Компьютерные системы управления документооборотом в сфере здравоохранения

дипломная работа

2.1.1 Характеристика лечебно-профилактических учреждений города

Отдел здравоохранения г. Краматорска является отделом исполкома городского совета и состоит из 6 человек. Оргструктура отображена в приложении А.

Отдел здравоохранения г. Краматорска создан в мае 2002 года путем реорганизации КМУ коммунальное лечебное учреждение «Центральная городская больница» в КМУ «Городская больница №1», КМУ «Поликлиника №4» и отдел здравоохранения (6 человек).

При отделе здравоохранения создан информационно-аналитический отдел, в котором существует 15 штатных единиц, который является «мозговым центром».

Таблица 1 - Входящая и исходящая документация отдела здравоохранения (основные виды)

Организации, из которых поступают и в которые направляются документы (адресат / адресант)

Виды входящих в отдел здравоохранения документов

Виды исходящих из отдела здравоохранения документов

Исполком Краматорского городского совета

Распоряжения, решения, письма

Письма

Лечебно-профилактические учреждения г. Краматорска

Приказы, письма

Приказы, письма

Лечебно-профилактические учреждения других городов

Письма

Письма

Областное управление здравоохранения Донецкой облгосадминистрации

Приказы, решения, письма

Письма, приказы (копии)

Министерство здравоохранения Украины

Приказы, письма

Письма

Правоохранительные органы г. Краматорска и других городов

Письма

Письма

Прокуратура г. Краматорска

Требования, письма

Письма, акты

Промышленные и другие организации г. Краматорска и других городов

Письма

Письма

Перечислим лечебно-профилактические учреждения г. Краматорска:

1. КМУ «Городская больница №1»

2. КМУ «Городская больница №2»

3. КМУ «Городская больница №3»

4. КМУ «Поликлиника №1»

5. КМУ «Поликлиника №4»

6. КМУ «Стоматологическая поликлиника №1»

7. КМУ «Стоматологическая поликлиника №2»

8. КМУ «Детское территориальное медицинское объединение»

9. КМУ «Станция скорой медицинской помощи»

10. КМУ «Центр здоровья»

11. КЛПУ КЛПУ - коммунальное лечебно-профилактическое учреждение «Городской онкологический диспансер г. Краматорска»

12. КЛПУ «Городской наркологический диспансер г. Краматорска»

13. КЛПУ «Городской противотуберкулезный диспансер г. Краматорска»

14. КЛПУ «Городской кожно-венерологический диспансер г. Краматорска»

15. КЛПУ «Городская психиатрическая больница г. Краматорска»

16. КМУ «Станция переливания крови»

17. Дом ребенка «Антошка»

Кроме того, работают также частные медицинские учреждения, а также государственная санитарно-эпидемиологическая станция, но поскольку они не входят в подчинение отдела здравоохранения, то в дальнейшем учитываться не будут.

Приведем также состав работников в лечебно-профилактических учреждениях г. Краматорска

Таблица 2 - Состав работников по возрасту в лечебно-профилактических учреждениях г. Краматорска

Наименование

Состав работающих по возрасту

Всего

18-30

31-40

41-50

51-60

Старше 60

Врачи

116

120

189

133

92

650

Зубные врачи

1

4

8

13

Врачи-лаборанты с высшим немедицинским образованием

2

6

11

8

3

30

Младшие медицинские специалисты

543

528

320

260

144

1795

Другие

315

295

506

443

175

1834

Итого

976

949

1027

848

422

4222

По данным таблицы 2 отобразим данные в графическом виде в виде диаграмм: разрез по составу медицинского персонала и распределение по возрасту.

Рисунок 1 - Состав работников по категориям в лечебно-профилактических учреждениях г. Краматорска

Рисунок 2 - Состав работников по возрасту в лечебно-профилактических учреждениях г. Краматорска

Из диаграмм видно, что большинство персонала - младшие медицинские специалисты или другие категории. Треть - предпенсионного возраста, молодежь составляет почти четверть персонала, что хорошо скажется на омоложении кадров в будущем.

2.1.2 Состояние документооборота в отделе здравоохранения и лечебно-профилактических учреждениях города

Начнем с небольшой статистики по городу.

