Анализ и построение внутренней среды предприятия

курсовая работа

1.1 Сущность и понятие анализа внутренней среды

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Любая организация располагает внутренней и внешней средой. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации.

Основные переменные, представленные на рисунке 1, в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология и люди:

Рисунок 1- Переменные внутренней среды организации

Цель - это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться предприниматель в процессе организации предприятия[3;c. 14].

Структура предприятия - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных подсистем предприятия, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей предпринимательской деятельности. На структуру предприятия непосредственное влияние оказывают и элементы его внутренней и внешней среды.

Структурный анализ предприятия позволяет, во-первых, спроектировать оптимальную структуру предприятия и, во-вторых, сформировать структуру управления предприятия. При всей своей противоположности эти подходы к структуризации предприятия существуют в органичной взаимосвязи. Тем самым структурное описание предприятия является предпосылкой для совершенствования его существующих структур и создания для него новых.

Задача - это предписанная работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Производство - это сочетание квалификационных навыков персонала предприятия, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для производства товаров или оказания услуг. С процессом производства тесно связаны инновации. Инновации - это всевозможные ноу-хау, технические достижения, внедрение новых или усовершенствованных решений в технику, производство, процесс снабжения и сбыта, общественную жизнь и т.д.

Персонал - наиболее значимый элемент внутренней среды предприятия. Использование человеческого потенциала - необходимое условие для достижения предпринимательских целей предприятия [3;c. 14].

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [1;c. 196].

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

- взаимодействие менеджеров и рабочих;

- найм, обучение и продвижение кадров;

- оценка результатов труда и стимулирование;

- создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает в себя:

- коммуникационные процессы;

- организационные структуры; нормы, правила, процедуры;

- распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят:

- изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства;

- обслуживание технологического парка;

- осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации [1;c. 197].

Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим работникам.

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом [1;c. 197].

Анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу. Эффективная разработка стратегии начинается с определения того, что организация должна, а чего не должна делать, и видения того, куда организация должна направляться.

Стратегическое видение предприятия всегда крайне индивидуально. Общие положения, применимые к любому предприятию, или к любой отрасли, не имеют управленческой ценности

Видение включат в себя:

представление о политической, экономической, научно-технической ситуации внутри предприятия, а также за его пределами;

представление о желаемом и возможном состоянии предприятия в этой ситуации.

Существуют три аспекта в формировании хорошо проработанного стратегического видения:

- понимание, в каких сферах бизнеса работает предприятие;

- объяснение стратегического видения предприятия ясно, доходчиво и вдохновенно;

- своевременное решение, когда изменять стратегический курс предприятия [7;c. 52].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что под внутренней средой понимают совокупность уровней управления и функциональных подсистем предприятия. Так как предприятие представляет собой созданную предпринимателем систему, то функционирование и взаимодействие внутренних подсистем является результатом управленческих решений, принимаемых на различных уровнях управления предприятием.

Делись добром ;)