logo
Личное дело: особенности оформления и ведения

3. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Работа с документами _ это важнейшая, серьезная и достаточно сложная робота, в процессе которой производится заблаговременное представление о работнике.

Разбираются документы личного дела (автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора), различные справки, отзывы, письма и т.д. Их изучение позволяет:

_ во-первых, выявить общественные посылы к формированию и закреплению у работника тех или иных персонально-психологических качеств работнику;

_ во-вторых, выделить конкретные проявления или факты, свидетельствующие об активности различных психических процессов, об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций, черт характера;

_ в-третьих, определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей работника.

Объектом исследования должны стать:

_ социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории и т.д.;

_ особенности непосредственного социального окружения - в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей и т.п.;

_ содержание наиболее предпочитаемой и доступной информации, поступающей из источников, находящихся за пределами ближайшего окружения, посредством чтения книг, газет, журналов, просмотра телепередач, кинофильмов, бесед с людьми определенных интересов, склонностей и способностей;

_ основные события биографии человека, с которыми связаны наиболее кардинальные перестройки индивидуальных особенностей, изменения направления и темпа развития его личности.

Биографический метод

Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к публичным нормам, создание готовности к исполнению всевозможных ролевых целей, выработка индивидуальных ценностей, миропонимания, нрава и возможностей лица.

Неодномерность биографии лица, включающая в себя комплекс деятельностей и связей, ролей и функций, предназначает совокупность метода. Для того чтобы объять все это разнообразие и извлечь правдивую информацию, потребуется система определенных методов.

Главными источниками биографических данных являются:

_ официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);

_ практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных заданий и т.п.);

_ автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).

Сбор биографического материала начинается с изучения официальных документов личного дела. Основную цель анализа документации можно определить как получение информации о биографических данных, состоянии здоровья, моральных и индивидуально-психологических качествах, профессиональной направленности работника.

Работа с документами помогает составить заблаговременное, но довольно целое суждение об обследуемом. Анализ фактических итогов его работы дает шанс получить сведение о степени сформированности исследуемых качеств. В биографии работника нужно обратить внимание на характер его общения с окружающими, общественную активность, интересы и склонности, профессиональную направленность. Автобиография позволяет проследить целостную картину жизненного пути, основанную на воспоминаниях.

Одним из главных способов сбора информации является биографическая анкета, которая в достаточно полном объеме позволяет получить точные даты и конкретные данные жизни, оценить направление, предрасположенности, нравственные и другие персонально-психические качества работника, распознать их адекватность содержанию профессиональной деятельности.

Расширить и конкретизировать полученный материал можно в ходе личной беседы.

Биографические данные, приобретенные с помощью разных методов, для упрощения их следующего исследования упорядочиваются в хронологической таблице.

Хронология

События, факты

Характеристика

Оценка периода

Применяя хронологическую таблицу, проводят динамический анализ различных форм активности личности, развитие ее интересов и склонностей.

Высококачественная переработка всего биографического материала объединяется к интерпретации и изображению лица по житейским признакам, к оценке ее направления, характера, способностей, склонностей и т.д. Основной задачей интерпретации жизненного пути является установление последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии.

Главными направленностями интерпретации биографического материала являются:

- определение факторов развития данного работника (среды развития, собственной деятельности человека и др.);

- определение персональных фаз жизненного пути;

- анализ структуры факторов в каждой фазе;

- выявление связей между фазами индивидуального развития.

Анкетирование

Анкетный опрос _ это особенный метод сбора исходные данных о человеке, часто используемый в социальной психологии и социологии.

Анкета _ это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с основной задачей изучения. Вопросы анкеты могут касаться профессионального направления (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических специфик и др.

Известно несколько типов анкет. Анкеты, базированные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств. Форма ответа _ оценка в баллах степени выраженности того или иного индивидуального качества, черт характера (предприимчивости, коммуникабельности, тревожности, самодостаточности и пр.).

При применении данного метода нужно учесть его значимый недочет: высокую степень субъективности ответов из-за тяги человека изобразить себя с наилучшей стороны и скрыть изъяны. Применяя закрытую форму вопросов с несколькими вариациями ответов (например, распределенных по степени утверждения: “Нет, это совсем не так,” “Пожалуй, так”, “Верно”, “Совершенно верно”), можно повысить информативную ценность ответов.

Еще одной разновидностью метода анкетирования являются анкеты, вопросы которых сориентированы на оценку опрашиваемыми своих поступков в определенных житейских обстановках. В итоге обрабатывания данных профессионал делает заключение о присутствии и уровне развития у опрашиваемого индивидуально-личных свойств.

Существует ряд правил, которые устанавливают специфики создания любого типа анкет:

_ перед исследованием анкеты для повышения ее прогностичности нужно четко изображать цель и задачи грядущего изучения;

_ вопросы анкеты должны соответствовать уровню развития и жизненному опыту опрашиваемых (возрасту, образованию, социальному происхождению, национальным особенностям и т.п.);

_ в формулировках вопросов должно быть как можно меньше эмоционально значимых слов;

_ следует избегать возможности оценочных ответов (таких, как "хорошо-плохо", "сильно-слабо" и т.п.);

_ формулировки вопросов должны быть по возможности промежуточными, а когда этого трудно добиться, следует дублировать вопросы таким образом, чтобы они с разных сторон отображали одно и то же свойство;

_ анкета должна владеть довольной разрешающей способностью, то есть возможностью выявлять как можно более тонкие отличия между людьми по степени выраженности тех или иных индивидуальных свойств;

_ анкета должна быть доступна, то есть опрашиваемый должен осознать вопрос, суметь припомнить о каких-то событиях прошлого и выбрать соответственный для него ответ;

_ анкета не должна быть однотонной и шаблонной. Количество вариантов ответов в предъявляемых вопросах, как правило, не должно быть более 5-6, а расчетное время заполнения анкеты _ не более 30 минут. При разработке анкеты употребляются закрытые либо открытые вопросы.

Закрытые - это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов. достоинствами закрытых вопросов является возможность исключить неверное понимание вопросов, сопоставимость ответов, сравнительно более легкая форма заполнения ответов и обработка полученных данных.

Открытые вопросы _ когда опрашиваемый непринужденно отвечает на заданный вопрос без каких-либо ограничений, например, биографической анкеты.