Сеть учреждений города представлена 17 лечебно-профилактическими учреждениями с 12 структурными поликлиническими отделениями, стационарными подразделениями на 1730 коек различного профиля, на различных объектах имеется 8 здравпунктов. Обеспеченность поликлиническими учреждениями и лечебными койками соответствует нормативным требованиям.

Таблица 3 - Обеспеченность врачами по специальностям

Врачебная специальность

Областной показатель

Показатель по городу

Пульмонологи

0,12

0,11

Терапевты

4,8

4,5

в т.ч. - участковые

2,64

3,1

Кардиологи

0,61

0,76

Ревматологи

0,09

0,06

Гастроэнтерологи

0,19

0,23

Эндокринологи

0,28

0,35

Нефрологи

0,07

-

Аллергологи

0,05

0,06

Хирурги

1,63

1,4

Анестезиологи

1,45

1,29

Травматологи

0,95

0,99

Урологи

0,3

0,35

Стоматологи (взрослые)

2,92

3,27

Гинекологи

2,53

2,28

Педиатры

16,44

18,61

в т.ч. - участковые

9,01

12,2

Офтальмологи

0,74

0,76

Отоларингологи

0,66

0,82

Невропатологи (взрослые)

1,38

1,40

Инфекционисты

0,56

0,47

Фтизиатры (взрослые)

0,53

0,87

Психиатры

0,86

0,70

Дерматовенерологи

0,76

0,76

Рисунок 3 - Обеспеченность врачами по специальностям

Из диаграммы видно, что по городу значительно лучше показатели, чем по области у эндокринологов, аллергологов, анестезиологов, стоматологов; а также хуже у терапевтов, нефрологов, урологов.

Что касается документооборота, то он проводится по-старому. Вся документация составляется на бумаге, что является минусом при работе с большим количеством пациентов и соответственно огромного количества данных, который обрабатывает информационно-аналитический отдел. Все это трудоемкий процесс. Приведем несколько образцов документов (приложения Б-Е).

1. Медицинская карта амбулаторного больного (форма №025/о) является основным первичным медицинским документом больного, который лечится амбулаторно или дома, и заполняется на всех больных при первом обращении за медпомощью в данное лечебное заклад.

На каждого больного в поликлинике ведется одна медицинская карта независимо от того, лечится он в одного или нескольких врачей.

Карта заполняется во всех лечебных учреждениях, городских и сельских, включая врачебные здравпункты, которые ведут амбулаторный прием общий и специализированный.

Медицинская карта амбулаторного больного заполняется:

- в противотуберкулезных учреждениях;

- в кожно-венерологических учреждениях;

- в женских консультациях;

- в поликлиниках и т.д.

На фельдшерско-акушерских пунктах и фельдшерских здравпунктах вместо медицинской карты амбулаторного больного ведется «Журнал регистрации амбулаторных больных» (форма №074/о).

На титульном листке медицинской карты амбулаторный больной предусмотрен место для записи заболеваний, по поводу каких больной был взят под диспансерный учет с указанием даты, взятия / снятия с учета и причины снятия.

Больной может находиться на диспансерном учете по поводу одного и того же заболевания у нескольких специалистов (например, по поводу язвенной болезни желудка, хронического холецистита у терапевта и хирурга). На титульном листке он записывается один раз специалистом, который первый взял больного на диспансерный учет.

Если больной наблюдается по поводу нескольких этиологично не связанных между собой заболеваний у одного или нескольких специалистов, то каждое из них выносится на титульный листок.

Если у больного изменяется характер заболевания, то на титульный листок формы выносится новый диагноз без даты взятия на учет, а старая запись зачеркивается.

«Листок записи заключительных диагнозов» заполняется врачами всех специальностей на каждое заболевание, по поводу которого больной обратился в данное учреждение в отчетном году. Заболевание, которое выявлено у больного впервые в жизни, считается впервые выявленным и отмечается в графе 3 знаком «+» (плюс). При этом, если заболевание установлено при обращении по поводу заболевания, то знак «+» проставляется в графу 3; если выявлено при профилактическом осмотре, то знак «+» проставляется в графу 4.

2. «Талон на прием к врачу» (форма №025-4/о) является оперативным документом, который позволяет правильно формировать очередь приема пациентов.

