logo
Анализ и совершенствование менеджмента гостеприимства на примере гостиницы "Ритц-карлтон"

1.4 Основные показатели гостиничных предприятий столицы

В 2012 г. наметилась тенденция перераспределения спроса от гостиниц более низких ценовых категорий в сторону дорогого сегмента гостиниц 4-5* и связанное с этим изменение структуры предложения. В структуре спроса на качественные гостиничные услуги преобладают бизнес-туристы. Такая тенденция сохраняется и в течение 2013 г. [6]

По итогам 2012 г. уровень загрузки гостиниц Москвы категории 3* составил около 64%, 4-5* - 65%. В сравнении с показателями 2011 г. произошло увеличение загрузки во всех сегментах.

Уже сейчас можно прогнозировать незначительный рост уровня загрузки в 2014 г. на 1-2% за счет увеличения туристического потока.

По итогам 2012 г. средняя стоимость размещения (ADR) за номер в Москве составила для гостиниц категории 3* - $180, для 4-5* - $390. По сравнению с аналогичным периодом 2011 г. стоимость размещения снизилась на 8% для гостиниц категории 3*, и увеличилась на 6% - для категории гостиниц 4-5*. Рост стоимости размещения в высококлассных гостиницах вызван в первую очередь появлением на рынке нового, более дорого предложения в данной категории. По прогнозам, рост стоимости размещения в гостиницах Москвы в 2014 г. будет на уровне 5-10%, то есть стоимость размещения в гостиницах категории 3* составит $200-210, в 4-5* - около $400-430.

Рост среднегодовой загрузки на 1% и показателя ADR на 6% позволил гостиницам верхнего сегмента увеличить показатель среднего дохода на номер (RevPAR). Однако по сравнению с предыдущим годом темп роста RevPAR снизился и составил 7 %, в то время как рост RevPAR 2010 г. к 2009 г. составлял 21,3%. В сегменте отелей средней категории (3*) показатель RevPAR низок, так как увеличение загрузки на 3% было достигнуто за счет значительного снижения средней цены номера. Можно предположить, что эта категория пользуется наибольшим спросом у туристических групп. Так как группы приносят доход не только за счет размещения, но и за счет таких дополнительных услуг как питание и конференц-услуги, то этот сегмент рынка является, безусловно, выгодным для гостиниц, несмотря на снижение цен, на которое им приходится идти. Рост RevPAR в сегменте 3* прогнозируется с 2012 г. [5]

Что касается гостиниц ценового сегмента ниже среднего, а именно крупных 2-3 звездных многокорпусных гостиниц постройки 50-х годов и крупных туристских гостиниц, то согласно данным системы взаимного информирования проводимого по 20 гостиницам вышеуказанного сегмента показатель ADR за 2012 года составил $85, а за аналогичный период 2011 года ADR составил $95. Несмотря на явное увеличение загрузки гостиниц данного сегмента показатель ADR падает.

По данным Мосгорстат, в 2012 г. доходы коллективных средств размещения г. Москвы увеличились на 16,3%. При этом расходы выросли на 9,9%, что в целом отрицательно сказалось на суммарном финансовом результате.

Основной статьей дохода гостиниц является выручка от реализации услуг размещения. В 2012 г. этот показатель вырос на 18% относительно 2011 г., превысив докризисное значение, зафиксированное в 2008 г.

В рассматриваемый период наблюдается стабильный рост доходов от продажи дополнительных услуг. Это говорит о повышении качества гостиничного предложения, появлении современных гостиничных комплексов с ресторанами, спа-центрами, конференц-залами. Материальные затраты и расходы по оплате труда по-прежнему составляют наибольшую часть в структуре основных расходных статей гостиничных предприятий Москвы.

Это говорит о динамичном развитии гостиничного рынка, улучшении качества номерного фонда, проводимых реновациях и росте квалификационных требований к кадровому составу, сопровождавшихся увеличением уровня заработной платы.