Анализ и совершенствование организационной структуры ООО "Автоцентр"

курсовая работа

2.1.2 Ближайшее окружение ООО «Автоцентр»

Для исследования отрасли розничной торговли автотоварами в Санкт-Петербурге использовались следующие источники данных:

1. Первичные данные; данные о состоянии отрасли, полученные методом полевых наблюдений.

2. Вторичные данные: данные Госкомстата, официальные данные административных органов СПб, данные Петербургских СМИ, данные маркетинговых исследований, проведенных для других целей, но содержащие необходимую информацию.

Результаты маркетинговых исследований сведены в таблицы и приведены ниже.

Анализ ситуации в отрасли производится по трем направлениям: анализ общей ситуации, анализ конкурентной ситуации, изучение потребителей.

Экономические черты. Емкость рынка:

Оборот розничной торговли в 2009 году составил 116,5 млрд. рублей; доля универсальных магазинов в обороте розничной торговли в 2009 году - 15% это составляет 17 475 млрд. рублей.

Масштаб конкуренции:

Специфика товаров для автомобилистов позволяет рассчитывать на покупателей из соседнего района или с другого конца города, поэтому конкуренция очень велика. Однако выгодное местоположение, огромный ассортимент товарной продукции, приемлемые цены, гарантия качества и положительная репутация, которая завоевывалась все последние 60 лет, дают возможность ограничить круг конкурентов и рассматривать лишь крупные автомагазины.

Темпы роста рынка, и на какой стадии экономического роста он находится:

По данным статистики оборот розничной торговли в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 15 %. По данным СМИ в 2009 году число объектов торговли, работающих в отрасли возросло на 80%. Таким образом, стадию экономического роста рынка можно охарактеризовать как «рост»; Прибыльность отрасли считается средней.

Потенциал роста отрасли:

По данным маркетинговых исследований, опубликованных в СМИ, на каждого жителя Санкт-Петербурга приходится 0,68 кв.м. торговых площадей. Для сравнения, в Хельсинки этот показатель составляет 3,5 кв.м. на человека, во Франции - 5,7 кв.м. Прогнозы по дальнейшему росту отрасли подтверждаются и возросшими инвестициями в отрасль торговли. - Возможность входа на рынок крупных компаний. Прогнозируется выход на рынок компаний с иностранным капиталом.

Стабильность и надежность спроса

Спрос надежен, стабилен, характеризуется сезонностью: с мая по сентябрь наблюдается увеличение объемов продаж, к концу года спрос снижается. Изменчивость предпочтений потребителей не ощущается, так как находится всегда в пределах одной группы товаров существующих в продаже.

Изучение потребителей

В данной работе использованы данные из вторичных источников
информации, которых оказалось достаточно для дальнейшего исследования отрасли: информация от Госкомстата СПб, информация районных муниципалитетов.

На основе полученных данных проводится сегментирование рынка, определение потребительских запросов и потенциальной величины спроса.

Определение целевого сегмента рынка

Для сегментации рынка автотоваров основными критериями являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические. Географическим критерием можно считать проживание потребителей в границах локального рынка.

Существует множество методов сегментации в зависимости от целей и задач, стоящих перед исследователями. Используем один из самых распространенных - «метод группировок».

Таблица 2.2

Общие показатели отрасли розничной торговли

Показатель

Единицы измерения

Период

2008 год

2009 год

Оборот розничной торговли

Руб.

129,8 млрд.

138,4 млрд.

Доля универсальных магазинов в общем обороте розничной торговли

%

19%

23%

Совокупный доход населения

Долл.

8,9 млрд.

9,2 млрд.

Совокупный расход населения

Долл.

8,5 млрд.

8,9 млрд.

В т.ч. товары

Долл.

4,2 млрд.

4,4 млрд.

Из них автотовары

Долл.

2,1 млрд.

2,4 млрд.

Таблица 2.3

Результаты маркетинговых исследований по изучению потребителей

Наименование показателя

Ед. изм.

2009 год

Средняя ежедневная посещаемость автоцентра

Чел.

