Компьютерные системы управления документооборотом в сфере здравоохранения
2.1.1 Характеристика лечебно-профилактических учреждений города
Отдел здравоохранения г. Краматорска является отделом исполкома городского совета и состоит из 6 человек. Оргструктура отображена в приложении А.
Отдел здравоохранения г. Краматорска создан в мае 2002 года путем реорганизации КМУ коммунальное лечебное учреждение «Центральная городская больница» в КМУ «Городская больница №1», КМУ «Поликлиника №4» и отдел здравоохранения (6 человек).
При отделе здравоохранения создан информационно-аналитический отдел, в котором существует 15 штатных единиц, который является «мозговым центром».
Таблица 1 - Входящая и исходящая документация отдела здравоохранения (основные виды)
Организации, из которых поступают и в которые направляются документы (адресат / адресант) |
Виды входящих в отдел здравоохранения документов |
Виды исходящих из отдела здравоохранения документов |
|
Исполком Краматорского городского совета |
Распоряжения, решения, письма |
Письма |
|
Лечебно-профилактические учреждения г. Краматорска |
Приказы, письма |
Приказы, письма |
|
Лечебно-профилактические учреждения других городов |
Письма |
Письма |
|
Областное управление здравоохранения Донецкой облгосадминистрации |
Приказы, решения, письма |
Письма, приказы (копии) |
|
Министерство здравоохранения Украины |
Приказы, письма |
Письма |
|
Правоохранительные органы г. Краматорска и других городов |
Письма |
Письма |
|
Прокуратура г. Краматорска |
Требования, письма |
Письма, акты |
|
Промышленные и другие организации г. Краматорска и других городов |
Письма |
Письма |
Перечислим лечебно-профилактические учреждения г. Краматорска:
1. КМУ «Городская больница №1»
2. КМУ «Городская больница №2»
3. КМУ «Городская больница №3»
4. КМУ «Поликлиника №1»
5. КМУ «Поликлиника №4»
6. КМУ «Стоматологическая поликлиника №1»
7. КМУ «Стоматологическая поликлиника №2»
8. КМУ «Детское территориальное медицинское объединение»
9. КМУ «Станция скорой медицинской помощи»
10. КМУ «Центр здоровья»
11. КЛПУ КЛПУ - коммунальное лечебно-профилактическое учреждение «Городской онкологический диспансер г. Краматорска»
12. КЛПУ «Городской наркологический диспансер г. Краматорска»
13. КЛПУ «Городской противотуберкулезный диспансер г. Краматорска»
14. КЛПУ «Городской кожно-венерологический диспансер г. Краматорска»
15. КЛПУ «Городская психиатрическая больница г. Краматорска»
16. КМУ «Станция переливания крови»
17. Дом ребенка «Антошка»
Кроме того, работают также частные медицинские учреждения, а также государственная санитарно-эпидемиологическая станция, но поскольку они не входят в подчинение отдела здравоохранения, то в дальнейшем учитываться не будут.
Приведем также состав работников в лечебно-профилактических учреждениях г. Краматорска
Таблица 2 - Состав работников по возрасту в лечебно-профилактических учреждениях г. Краматорска
Наименование |
Состав работающих по возрасту |
Всего |
|||||
18-30 |
31-40 |
41-50 |
51-60 |
Старше 60 |
|||
Врачи |
116 |
120 |
189 |
133 |
92 |
650 |
|
Зубные врачи |
1 |
4 |
8 |
13 |
|||
Врачи-лаборанты с высшим немедицинским образованием |
2 |
6 |
11 |
8 |
3 |
30 |
|
Младшие медицинские специалисты |
543 |
528 |
320 |
260 |
144 |
1795 |
|
Другие |
315 |
295 |
506 |
443 |
175 |
1834 |
|
Итого |
976 |
949 |
1027 |
848 |
422 |
4222 |
По данным таблицы 2 отобразим данные в графическом виде в виде диаграмм: разрез по составу медицинского персонала и распределение по возрасту.
Рисунок 1 - Состав работников по категориям в лечебно-профилактических учреждениях г. Краматорска
Рисунок 2 - Состав работников по возрасту в лечебно-профилактических учреждениях г. Краматорска
Из диаграмм видно, что большинство персонала - младшие медицинские специалисты или другие категории. Треть - предпенсионного возраста, молодежь составляет почти четверть персонала, что хорошо скажется на омоложении кадров в будущем.
2.1.2 Состояние документооборота в отделе здравоохранения и лечебно-профилактических учреждениях города
Начнем с небольшой статистики по городу.
