Концентрация и диверсификация производства
2.1 Концентрация производства: преимущества и недостатки
Экономические показатели функционирования предприятия (производительность труда, себестоимость, рентабельность, прибыль, материалоемкость и др.) в наибольшей мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы фирмы, в большинстве случаев, улучшаются до его оптимальных размеров, а потом могут ухудшаться.
Нет сомнений, что объем выпускаемой продукции зависит от величины задействованных производственных ресурсов, т.е. от величины постоянного и переменного капитала.
На предприятии объем выпуска продукции возможно увеличить за счет наиболее полного использования мощностей, в таком случае цель очень быстро достигается путем привлечения дополнительного количества переменного капитала. Если в фирме отсутствует резерв производственных мощностей, то увеличение выпуска продукции требует достаточно длительного времени и привлечения не только переменного, но и постоянного капитала. Экономический эффект в первом случае достигается за счет снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.
Крупные предприятия имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед мелкими и средними предприятиями.
Преимущества крупных предприятий в общем виде проявляются в следующем:
крупные предприятия являются проводниками НТП, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука--производство», т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, конструкторских и проектных работ, прикладных и поисковых работ, создания новой техники и нового оборудования, а также его распространения и сбыта;
на крупных компаниях легче внедряются и лучше используются более современное и высокопроизводительное оборудование;
крупные предприятия создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;
на крупных компаниях с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;
на крупных предприятиях имеется возможность - использовать отходы производства и организовать производство побочных продуктов;
на крупных предприятиях имеется возможность и экономическая целесообразность соединения науки с техникой;
на крупных компаниях больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;
концентрация позволяет добиваться монопольного положения в отрасли;
концентрация позволяет расширить рыночную власть с помощью централизации и лоббировать интересы крупных компаний.
Крупные предприятия, как уже отмечалось выше, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учитывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.
Недостатки крупных предприятий, в первую очередь, проявляются в следующем:
увеличиваются транспортные расходы на доставку сырья, материалов, комплектующих изделий к предприятию и на отправку готовой продукции потребителям по причине увеличения радиуса транспортировки;
при строительстве крупных производств требуются немалые единовременные капитальные вложения, сроки строительства увеличиваются, это приводит к омертвлению капитала;
с возрастанием масштабов предприятия процесс управление заметно усложняется;
повышается нагрузка на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;
нарушается принцип равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов государства;
возможность монополизации производства и т.д.
Таким образом, крупные компании имеют как преимущества, так и недостатки. Особое внимание на них следует обратить при проектировании и создании предприятий широкого масштаба.