Менеджмент: условия и факторы возникновения и развития, современное состояние

дипломная работа

1.1 Предпосылки формирования менеджмента

Слово менеджмент все более активно вторгается в нашу жизнь, заменяя иногда и отменяя, привычное понятие управление. С одной стороны, такая, во многом не оправданная, замена является своего рода данью моде на все западное. Однако, с другой стороны, менеджмент и управление - это далеко не одно и то же.

Менеджмент - особая разновидность управления деловой и хозяйственной деятельностью интеграционного характера, присущая только рыночной экономике, а поэтому этому использование специального термина здесь уместно.

В нашей стране долгие годы управление было связано с командно-административной системой, являлось одной из основных форм реализации ее господе над всеми сторонами жизни общества, и, прежде всего в хозяйственной сфере.

Оно закрепощало людей, ограничивало их естественное стремление к поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы. В противоположность этому менеджмент предполагает свободу, право и обязанность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести в ответственность за их результаты.

Появление менеджмента было обусловлено тем, что развитие рынка постепенно привело к увеличению числа крупных капиталистических предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли в одиночку контролировать резко возросшие масштабы хозяйственной деятельности и квалифицированно руководить огромным количеством подчиненных. Поэтому они и вынуждены были нанимать для этого менеджеров, профессионально реализующих одну или несколько управленческих функций. Группы таких людей и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову руководство.

Само слово managment пришло из староанглийского языка, где означало искусство объезжать лошадей, однако истоки его коренятся в латыни (лат. manus - рука). В оборот оно было введено в Англии в связи с промышленной революцией XVIII - XIX вв., а затем распространилось по всему миру. Помимо указанного значения термином менеджмент обозначаются еще два понятия: особый вид человеческой деятельности и система научных знаний о ней. В рамках этой деятельности определяется, что, когда и кому производить, как планировать, распределять и эффективно использовать ресурсы, с помощью каких процедур и методов руководить людьми. Она в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам, например, организаторам концертов, продавцам в системе сетевой торговли и т.п.[8,c.14].

История управленческой мысли уходит своими корнями в глубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи. Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов.

Вавилонский царь Хаммурапи (1792 - 1750 до н.э.) создал свод законов управления государством, выработал собственный лидерский стиль, установил юридические нормы определения минимальной заработной платы и вознаграждения, контроля и ответственности.

Ассирийский царь Навуходоносор II (605 - 562 гг. до н.э.) разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных предприятиях и в зернохранилищах с помощью цветных ярлыков, которыми помечались ежедневно поступающие партии сырья. Это позволяло определить, как долго они находились в производстве.

Известный древнегреческий философ Платон (427 - 347 гг. до н.э.), видимо, первый в истории высказал научные идеи о разделении труда. В своих выступлениях он отмечал, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть у него нет возможности[14,с.38].

Великий Сократ (470- 399 гг. до н.э.), анализируя обязанности хорошего промышленника, торговца, военачальника, показал, что, по сути дела, они у всех одинаковы, и главное состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний. Таким образом, он сформулировал идею об общем характере управления.

Катон Старший (234 - 149 гг. до н.э.) писал, что, когда владелец объезжает свое поле, он должен посмотреть, как далеко продвинулись работы, что сделано и осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе, сравнить задания с результатом и получить объяснение, если часть ее не выполнена. После ответов владелец должен, если работе помешала плохая погода, дать задание об ее организации в закрытых помещениях. Катон отмечал, что владелец должен давать управляющему письменный план работы на год и четко объяснить задачи, чтобы тот понял.

В средние века многие мыслители пытались ответить на вопрос, что же движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичанин Томас Гоббс в 1651 г. и его соотечественник Джеймс Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Этот вывод, не такой уж далекий от истины, был сделан тогда, когда капитализм еще не в достаточной мере проявил себя, и ученые в большей степени осмысливали поведение аристократии[33,с96].