Сеть учреждений города представлена 17 лечебно-профилактическими учреждениями с 12 структурными поликлиническими отделениями, стационарными подразделениями на 1730 коек различного профиля, на различных объектах имеется 8 здравпунктов. Обеспеченность поликлиническими учреждениями и лечебными койками соответствует нормативным требованиям.
Таблица 3 - Обеспеченность врачами по специальностям
Врачебная специальность |
Областной показатель |
Показатель по городу |
|
Пульмонологи |
0,12 |
0,11 |
|
Терапевты |
4,8 |
4,5 |
|
в т.ч. - участковые |
2,64 |
3,1 |
|
Кардиологи |
0,61 |
0,76 |
|
Ревматологи |
0,09 |
0,06 |
|
Гастроэнтерологи |
0,19 |
0,23 |
|
Эндокринологи |
0,28 |
0,35 |
|
Нефрологи |
0,07 |
- |
|
Аллергологи |
0,05 |
0,06 |
|
Хирурги |
1,63 |
1,4 |
|
Анестезиологи |
1,45 |
1,29 |
|
Травматологи |
0,95 |
0,99 |
|
Урологи |
0,3 |
0,35 |
|
Стоматологи (взрослые) |
2,92 |
3,27 |
|
Гинекологи |
2,53 |
2,28 |
|
Педиатры |
16,44 |
18,61 |
|
в т.ч. - участковые |
9,01 |
12,2 |
|
Офтальмологи |
0,74 |
0,76 |
|
Отоларингологи |
0,66 |
0,82 |
|
Невропатологи (взрослые) |
1,38 |
1,40 |
|
Инфекционисты |
0,56 |
0,47 |
|
Фтизиатры (взрослые) |
0,53 |
0,87 |
|
Психиатры |
0,86 |
0,70 |
|
Дерматовенерологи |
0,76 |
0,76 |
Рисунок 3 - Обеспеченность врачами по специальностям
Из диаграммы видно, что по городу значительно лучше показатели, чем по области у эндокринологов, аллергологов, анестезиологов, стоматологов; а также хуже у терапевтов, нефрологов, урологов.
Что касается документооборота, то он проводится по-старому. Вся документация составляется на бумаге, что является минусом при работе с большим количеством пациентов и соответственно огромного количества данных, который обрабатывает информационно-аналитический отдел. Все это трудоемкий процесс. Приведем несколько образцов документов (приложения Б-Е).
1. Медицинская карта амбулаторного больного (форма №025/о) является основным первичным медицинским документом больного, который лечится амбулаторно или дома, и заполняется на всех больных при первом обращении за медпомощью в данное лечебное заклад.
На каждого больного в поликлинике ведется одна медицинская карта независимо от того, лечится он в одного или нескольких врачей.
Карта заполняется во всех лечебных учреждениях, городских и сельских, включая врачебные здравпункты, которые ведут амбулаторный прием общий и специализированный.
Медицинская карта амбулаторного больного заполняется:
- в противотуберкулезных учреждениях;
- в кожно-венерологических учреждениях;
- в женских консультациях;
- в поликлиниках и т.д.
На фельдшерско-акушерских пунктах и фельдшерских здравпунктах вместо медицинской карты амбулаторного больного ведется «Журнал регистрации амбулаторных больных» (форма №074/о).
На титульном листке медицинской карты амбулаторный больной предусмотрен место для записи заболеваний, по поводу каких больной был взят под диспансерный учет с указанием даты, взятия / снятия с учета и причины снятия.
Больной может находиться на диспансерном учете по поводу одного и того же заболевания у нескольких специалистов (например, по поводу язвенной болезни желудка, хронического холецистита у терапевта и хирурга). На титульном листке он записывается один раз специалистом, который первый взял больного на диспансерный учет.
Если больной наблюдается по поводу нескольких этиологично не связанных между собой заболеваний у одного или нескольких специалистов, то каждое из них выносится на титульный листок.
Если у больного изменяется характер заболевания, то на титульный листок формы выносится новый диагноз без даты взятия на учет, а старая запись зачеркивается.
«Листок записи заключительных диагнозов» заполняется врачами всех специальностей на каждое заболевание, по поводу которого больной обратился в данное учреждение в отчетном году. Заболевание, которое выявлено у больного впервые в жизни, считается впервые выявленным и отмечается в графе 3 знаком «+» (плюс). При этом, если заболевание установлено при обращении по поводу заболевания, то знак «+» проставляется в графу 3; если выявлено при профилактическом осмотре, то знак «+» проставляется в графу 4.