2500-3000

Стоимость средней покупки

руб

300

Запросы потребителей

Показатель

Процент опрошенных, отдавших предпочтение

Низкие цены

51%

Широкий ассортимент

20%

Широкий спектр дополнительных услуг

12%

Удобство расположения

8%

Наличие системы скидок

6%

Квалифицированный и вежливый персонал

3%

Демографический портрет посетителя

Возраст 25-50 лет

52%

Возраст 50-60 лет

15%

Возраст до 25 лет

23%

Благосостояние ниже среднего

13%

Благосостояние средний уровень

35%

Благосостояние выше среднего

31%

Благосостояние высокий уровень

21%

Мотивы посещения

Положительная репутация автоцентра

35%

Близость к месту проживания

40%

Транзитный проезд

12%

Близость к месту работы

3%

Иные мотивы

10%

Системообразующим критерием является причастность потребителей к посетителям магазина. Потребителем автотоваров является каждый автовладелец, но так как центр расположен в Санкт-Петербурге, то посетителей будет больше в этом городе. Первая группа - «жители Санкт-Петербурга».

По результатам маркетинговых исследований, чаще всех центр посещают две группы возрастных категорий: «возрасте 25-50 лет» и «в возрасте после 50 лет и до 25 лет». Так как потребители первой категории «возраст 25-50 лет», по результатам маркетинговых исследований бывают в центре чаще, то она делится на две группы по стоимостному признаку: «покупатели со стоимостью средней покупки до 300 руб.» и покупатели со стоимостью средней покупки от 300 руб.»

По результатам маркетинговых исследований стоимость средней покупки чаще - от 300 руб. В этой группе происходит деление еще на две группы: «покупатели с уровнем благосостояния выше среднего» и «покупатели со среднем уровнем благосостояния»

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис.2.1.Сегментация рынка методом группировок

Таким образом, в качестве целевого сегмента выступают следующие потребители: автовладельцы, в возрасте от 25-50 лет, со средним или выше среднего уровнем благосостояния.

Анализ конкурентной ситуации в отрасли

В рыночной экономике фирма действует в условиях конкуренции. Необходимо тщательно проанализировать конкурентную среду и условия конкуренции в отрасли. Одним из важных элементов анализа конкуренции является изучение конкурентного процесса для выявления главных источников конкурентного давления и определение интенсивности каждой из конкурентных сил. Хотя конкурентные условия не бывают одинаковыми, процессы соперничества на них аналогичны настолько, что можно использовать общую аналитическую схему для определения природы и интенсивности конкуренции.

«Модель пять конкурентных сил», впервые представленная Майклом Портером, является самым удобным, и популярным и легко применяемым методом анализ конкурентных условий рынка. Применяя данную модель к анализу конкурентной среды рынка розничной торговли автотоварами Санкт-Петербурга, получаем результаты, представленные на рис.2.2.

Умеренная сила конкурентной борьбы. На исследуемом рынке маркетинговые и конкурентные стратегии компаний-продавцов носят не агрессивный характер. К примеру, ближайший конкурент ООО «Автоцентра» - ООО «АЦР» в качестве маркетинговой стратегии придерживается позиции «завоевание доли рыка на уровне фирм-конкурентов». Т.е. как видим, кампания не ставит свой целью захватить большую долю рынка. Соперничество усиливается лишь при росте числа конкурентов в границах локального рынка, а оно в настоящий момент не растет. Приверженность покупателей, оценена при анализе общей ситуации в отрасли и является умеренным фактором конкурентной борьбы

Умеренное давление со стороны покупателей. На рынке присутствует большое количество потребительского сегмента и легкий переходом на продукцию конкурентов, с другой. Однако, поскольку на рынке присутствует большое число потребителей, то давление со стороны покупателей можно оценить как умеренное.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис.2.2. Модель пяти конкурентных сил

Сила входа возможных конкурентов оказывает сильное давление на конкурентную среду отрасли и интенсивность конкуренции. Барьеры для выхода оценены как умеренные. А в сочетании с большой привлекательностью отрасли это создает силу с очень сильным действием.

К тому же по прогнозам ведущих СМИ Санкт-Петербурга очень сильна угроза выхода на рынок фирм с иностранным капиталом. Так по оценкам аналитиков газеты «Деловой Петербург» (№ 9 от 26.12.2009.) ожидает выход на рынок, по крайней мере, трех компаний с иностранным капиталом, что рассмотрено при анализе общей ситуации в отрасли. Иностранные компании имеют большие финансовые ресурсы, опыт и за счет этого возможности установить лидерство в издержках. Таким образом, они является серьезными конкурентами даже для ветеранов рынка, работающих в отрасли многие годы. Российские компании, входящие на рынок, не обладают такими преимуществами, и не составляют важный элемент конкурентной борьбы.

