2.2 Политический маркетинг, как инструмент выстраивания политической коммуникации
В XX веке появилась теория, что политику может рассматривать в рамках маркетинга, воспринимая политическую жизнь в логике спроса и предложения. Пьер Бурдье, французский социолог, расширил «рынок политики» и ввел в оборот понятие «политического поля». По его трактовке - это место, «где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рождается политическая продукция -- проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обычные граждане, низведенные до положения потребителей». Карсенти Б. Социология в пространстве точек зрения // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии. -- М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999. С. 167.
Изначально, изучая сферу управления государством, политологи ориентировались на анализ и прогноз рынка - в широком смысле, на всех людей. К сегодняшнему дню современные технологии позволяют это делать с определенной точностью, вследствие чего опросы, отслеживание мнения, мониторинг СМИ и многое другое позволяет анализировать резонанс общественности на те или иные слова или действия, со стороны власти. Это позволяет также анализируя выше указанные пункты, правильно выстраивать коммуникацию с населением.
Однако, многие политологи считает стратегию маркетинговой политике не панацеей при служении государству. Например, политолог Г.Маузер рассматривает политический маркетинг только как «технологию оказания влияния на массовое поведение». Он выделял два основных типа воздействия: «убеждающая коммуникация», которая в конечном итоге имеет своей целью изменение поведения людей. Вторым типом является подстраивание под сложившиеся модели поведения и стратегия «оказаться в нужное время в нужном месте».
Обе эти модели, по мнению Маузера, не должны иметь место в политике, поскольку государство имеет право легитимно применять силу.
В своих менеджерских постулатах и условиях управление коммуникациями в политике практически ни чем не отличается от любого управления процессами коммуникаций и включает в себя:
сбор, анализ и интерпретирование информации обо всех компонентах коммуникационного процесса: источнике, коммуникаторе, каналах передачи информации, возможных помехах, каналах обратной связи, ресурсных возможностях, социально-экономической и политической конъюнктуре и т. п. на базе полученных информационных данных определить «свою» - аудиторию, сформулировать основную тему и лозунг кампании, выделить имиджевые характеристики, отвечающие интересам аудитории, подобрать необходимые каналы и формы коммуникации и обратной связи;
составить стратегический план избирательной кампании, в котором определить конкретные пути и способы, ресурсные возможности, обеспечивающие реализации поставленной цели;
постоянная корректировка плана в зависимости от быстро меняющейся ситуации и внесение соответствующих корректировок в реализацию промежуточных целей кампании;
практические действия с учетом эффективной обратной связи между кандидатом и его адресными аудиториями.
Говоря об общей специфике политического менеджмента следует отметить следующее: специалисты считают массовую аудиторию «невнимательной», поскольку она в своей основе не заинтересована прилагать усилия, чтобы понять, о чем идет речь. Житель хочет видеть его работу, а не слова и обещания и т.п. Он не хочет напрягать свои мысли, для того, чтобы уловить логику доказательств, используемую коммуникаторами; граждане, выслушивая речь представителей государственных органах воспринимают информацию не как новую, а «восстанавливают» ее в своем сознании, сопоставляя с тем, что было признано аудиторией позитивно или негативно; в качестве коммутатора выступает сами политики, а его коммуникационные способности не всегда являются эталоном. Рева В.Е. Коммуникационный менеджмент. - Учебно-методическое пособие. Пенза: Изд. ПГУ, 2003. - с. 128.
Таким образом, автор считает, что в нынешних условиях, в условиях стремления к демократии со стороны всех стран, прямое воздействие, пропаганда и внушение не будут действенны, а будут вызывать обратный эффект. Вследствие этого, все государственные структуры должны выстраивать свои коммуникации, ориентируясь на теории политического маркетинга. Также, политическая коммуникация имеет сходные правила с любой другой, однако в ней есть особенности: политика всегда воспринимают исходя из предыдущих поступков, его фамилия и лицо на слуху. Во-вторых, общество не склонно с анализу и обдумыванию подаваемой информации. Поэтому долгие объяснения не будут действенны, простые обещания не пройдут - необходимо так подавать информацию, чтобы она была понята легко и подкреплена доказательствами.
- Введение
- Глава 1. Взаимодействие государственных структур и граждан
- 1.1 Исторические предпосылки изучения диалога между властью и обществом
- 1.2 Особенности коммуникационного менеджмента в России
- Глава 2. Способы применения коммуникационного менеджмента в государственных структурах
- 2.1 Связи с общественностью в государственных структурах
- 2.2 Политический маркетинг, как инструмент выстраивания политической коммуникации
- Заключение
- 6.Коммуникационный менеджмент
- Раздел 10. Дисциплина «Коммуникационный менеджмент»
- 1.1 Генезис и современное состояние коммуникационного менеджмента
- 35. Особенности коммуникационного менеджмента.
- Понятие о коммуникационном менеджменте
- 2. Коммуникационный менеджмент это:
- 39. Коммуникационный менеджмент