Корпоративная культура на примере МК "Азовсталь"
1.1 Сущность и основные элементы корпоративной культуры
Эффективность деятельности компании определяется следующими факторами: техническим и организационным уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оплаты труда, наличием стратегии развития. Эти механизмы, обычно регламентируются в различных нормативных документах (технических паспортах, планах, программах, тарифной системе и др.). В то же время в коллективе любой корпорации имеется такая сфера отношений, которая не поддается формальной регламентации. Эти отношения складываются в течение ряда лет по неписаным правилам под влиянием исторического опыта, менталитета людей, местных обычаев и традиций, духовных ценностей и вкусов.
В менеджменте предприятий названные отношения проявляются в неформальном разделении труда, наличии неформальных лидеров, устоявшихся привычек и традиций, а также особого микроклимата в коллективе. Вся указанная сфера объединяется понятием «корпоративная (или организационная) культура».
Корпоративная (организационная) культура базируется на основополагающих ценностях, разделяемых членами компании. Эти ценности в разных корпорациях могут быть разными и в том числе в зависимости от того, чьи интересы лежат в основе деятельности компании: самой компании в целом или отдельных ее членов. Из названных выше ценностей вытекают стили руководства, поведения, общения, деятельности.
Оценку корпоративной культуры а также корпоративного управления мы можем сделать, проанализировав предприятие в сравнительном соизмерении на основании следующих показателей (см.Приложение Б)
Высокий уровень корпоративной культуры является важным стратегическим фактором, мобилизующим все структурные звенья корпорации и ее отдельных работников на достижение поставленных целей в рамках продекларированной миссии компании.
К наиболее значимым характеристикам корпоративной культуры относятся:
осознание работником своего места в компании (группе);
тип совместной деятельности;
нормы поведения;
тип управления;
культура общения;
система коммуникаций;
деловой этикет;
традиции компании;
особенности трактовки полномочий и ответственности;
трудовая этика.
Решающим фактором в становлении корпоративной культуры является философия компании или другими словами, принципы, которым следует руководство компании. Эти принципы формируются в рекламных материалах, в речах основателей компании, информационных документах.
Формирование таких принципов преследует цель создать в глазах своих сотрудников и во внешней среде определенный имидж корпорации.
Имидж корпорации - это своеобразная медаль, одна сторона которой представляет собой внутренний образ компании, то есть Шествующий в сознании членов корпорации, а вторая - ее внешний образ, предназначенный для партнеров, конкурентов, финансово-кредитных организаций налоговой службы и т.п.
Основная забота руководства компании - это внешний облик корпорации, так как от этого во многом зависит успех ее деятельности в конкурентной среде. Этот облик формируется в сознании лиц и организаций под воздействием контактов с компанией, как непосредственно с сотрудниками фирмы, так и в ходе знакомства с рекламой, посещений выставок, презентаций.
Имидж компании может формироваться стихийно и целенаправленно. Часто у руководителей «не доходят руки» до того, чтобы отслеживать возникающий образ своей компании. Все силы отдаются формированию, главным образом, производственного потенциала предприятия. В таких случаях складывается стихийный имидж, имеющий обычно как положительные, так и отрицательные черты, из-за чего об одной и той же компаний можно услышать прямо противоположные мнения. Естественно правильнее начинать работу по формированию имиджа компании одновременно с созданием предприятия.
Таким образом, работа над имиджем тонкая и сложная, охватывающая многие процессы и многих людей, но совершенно необходимая, если корпорация хочет закрепиться на рынке и иметь хорошие перспективы дальнейшего развития.