В талоне (форма №025-4/о) на лицевой стороне указывается фамилия, имя, отчество больного, его адрес, номер медицинской карты амбулаторного больного, номер кабинета, время явки к врачу, фамилия врача.

Данные сведения заполняются в регистратуре или самим пациентом, если в поликлинике введенная система самозаписи больных к врачу.

На обратной стороне талона путем подчеркивания отмечается возраст больного и причина обращения: заболевание, профосмотр, прививка, обращение, за справкой или по другим причинам.

Данную часть талона заполняет врач или медицинская сестра, которая работает вместе с врачом на амбулаторном приеме.

Правильность заполнения талона подтверждается подписью врача.

Талон на прием к врачу является основанием для заполнения «Ведомости учета посещений в поликлинике (амбулатории), диспансере, консультации, дома» (форма №039/о).

Срок хранения - 1 год после отчетного периода.

3. «Листок лечебных назначений» (форма №003-4/о) является оперативным документом, который предназначен для регистрации режима пребывания больного в стационаре, предназначенного ему диетического питания, методов обследования, медикаментозного лечения, физиотерапевтических и психотерапевтических процедур.

Заполняется лечащим врачом в день госпитализации больного в стационар с внесением необходимых коррективе на протяжении лечения больного. Записи (названия препаратов, процедур, местного лечения и т.п.) ведутся на украинском языке, разборчиво.

Для хранения листков врачебных назначений на период лечения больных в стационаре ведется специальная папка в каждом отделении. Ежедневно средние медицинские работники делают отметки о выполнении назначений.

После выписки больного из стационара листок врачебных назначений подклеивается в «Медицинскую карту стационарного больного» (форма №003/о) и сохраняется вместе с ней 25 лет.

4. Листок нетрудоспособности - это многофункциональный документ, который является основанием для освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью и с материальным обеспечением застрахованного лица в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов.

Лицевая сторона бланка заполняется лечащим врачом или младшим медицинским работником с медицинским образованием. Оборотная сторона бланка заполняется по месту работы застрахованного лица. Записи осуществляются разборчивым почерком, без помарок, синими, фиолетовыми или черными чернила.

Вышеперечисленные статистические формы являются источником получения информации и статистических данных (заболеваемость, посещаемость и т.д.), которая предоставляется в вышестоящие органы из лечебно-профилактических учреждений, обрабатывается отделом здравоохранения и служит для различных целей - составления областных, общегосударственных статистических сведений и принятия соответствующих управленческих решений.

Таким образом, продолжается процесс реформирования служб здравоохранения города, для улучшения оказания медицинской помощи, что должно обеспечить выполнение основных направлений:

· полное выполнения Указов Президента Украины, Постановлений Кабинета Министров Украины по вопросам здравоохранения;

· наращивание кадровых, финансовых и материальных ресурсов на приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи;

· выполнение принципа программно-целевого планирования и финансирования приоритетных программ в здравоохранении города;

· реализация комплекса мероприятий для дальнейшего развития и оптимизации амбулаторно-поликлинической помощи населению, а именно, формирование системы обслуживания больных семейными врачами, максимальное предоставление помощи через сеть дневных стационаров, стационаров на дому, отделений хирургии одного дня;

· продолжение внедрения комплексной программы по охране здоровья женщин и детей с привлечением инвестиций;

· использование внебюджетных средств финансирования для технического переоснащения медицинских служб;

· внедрение экономических форм управления с целью повышения эффективного и экономического использования кадровых и материальных ресурсов;

· внедрение в работу систем медицинского страхования;

· повышение уровня медицинских мероприятий для формирования здорового образа жизни, санитарных знаний населения;

· внедрение компьютерных технологий в процесс диагностики, систему учета, отчетности, управления здравоохранением, организации документооборота;

· выполнение мероприятий для социальной защиты медицинских работников.

Оснащение техникой - острая необходимость на сегодня. И это болезненный вопрос. Денег в бюджете города не хватает. Оргтехника есть только в информационно-аналитическом отделе - 12 шт. и 70 компьютеров в лечебно-профилактических учреждениях, которые используются в лучшем случае в качестве печатной машинки. Оснащение оргтехникой тоже очень низкое, так же как и знания медицинского персонала как пользоваться компьютером и оргтехникой.

Делись добром ;)