Их соотечественник Иеремия Бентам в книге Введение в принципы морали законодательства отстаивал ту точку зрения, что мотивами человеческого поведения являются польза и удовлетворение. Великий английский экономист Адам Смит в своем труде Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.) и других работах сформулировал принцип экономического человека, главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. Но дальнейшие исследования показали, что исключительно к обогащению стремятся лишь около 12 людей, в то время как к славе - почти 40%.[15,с.195]

Исследования проблемы мотивации продолжил в начале XIX века другой известный английский экономист Джеймс Милл. Ситуация, порожденная промышленной революцией конца XVIII - начала XIX столетия привела к тому, что наряду с эмпирическими методами в управление стали внедряться результаты прикладных исследований и экспериментов. Они помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные скорости работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организации производства и труда[11,c.57].

Концепцию контроля и расчета оплаты последнего, например, А. Смит. Англичанин Ричард Аркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, планирования размещения оборудования, координации работы машин и персонала, обеспечения дисциплины ему удалось добиться непрерывности технологических процессов. Это позволяло существенно сэкономить на издержках производства и достичь немалых успехов в борьбе с конкурентами.

В сущности, Аркрайт заложил основы того, что можно было назвать индустриальным управлением или, говоря современным, языком, организацией производства. Одновременно он сформулировал дисциплинарный кодекс фабричной системы в виде совокупности штрафных санкций (в основном вычетов из заработной платы) за различные нарушения, фиксируемые в специальной книге. Э.Уитни, известный как изобретатель хлопкоочистительной машины, первый из американцев использовал на своей хлопчатобумажной фабрике, а затем на оружейном заводе взаимозаменяемость частей машин, то есть применил стандартизацию, а также неподвижный сборочный конвейер. Кроме того, он широко использовал контроль качества и обосновал норму управляемости.

Широкомасштабный социальный эксперимент в области управления провел в 1800-1828 гг. английский ученый Роберт Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда текстильных фабрик. Суть этого эксперимента состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная с которого дети могли привлекаться к работе, сокращена продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы.[19,c.105]

При этом Оуэном руководила не только идея благотворительности, но и блестяще оправдавшийся экономический расчет, имевший своей целью повысить производительность труда. Оуэн первым в мире применил на фабрике методы морального стимулирования. Он привязал к станкам ленты разных цветов: красные - у лучших рабочих; зеленые - у средних; а желтые - у не выполняющих норму. Не повышая заработной платы, не вводя технических усовершенствований и не прибегая к угрозам, Оуэн добился того, что через два месяца на всех станках были красные ленты, то есть нормы перевыполнялись всеми работниками фабрики. Своими экспериментами Оуэн на практике опробовал идею того, что спустя полтора столетия стало на Западе повсеместно распространенным явлением, получившим название социального партнерства. Но эта идея настолько обогнала свое время, что была отвергнута современным ему обществом и вскоре предана забвению.

Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан изобретателем первой вычислительной машины Чарльзом Бэббиджем. Он родился в 1792 г. в семье банкира и в 1828 г. стал профессором математики в Кембридже. Бэббидж первым сформулировал концепцию разделения физического и умственного труда и составил перечень положительных моментов специализации:

1. Сокращение сроков овладения профессией вследствие упрощения требований к работнику. Чем больше операций содержит профессия, тем выгоднее специализация.

2. Уменьшение отходов материалов в процессе обучения, поскольку оно ориентировано на овладение одной задачей.

3. Экономия времени из-за отсутствия смены видов деятельности.

4. Возможность достичь более высокого уровня квалификации и скорости работы.

5. Стимулирование творчества.

6. Обеспечение более высокой сочетаемости человека и выполняемого задания[15, с.54].

Бэббидж разработал методику изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций, сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий, выявления путей повышения эффективности труда на основе статистического анализа, а также применения премиальной системы оплаты. Результаты своих исследований и практические рекомендации Бэббидж поместил в книге «Об экономии материалов и оборудования», которая оказалась первой в мире публикацией в области научного управления. Но последнее как цельная система еще не сложилось - эта задача была решена уже в ХХ столетии [15,c.56].

Уникальная систематизация истории развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры. Идеи управления не всегда были такими, какими мы видим их сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков. Шведский профессионал-практик Бенгт Карлоф совместно с исследователем Клодом Ст. Джоржем опубликовал в своей работе "Деловая стратегия" уникальную систематизацию истории развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры. (Приложение А).

Делись добром ;)