Далее рассмотрим типы совместной деятельности, которые определяют характер взаимодействия работников в рамках коллективного труда, способ корпорации такого труда. Существует несколько типов совместной деятельности (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Характеристика отдельных типов совместной деятельности
Тип совместной деятельности |
Основные черты |
|
Индивидуальный |
Минимальное взаимодействие между участниками труда. Каждый исполнитель имеет свой объем работ в соответствии с профессиональной позицией. Личное общение осуществляется в основном в непрямой форме: через компьютерные сети, телефон, телетайп и т.п. Высокая инициативность, ориентация на индивидуальные достижения |
|
Последовательный |
Последовательное включение в работу исполнителей одного за другим в соответствии со спецификой технологического процесса и квалификацией каждого. Межличностное общение выражено в большей степени, чем при индивидуальном типе деятельности. Четкое соблюдение нормативов. |
|
Взаимодействующий |
Участие каждого работника в решении общей задачи. Характер труда отдельных работников определяется руководителем. Эффективность общей трудовой деятельности зависит от вклада каждого члена коллектива. Высокая ориентация на авторитет лидера, групповую нравственность |
|
Творческий |
Особый тип деятельности - совместное творчество; каждый участник - создатель чего-то нового, уникального. Ориентация на профессиональное развитие. Данный тип характерен для сфер науки и искусства. |
Следующей, более высокой стадией развития корпоративной культуры является, как уже отмечалось, культура бизнеса в целом. Возникновение крупных интегрированных структур (в частности, холдингов) влечет за собой необходимость изыскивать ресурсы за пределами возможностей даже нескольких компаний, а следовательно, и развития проектного менеджмента, осознание необходимости формирования не просто договорных отношений, но и интеграции ценностей, идеологии. Культуру бизнеса можно охарактеризовать как инструмент преобразования управленческих технологий в технологии системной корпорации деятельности корпорации. Те компании, которые выходят на уровень культуры бизнеса, имеют лучшие условия для своего развития, так как:
способствуют формированию новых возможностей для развития бизнеса;
формируют новую культурную среду, обеспечивающую возникновение новых потребностей общества в развитии дополнительных видов бизнеса.
Естественно, что компании, находящиеся на разных уровнях развития культуры, имеют и разные перспективы (табл. 1.2)
Таблица 1.2
Перспективы компаний с различным уровнем корпоративной культуры
Уровень |
Характеристика компании |
Перспективы компании |
|
Корпоративная культура |
Развитая атрибутика корпоративной культуры; ориентация на получение прибыли, завоевание и удержание позиций на рынке; патриотизм, командный дух |
При отсутствии способности учитывать быстро меняющиеся условия макросреды компания может стать неэффективной |
|
Межкорпоративная культура |
Открытость, готовность к изменениям. Корпоративная культура компании толерантна к другим культурам, их ценностям, нормам и атрибутам |
Дополнительные возможности ведения бизнеса, расширение информационных ресурсов, развитие персонала, стабильная работа компании |
|
Уровень |
Характеристика компании |
Перспективы компании |
|
Культура бизнеса |
Готовность к социальному партнерству; взаимное обогащение корпоративной культуры компании и общественных ценностей |
Развитые ценности и потребности формируют предпосылки для появления новых направлений деятельности |
Решающим фактором в становлении корпоративной культуры является философия компании или другими словами, принципы, которым следует руководство компании. Эти принципы формируются в рекламных материалах, в речах основателей компании, информационных документах. Формирование таких принципов преследует цель создать в глазах своих сотрудников и во внешней среде определенный имидж корпорации.
Тип управления корпоративной культуры характеризует то, как принимаются и реализуются в компании управленческие решения.
Тип управления должен соответствовать организационной (корпоративной) культуре фирмы и в первую очередь, особенностям менталитета персонала. То есть нельзя, например, управлять научным коллективом методами, принятыми в армии, также как нельзя руководить производственным предприятием методами театрального режиссера.
Корпоративные стандарты являются частью корпоративной культуры и представляют собой правила, которые принято выполнять.
Культуру корпорации нельзя разглядывать как что-то статическое. Она возникает на определенном этапе развития корпорации и постоянно укрепляется. Новые сотрудники воспринимают культуру такой, какой она есть. Вместе с тем они и укрепляют эту культуру, внося в ее свои индивидуальные ценности. Новые стратегии предпринимательской деятельности, культура производства, какие-либо изменения в политике корпорации - все это оказывает влияние на ту или иную организационную культуру.
Культура корпорации сказывается различно. Она может включать в себя устоявшиеся неписаные правила, стандарты о том, что важно, предубеждения, стандарты общественного этикета и обращения, установленные традиции, которые определяют отношения старшинства и субординации и иные традиции, которые дают понятия работникам, как нужно и как не надо себя вести. Ежедневная жизнь в организационном товариществе полные особых убеждений, определенного режима и обычаев, которые вместе составляют особую культурную жизнь.