результатов экспертов. [4, с. 144]

Для проведения работы по методу экспертных оценок создают Рабочую группу (РГ), которая и организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК).

Выделяют следующие стадии проведения экспертного опроса:

1) формулировка лицом, принимающим решения, цели экспертного опроса;

2) подбор ЛПР основного состава РГ;

3) разработка РГ и утверждение у ЛПР технического задания на проведение экспертного опроса;

4) разработка РГ подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок), включая как конкретный вид экспертной информации (слова, условные градации, числа, ранжировки, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы) и конкретные методы анализа этой информации;

5) подбор экспертов в соответствии с их компетентностью;

6) формирование экспертной комиссии (целесообразно заключение договоров с экспертами об условиях их работы и ее оплаты, утверждение ЛПР состава экспертной комиссии);

7) проведение сбора экспертной информации;

8) анализ экспертной информации;

9) при наличии нескольких туров - повторение двух предыдущих этапов;

10) интерпретация полученных результатов и подготовка заключения для ЛПР;

11) официальное окончание деятельности РГ.

Таким образом, сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспериментаторами интуитивно - логического анализа проблемы, с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Заключение экспертов представляет собой документ, в котором фиксируется ход исследования и его итоги. При этом выводы и мнения экспертов могут иметь как категоричную ("да", "нет"), так и вероятностную (в виде предположения, ранжирования, коэффициента предпочтительности и пр.) форму.

Делись добром ;)