Сила давления со стороны поставщиков оценена как слабая, потому что на авторынке большой выбор автотоваров различного производства и поставщики поставляют стандартизированную продукцию, которую можно приобрести на открытом рынке у огромного числа поставщиков с достаточными возможностями для выполнения заказов. В такой ситуации относительно просто получить все, что нужно по списку поставщиков, разделив покупки между несколькими из них для создания оживленной конкуренции.

Конкурентное давление со стороны заменителей отсутствует. Так как в качестве заменителей услуг универсального автомагазина могут выступить услуги оказываемые другими продавцами (оптовыми рынками, магазинами), данная возможность оценена при определении рыночных позиций конкурентов.

Анализируя построенную «модель пять сил» можно сделать следующий вывод: фактически существуют две силы, которые оказывают влияние на характер конкуренции на исследуемом рынке: сила, создаваемая рыночной властью покупателей и сила потенциального входа конкурентов.

Определение рыночных позиций конкурентов

Один из методов установления конкурентных позиций участников рынка - построение «карты стратегических групп конкурентов». Данный метод подробно был описан Майклом Портером. Для построения карты стратегических групп конкурентов для рынка автотоваров Санкт-Петербурга использованы следующие критерии и обозначения: по оси у - уровень цены, качества обслуживания, дополнительного сервиса; по оси х - диапазон ассортимента. Радиус окружности каждой группы пропорционален доле в общем объеме выручки от продаж в отрасли. Результат построения карты показан на рис. 2.3.

.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис.2.3. Карта стратегических групп конкурентов

В соответствии с картой стратегических групп конкурентов, приведем основные признаки, характеризующие каждую группу.

Таблица 2.4

Основные черты основных стратегических групп конкурентов

Группа

Сегмент потребителей

Площадь торгового объекта

Ассортимент товаров и услуг

Доля в общем объеме выручки по отрасли

Оптово-розничная торговля (склады, рынки)

С низким и средним доходом

Различная

до 5000

кв.м

Средний ассортимент

товаров

40%

Автомагазины площадью до 1000 кв.м

Со средним доходом

До 1000

кв.м

Средний ассортимент

товаров, редко

дополнительные услуги

35%

Автомагазины площадью от 1000 кв.м (в т.ч. магазины самообслуживания со сходными характеристиками)

Со средним

или выше

среднего

уровнем

дохода

От 1000

кв.м.

Большой ассортимент

товаров, широкий

спектр дополнительных

услуг.

25%

На карте видно, что жесткая конкурентная борьба идет между всеми категориями групп.

Основной конкурент ООО «Автоцентр» - ООО «АЦР» работает на рынке Санкт-петребурга с 1990 года. В автоцентре ООО «АЦР» работает квалифицированный персонал, который без проблем, быстро и гарантированно помогает выбрать автомобиль или любой другой товар, идеально отвечающий клиентским требованиям.

В авторизованном сервисном центре компании площадью 1950 м кв., имеются:

- интерактивная приемка на три автомобиля, оснащенная плунжерными подъемниками Nussbaum и тормозным стендом Maha.

- участок технического обслуживания и ремонта на 15 постов, включая 3D-стенд сход-развала Hunter.

- высокопроизводительный малярно-кузовной участок с двумя окрасочными камерами и четырьмя зонами подготовки Novaverta.

- современная, не повреждающая лакокрасочное покрытие круглосуточная мойка Tamermatic, производительностью 64 автомобиля в час.

- 2 поста ручной мойки с возможностью полной уборки автомобиля.

ООО «АЦР» предлагает также комплекс услуг по техническому обслуживанию: гарантийный и послегарантийный ремонт, кузовной ремонт и покрасочные работы, а также широкий выбор оригинальных запасных частей и аксессуаров.

Специалисты компании устанавливают дополнительное оборудование, аксессуары, сигнализации, охранные системы, противоугонные комплексы и мультимедиа.

Таким образом, мы видим, что ООО «АЦР» является сильным конкурентов в деятельности на авторынке.

Делись добром ;)