2. «Талон на прием к врачу» (форма №025-4/о) является оперативным документом, который позволяет правильно формировать очередь приема пациентов.
В талоне (форма №025-4/о) на лицевой стороне указывается фамилия, имя, отчество больного, его адрес, номер медицинской карты амбулаторного больного, номер кабинета, время явки к врачу, фамилия врача.
Данные сведения заполняются в регистратуре или самим пациентом, если в поликлинике введенная система самозаписи больных к врачу.
На обратной стороне талона путем подчеркивания отмечается возраст больного и причина обращения: заболевание, профосмотр, прививка, обращение, за справкой или по другим причинам.
Данную часть талона заполняет врач или медицинская сестра, которая работает вместе с врачом на амбулаторном приеме.
Правильность заполнения талона подтверждается подписью врача.
Талон на прием к врачу является основанием для заполнения «Ведомости учета посещений в поликлинике (амбулатории), диспансере, консультации, дома» (форма №039/о).
Срок хранения - 1 год после отчетного периода.
3. «Листок лечебных назначений» (форма №003-4/о) является оперативным документом, который предназначен для регистрации режима пребывания больного в стационаре, предназначенного ему диетического питания, методов обследования, медикаментозного лечения, физиотерапевтических и психотерапевтических процедур.
Заполняется лечащим врачом в день госпитализации больного в стационар с внесением необходимых коррективе на протяжении лечения больного. Записи (названия препаратов, процедур, местного лечения и т.п.) ведутся на украинском языке, разборчиво.
Для хранения листков врачебных назначений на период лечения больных в стационаре ведется специальная папка в каждом отделении. Ежедневно средние медицинские работники делают отметки о выполнении назначений.
После выписки больного из стационара листок врачебных назначений подклеивается в «Медицинскую карту стационарного больного» (форма №003/о) и сохраняется вместе с ней 25 лет.
4. Листок нетрудоспособности - это многофункциональный документ, который является основанием для освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью и с материальным обеспечением застрахованного лица в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов.
Лицевая сторона бланка заполняется лечащим врачом или младшим медицинским работником с медицинским образованием. Оборотная сторона бланка заполняется по месту работы застрахованного лица. Записи осуществляются разборчивым почерком, без помарок, синими, фиолетовыми или черными чернила.
Вышеперечисленные статистические формы являются источником получения информации и статистических данных (заболеваемость, посещаемость и т.д.), которая предоставляется в вышестоящие органы из лечебно-профилактических учреждений, обрабатывается отделом здравоохранения и служит для различных целей - составления областных, общегосударственных статистических сведений и принятия соответствующих управленческих решений.
Таким образом, продолжается процесс реформирования служб здравоохранения города, для улучшения оказания медицинской помощи, что должно обеспечить выполнение основных направлений:
· полное выполнения Указов Президента Украины, Постановлений Кабинета Министров Украины по вопросам здравоохранения;
· наращивание кадровых, финансовых и материальных ресурсов на приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи;
· выполнение принципа программно-целевого планирования и финансирования приоритетных программ в здравоохранении города;
· реализация комплекса мероприятий для дальнейшего развития и оптимизации амбулаторно-поликлинической помощи населению, а именно, формирование системы обслуживания больных семейными врачами, максимальное предоставление помощи через сеть дневных стационаров, стационаров на дому, отделений хирургии одного дня;
· продолжение внедрения комплексной программы по охране здоровья женщин и детей с привлечением инвестиций;
· использование внебюджетных средств финансирования для технического переоснащения медицинских служб;
· внедрение экономических форм управления с целью повышения эффективного и экономического использования кадровых и материальных ресурсов;
· внедрение в работу систем медицинского страхования;
· повышение уровня медицинских мероприятий для формирования здорового образа жизни, санитарных знаний населения;
· внедрение компьютерных технологий в процесс диагностики, систему учета, отчетности, управления здравоохранением, организации документооборота;
· выполнение мероприятий для социальной защиты медицинских работников.
Оснащение техникой - острая необходимость на сегодня. И это болезненный вопрос. Денег в бюджете города не хватает. Оргтехника есть только в информационно-аналитическом отделе - 12 шт. и 70 компьютеров в лечебно-профилактических учреждениях, которые используются в лучшем случае в качестве печатной машинки. Оснащение оргтехникой тоже очень низкое, так же как и знания медицинского персонала как пользоваться компьютером и оргтехникой.